Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
Налог - одна из самых древних форм экономических  отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).
      Люди  о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства.
1.Теоретические основы построения налоговой системы…………………….. 5
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура……………………....5
1.2 Развитие взглядов ученых на роль налоговой системы в экономике…….11
2. Исторический аспект развития налоговой системы в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...14
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в Российской Федерации в 1992 году…………………………………………………………...…14
2.2 Характеристика современной налоговой системы  РФ………………….. 21
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы……………... 26
С 1 января 1993 г. снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% –по остальным товарам, что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993 г. К тому же предварительное оповещение о данном шаге привело к определенному снижению объемов реализации в IV квартале 1992 г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в феврале 1992 г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на молочные продукты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприятий–производителей указанной продукции и предприятий торговли. С февраля 1993 г. действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производства, оборудование для научных исследований, изделия медицинского назначения и сырье для их производства. Поступления НДС, составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизятся в 1993 г. до 8,3% ВВП. Налог на прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП вместо 10,5% в 1992 г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов – с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18% оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги на имущество. Отчисления в размере 11% фонда оплаты труда, начиная со II квартала, предполагается перераспределить из доходов пенсионного фонда в пользу государственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту бюджета, должны составить около 8% ВВП. Наибольший удельный вес (26%) в общем объеме расходов консолидированного бюджета на 1993 г. занимает финансирование социально-культурной сферы и мероприятий по социальной защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992 г. (9,2% ВВП). После обсуждения и доработки описанного проекта в Верховном Совете должен быть принят закон о бюджетной системе России на 1993 г. До его принятия бюджетное финансирование в I квартале 1993 г. будет осуществляться помесячно в размерах, предусмотренных планом IV квартала 1992 г.
      Наряду 
с Законом о налоге на прибыль 
в 1991 г. был принят Закон о налогообложении 
дохода предприятий, который в 1993 г. 
еще не вводится в действие. Однако 
и его будущее использование 
представлялось крайне нецелесообразным, 
причем отнюдь не только потому, что его 
введение потребует от предприятий достаточно 
длительной адаптации. Основной аргумент, 
приводимый обычно в пользу налогообложения 
дохода, то есть прибыли и фонда заработной 
платы, заключается в том, что это якобы 
предотвратит ускоренный рост средств, 
направляемых на оплату труда. 
      2.2 
Характеристика современной 
       
Российской Федерации 
Рассмотрим в самом общем виде структуру российской налоговой системы, сложившуюся к концу XX в., в следующих основных аспектах:
      - 
соотношения прямых и 
      - 
распределения налоговой 
      - 
роли отдельных налогов в 
      - 
распределения налоговых 
Рассмотрим систему законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. Налоговый кодекс РФ (ст. 1) определяет, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В целом взаимоотношения по исчислению и уплате налогов в бюджет в настоящее время регулируются нормативными актами и документами разного статуса и разной юридической силы следующих категорий.
      Во-первых, 
это Налоговый кодекс РФ (часть 
первая и четыре главы второй части), 
регламентирующий основные общие элементы 
отношений в области 
      Во-вторых, 
это федеральные законы о налогах 
и сборах, принятые по каждому из 
действующих налогов (кроме тех 
четырех, которые уже сегодня 
регулируются Налоговым кодексом РФ). 
К этой же категории актов можно 
отнести указы Президента РФ, регулирующие 
отдельные элементы режима налогообложения 
до принятия соответствующих 
      В-третьих, 
это законы субъектов РФ, регулирующие 
введение, режимы исчисление и уплаты 
налогов на территории каждого региона, 
а также те нормативные акты, которые 
устанавливают специфические 
В-четвертых, это нормативные акты органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение режимов исчисления и уплаты налогов на территории соответствующего муниципального образования.
В-пятых, это группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции Министерства по налогам и сборам (Госналогслужбы) и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов, а также инструкции финансовых органов субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты налогов.
