Эволюция налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).

Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства.

Содержание

1.Теоретические основы построения налоговой системы…………………….. 5
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура……………………....5
1.2 Развитие взглядов ученых на роль налоговой системы в экономике…….11
2. Исторический аспект развития налоговой системы в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...14
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в Российской Федерации в 1992 году…………………………………………………………...…14
2.2 Характеристика современной налоговой системы РФ………………….. 21
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы……………... 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н. П. ОГАРЁВА»

 

Институт  дополнительного образования

Факультет экономики и финансов  
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ЭВОЛЮЦИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Автор контрольной  работы                                                       А. И. Морозова

Обозначение курсовой работы     КР-02069964-080107-11-11

Специальность     080107  Налоги и налогообложение 

Руководитель  работы            

д-р. экон. наук                                                                              Н. А. Филиппова 
 

                                                Оценка     
 
 
 
 
 

     Саранск 2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические  основы построения налоговой  системы…………………….. 5

1.1 Понятие  налоговой системы, его состав  и структура……………………....5

1.2 Развитие  взглядов ученых на роль налоговой системы в экономике…….11

2. Исторический  аспект развития налоговой системы  в Российской Федерации………………………………………………………………………………...14

2.1 Причины  и условия формирования налоговой  системы в Российской Федерации в 1992 году…………………………………………………………...…14

2.2 Характеристика  современной налоговой системы  РФ………………….. 21

3. Проблемы  и перспективы современной налоговой  системы……………... 26

Заключение……………………………………………………………………… 30

Список  литературы……………….……………………………………………. 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Налог - одна из самых древних форм экономических  отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).

      Люди  о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имела решительное влияние.

      Данная  тема - «Эволюция налоговой системы  в Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

      В своей работе я раскрываю понятие  налоговой системы, говорю о целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

      Цель  данной работы – раскрыть налоговую  систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Теоретические  основы построения  налоговой системы 

      1.1 Понятие налоговой системы, его  состав и структура 

      Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов». Таким образом, характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход количества в качество. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Заметим, что закон «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке». Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На мой взгляд, налоговая система- это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов. Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами: 1. уровнем экономического развития; 2. общественно-экономическим устройством общества; 3. господствующей в обществе экономической доктриной; 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное); 5. историческим развитием налоговой системы. Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:

      1. Направленность налогообложения  на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей;

      2. Устранение двойного обложения  на разных стадиях продвижения  товаров или разных уровнях  административного управления; ориентация  налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.

      Решающей  качественной характеристикой любой  системы налогообложения является ее тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует. Структура налоговых платежей (см. таблицу 1). В таблице показано, что в составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги.

      Мировой опыт свидетельствует, что налоговая  система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений  в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. Более того, НДС обладает такими свойствами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. Следовательно, этот налог всегда будет заслуженно занимать одно из центральных мест в налоговой системе государства. С момента зарождения налоговой системы РФ – с 1992 г.– действовал Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1), в котором определялись виды налогов (сборов), но этот Закон не содержал понятия «специальный налоговый режим», хотя такие режимы фактически применялись. Еще к середине 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР. В 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 11 свободных экономических зон с более льготным режимом, а в 1992 г. был принят Закон РФ о создании закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), с льготными налоговыми режимами на месте закрытых городов и поселков оборонного значения. В связи с тем, что ряд статей Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» продолжает действовать до принятия всех глав второй части Налогового кодекса, в декабре 2001 г. в этот Закон были внесены изменения (Закон РФ от 29.12.2001 № 187-ФЗ). Было определено, что налоговое законодательство РФ может устанавливать специальные налоговые режимы (или системы налогообложения), предусматривающие особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов и сборов одним налогом. При этом в этом Законе было оговорено, что установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает установления и введения в действие новых налогов и сборов, а случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах. Другими словами, по каждому виду специального налогового режима должен быть предусмотрен отдельный закон (или соответственно глава Налогового кодекса).

      Впервые понятие «специальный налоговый  режим» было введено в налоговое законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). В ст. 18 было определено, что «СНР - это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом». Однако было оговорено, что данная статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода - в июле 1999 г. в эту статью были внесены существенные изменения:

      1. Было дано новое определение  специального налогового режима, под которым признавался особый  порядок исчисления и уплаты  налогов и сборов в течение  определенного периода времени,  применяемый в случаях и в  порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

      2. Было предусмотрено, что при  установлении специальных налоговых  режимов элементы налогообложения,  а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

      3. Был дан исчерпывающий перечень  специальных налоговых режимов, а именно:

      А) упрощенная система налогообложения  субъектов малого предпринимательства;

      Б) система налогообложения в свободных  экономических зонах;

      В) система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

      Г) система налогообложения при  выполнении договоров концессии  и соглашений о разделе продукции.

      Следует заметить, что в этот список не вошли  все действующие на территории РФ специальные налоговые режимы, в частности, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя соответствующие главы Налогового кодекса уже были приняты и вступили в действие. Через пять лет, в июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18 Налогового кодекса были внесены изменения, и, согласно, новой редакции этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Различают два типа СНР: территориальный и субъектный. Юрисдикция СНР территориального типа ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование ориентировано на определенную территорию.

Информация о работе Эволюция налоговой системы Российской Федерации