Эволюция налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:57, доклад

Описание

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

СРС Налоги 1.docx

— 508.52 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     Национальный  фонд Республики Казахстан 

     Поступления прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан  за 2009 год  исполнены на  98,5%. 

     За 2010 год  план исполнен на 120%. Увеличение поступлений  связано с ростом мировой цены на нефть против запланированной 65 долл.США/баррель.

       

      Из  нижеприведенной диаграммы видно, что в 2008 году   оборот по реализации нефти и налоговые поступления  были намного выше, чем в 2009 году, объем добычи нефти составил 70,6 млн.тонн.

     В 2009 году, напротив, сумма оборота  по реализации и налоговые поступления  снизились против предыдущего года при росте объема добычи нефти  до 76,5 млн.тонн.

     За 9 месяцев 2010 года сумма оборота по реализации почти достигла уровня 2009 года,  налоговые поступления  превысили уровень 2009 года при объеме добычи 59 млн.тонн. Поскольку на сумму оборота по реализации влияет цена на нефть, то следует отметить прямую зависимость  налоговых поступлений и мировой цены на нефть ( в 2008 году – 97,6 долл.США/баррель, в 2009 году – 61,9 долл.США/баррель, в 2010 году – 79,6 долл.США/баррель). 

      Как видно из диаграммы, коэффициент  налоговой нагрузки на нефтяной сектор вырос с 30% в 2008 году  до 34,4% за 9 месяцев 2010 года. 

 
 
 

    Объем ВВП в текущих ценах по оперативным  данным в 2009 г. достиг 15,9 трлн. тенге. Темп реального роста ВВП по сравнению с 2008 г. составил 1,2%. В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (54,8%), при этом с 2002 г. их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рисунок 2).  

 

Рисунок 2 – Структура ВВП РК за 2002 – 2009 годы 

     Примечание  – данные Агентства Республики Казахстан по статистике

    Сегодня в основной отрасли экономики  – промышленности – наблюдается  значительный разброс темпов роста  отраслей, свидетельствующий о наличии  диспропорций масштабов вклада и  общей эффективностью результата их деятельности. Так, наибольший масштаб  вклада традиционно остается за добычей  нефти, имеющей наибольшую долю в  своем секторе, а темпы ее роста  по сравнению с другими отраслями  находятся на среднем уровне. При  этом, несмотря на низкую долю некоторых  отраслей, эффективность их деятельности является значительно выше «лидирующих» отраслей, что создает определенные возможности по увеличению их вклада в общий экономический рост и  диверсификацию экономики. С другой же стороны, риск замедления отраслей с низкой долей не должен иметь  существенного отрицательного эффекта  на общий результат промышленности.

    В рамках проводимой государственной  политики по диверсификации экономики и отходу от сырьевой ее направленности выявляются ряд проблем.

    Опережающие темпы роста ВВП в предшествующие годы, как известно, произошли за счет быстрого роста сырьевого сектора, обусловленного увеличением объема добычи и резкого повышения мировых цен на углеводороды. Наибольший поток инвестиций по-прежнему направляется в добывающий сектор. Причем более 30 % от общего объема инвестиций в основной капитал были направлены в отрасли добычи нефти и газа, в то время как доля обрабатывающей промышленности составила 11,3 %.

    Фискальная  политика в Республике Казахстан  в 2005 - 2009 гг. была направлена на обеспечение  устойчивого роста экономики, главными факторами которого должны стать  эффективность проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала.

    В процессе дальнейшего совершенствования налоговых отношений в 2008 г. произошла полная замена Налогового Кодекса 2002 на новый документ. С 1 января 2009 г., по существу сформировался единый, взаимоувязанный документ, который позволяет комплексно оценивать всю систему налоговых отношений, а также данным документом были установлены новые уровни налоговой нагрузки для налогоплательщиков:

  1. более высокие для сырьевых отраслей экономики;
  2. более низкий для остальных секторов экономики.

    Данные  основополагающие нормы были введены  в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана, с целью поддержания  несырьевых отраслей, малого и среднего бизнеса, проектов, имеющий инновационную составляющую, а также социального сектора, в период глобального финансового кризиса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  поступления налоговых доходов позволяет получить представление о динамике налоговой нагрузки на экономику (таблица 2). 

Таблица 2 – Поступление налогов в доходную часть государственного бюджета  Республики Казахстан за 2005-2009 годы, млн. тенге 

Виды налогов  2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста 2009 к 2005 году, в %
Корпоративный подоходный налог 834,3 776,6 758,3 920,9 643,7 77,2
НДС 343,9 489,6 629,3 641 515,9 150,0
Индивидуальный  подоходный налог 123 165 221 267,4 268,7 2,2 раза
Социальный  налог 197,3 236,6 295,7 251,2 232,8 118,0
Налоги  на международную торговлю и внешние  операции 62,2 109,9 150,4 421,4 152,2 2,4 раза
Налоги  на собственность 51,6 65,2 82,9 103,3 123 2,4 раза
Акцизы 33,4 47,4 58,8 56,5 57,4 171,9
Прочие  налоги 16,9 17,8 27,4 26,7 33,7 2 раза
Поступления за использование природных и  других ресурсов 335,7 301 132,2 131,1 201,2 59,9
Итого 1998,3 2209,1 2356 2819,5 2228,6 111,5
Примечание  – Составлено автором по данным Налогового Комитета Республики Казахстан
 

     Происходящие  в структуре налоговых доходов  изменения показали, что наиболее существенные изменения наблюдаются  по поступлениям по налогам на международную торговлю и внешние операции и налогам на собственность почти в 2,4 раза, индивидуальному подоходному налогу в 2,2 раза, акцизам на 71,9 %.