      Применительно 
к проблемам 
      Доминирование 
тех или иных типов налогов (в 
первую очередь прямых и косвенных) 
отражает и общую политическую ориентацию 
государства. Считают, что чем выше 
уровень демократичности 
      Основным 
налоговым источником доходов консолидированного 
бюджета России является НДС. За счет его 
поступлений формируется более 28% налоговых 
доходов бюджетной системы. Для федерального 
бюджета его роль еще значительнее - более 
43%. Второй по значимости и масштабам поступлений 
для консолидированного бюджета - налог 
на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах 
федерального бюджета налог на прибыль 
играет не столь значимую роль (чуть менее 
16%), а вот в доходах бюджетов субъектов 
Федерации его роль значительная - 28%. На 
третьем месте по значимости и объемам 
поступлений - подоходный налог с физических 
лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических 
лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет 
весьма существенную роль в формировании 
доходов бюджетов субъектов Федерации 
- на его долю приходится почти 20% налоговых 
доходов этой составляющей бюджетной 
системы. Таможенные пошлины формируют 
более 8% доходов консолидированного бюджета 
и более 16% доходов федерального бюджета. 
В бюджеты субъектов Федерации средства 
от этого вида налоговых платежей не поступают. 
Для бюджетов субъектов Федерации весьма 
значимы поступления налогов на имущество. 
Их доля в общей сумме налоговых доходов 
этой части бюджетной системы - 10%. Доля 
налогов на имущество в доходах консолидированного 
бюджета скромнее - всего 5%. Платежи за 
пользование природными ресурсами играют 
относительно незначительную роль в формировании 
доходов бюджетной системы. За счет поступлений 
от них формируется всего 3% доходов консолидированного 
бюджета, а в доходах бюджетов субъектов 
Федерации - около 5%. Таким образом, в рамках 
российской налоговой системы доминируют 
косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых 
налогов ощутимо ниже - всего 8,9% ВВП. При 
этом федеральный бюджет в значительно 
большей степени, чем бюджеты субъектов 
Федерации, зиждется на косвенных налогах 
(почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты 
же субъектов Федерации в значительно 
большей степени ориентированы на прямые 
налоги. Доля последних в их налоговых 
доходах составляет почти 59%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      3. 
Проблемы и перспективы 
современной налоговой 
системы 
Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система, как мне кажется, наиболее сложна. Наметилась в последние годы тенденция к опережающему росту региональных и местных налогов по сравнению с федеральными налогами. Причиной явился поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей социально-ориентированных отраслей местным органам управления. В настоящее время основным направлением деятельности в сфере налогообложения России является приведение ее в соответствие с условиями развития общества и стоящими перед государством задачами. Налоговая система РФ создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время находится только в процессе апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. Введение Налогового кодекса должно стать завершающим этапом в формировании налоговой системы Российской Федерации. В будущем Налоговом кодексе необходимо предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные. В проекте Налогового кодекса по существу запрещены налоги, взимаемые с выручки: налог на пользование автомобильными порогами, на содержание сферы социального и культурного обеспечения. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой которых затруднен или невозможен. Предполагается также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков: например, в сфере налогообложения природных ресурсов действуют платежи за право пользования этими ресурсами, акцизы на минеральные ресурсы, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ряд налогов подлежит принудительному реформированию. К таким налогам относится налог на недвижимость. При определении основных направлений федеральной налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Требуют дальнейшего глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогу на прибыль, введения дифференцированных налоговых ставок для создателей и перераспределителей национального богатства: дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции; налога на имущество. В продолжение налоговой реформы главное сейчас усиление стимулирующей предпринимательской функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Корректировка налоговой системы, особенно в переходный период развития общества, естественный и неизбежный процесс. Тем не менее, осуществлять его нужно безболезненным для налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в налоговое законодательство каждые два-три месяца. Нужно анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, вводить с первого января следующего года и уж ни в коем случае не задним числом, как это было неоднократно. В настоящее время ежегодно вносятся и пересматриваются на федеральном уровне десятки законодательных актов по налогам. Сроки изменения тех или иных налогов не соответствуют показателям утвержденного бюджета, поэтому нарушается главное требование, необходимое для эффективного и бесперебойного функционирования налогового механизма: устойчивость и предсказуемость законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов. Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В настоящее время таких нормативных актов существует (по разным подсчетам) от 600 до 800. Причина этого огромное число налогов и ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции по налогам подправляют налоговые законы. Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджеты всех уровней налоговых поступлений. Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством.
Информация о работе Эволюция налоговой системы Российской Федерации