    Социальная  направленность налоговой системы  реализована в Налоговом Кодексе, в том числе через систему  преференций и механизма уменьшения налогового обязательства на установленную  величину, отображенных в диссертационном  исследовании. Приведенные преференции  направлены на развитие производства конечной продукции, применения инноваций, развитие сельского хозяйства и  переработки его продукции.

    В диссертационном исследовании автором  показан размер налоговой нагрузки предприятия, работающего в перерабатывающей отрасли, генерирующего достаточный  размер прибыли, а также влияние  каждого налога в отдельности (Таблица 3).  

    Таблица 3 – Налоговая нагрузка (доля в  доходах) компании, не осуществляющей операции по недропользованию  

Вид налога Доля налога (платежа) по методике МФ РК Доля налога (платежа) в международной практике*
КПН 5,98% 13,8%
НДС 12,27% 28,4%
Акциз 0,00% 0,0%
ИПН у источника 0,41% 0,9%
Соц.налог 0,42% 0,9%
Земельный налог (или плата за землю) 0,00004% 0,0%
Налог на транспорт  0,01% 0,0%
Налог на имущество 0,16% 0,3%
Плата за эмиссии в окр.среду 0,01% 0,0%
Прочие  налоги 0,004% 0,01%
Всего коэффициент налоговой нагрузки (КНН) 19% 4%
Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе  продукции»  Д.Джонстоун
 
 

    При этом размер налоговой нагрузки рассчитан  по двум методикам: основной в применении Министерством финансов РК, а также  по методике, обычно применяемой в  мировой практике. КНН по методике Министерства финансов РК рассчитывается как соотношение суммы налогов  и валового дохода. КНН по мировой  практике – как соотношение суммы  налогов и операционной прибыли.

    Аналогичный расчет проведен и для предприятия, осуществляющего деятельность в  сфере недропользования, учитывая особую структуру налоговых отношения, установленных Налоговых кодексом для данной категории налогоплательщиков. Как видно из приведенных расчетов, налоговая нагрузка на недропользователей значительно превышает предприятия, работающие в иных сферах деятельности (таблица 4).

Таблица 4 – Налоговая нагрузка (доля в  доходах) компании, являющейся недропользователем  

Вид налога Доля налога (платежа) по методике МФ РК Доля налога (платежа) в международной практике
КПН 6,60% 10,00%
Налог на добычу полезных ископаемых.

(НДПИ)

18,50% 28,20%
Рентный налог на экспортируемую сырую нефть (РНЭ) 10,30% 15,60%
Экспортная  таможенная пошлина (ЭТП) 3,80% 5,70%
Налог на сверхприбыль (НСП) 0% 0%
Бонус коммерческого обнаружения (БКО) 0% 0%
Исторические  затраты 0% 0%
Прочие  налоги 0,20% 0,30%
Всего КНН 39,30% 59,90%
Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе  продукции»  Д.Джонстоун

    Прогнозирование отдельных видов налогов РК, графики  которых показывают сложившуюся  тенденцию до 2009 г. Для описания тенденции развития явлении в исследовании использованы модели кривых роста, представляющие собой различные функции времени y = f (t), которые позволяют получить выровненные или теоретические значения уровней динамического ряда. Моделирование прогнозных значений сделано по четырем блокам: Графический анализ свидетельствует о значительном снижении корпоративного подоходного налога (КПН) с 920,9 млн.тенге в 2008 г. до 644,6 млн. тенге в 2013 г., то есть на 30 % (рисунок 3). 

     

          Рисунок 3 – Динамика снижения КПН

Примечание  – Авторский анализ статистических данных и прогноз снижения КПН  

     Налог на добавленную стоимость (НДС). Графический  анализ свидетельствует о формировании тенденций роста НДС, максимальный пик которых приходится на 2013 год, при этом ожидаемый рост составляет 22,1% (рисунок 4). 

     

      Рисунок 4 – Динамика роста НДС

Примечание  – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста НДС 

     Индивидуальный  подоходный налог (ИПН). Графический  анализ свидетельствует о росте  ИПН до 445,3 млн. тенге, то есть на 36% (рисунок 5). 

     

            

      Рисунок 5 – Динамика роста ИПН

Примечание  – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста ИПН 

     Наблюдается незначительный рост социального налога до 294,1 млн. тенге, то есть на 9,5% (рисунок 6). 

        

      Рисунок 6 – Динамика роста социального  налога

Примечание –  Авторский анализ статистических данных и прогноз роста социального  налога

    Отсюда  следует вывод что рост одних  видов налогов, а снижение других уменьшает кумулятивный эффект роста  социально-экономических показателей  развития страны. Без повышения качества прогнозно - аналитической деятельности в области налоговой политики на различных уровнях государственной власти  невозможно оздоровление общеэкономической ситуации в стране.

    В качестве предложения следует рассмотреть  возможность создания специализированных региональных центров прогнозирования  налоговой  политики с привлечением специалистов, которые хорошо ориентируются в экономической ситуации своего региона. В таком случае объединенные информационные данные всех центров прогнозирования по стране будут отражать реальное положение дел с бюджетными и налоговыми потоками, что облегчит общегосударственное бюджетно-налоговое прогнозирование. Сведение, таким образом, данных по прогнозам местных бюджетов воедино в специально созданном государственном центре прогнозирования и планирования бюджетно - налоговых показателей, по сути, ознаменует начало прогнозирования всего государственного бюджета.

Информация о работе Эволюция налогов