Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:57, доклад
Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных затрат, как обязанность.
Все эти моменты не могли не произвести полного переворота во взглядах на сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов как его основы. Не было смысла доказывать существование каких–то особых доходов, которые каждый получает от государства, ссылаться на какой–то специальный, заключенный населением контракт. В связи с расширением деятельности государства профита эти стали такими значительными, что уже не укладывались в понятие «услуги».
Теория 
жертвы – одна из первых теорий, которая 
содержит идею принудительного характера 
налога. Саму идею налога как жертвы 
мы находим у физиократов при 
обосновании единого 
С.Ю. Витте 
в лекциях, прочитанных Великому 
князю Михаилу Александровичу в 
1900–1902 гг., определял налоги как 
«принудительные сборы (пожертвования) 
с профита и имущества 
Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX — начала XX в., обусловленные резким ростом государственных издержек и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени.
Итальянская 
финансовая школа развивает взгляды 
на природу государства и его 
экономическую роль. Ф. Нитти определяет 
государство как естественную форму социальной 
кооперации, и для человека невозможно 
никакое развитие без этой первоначальной 
и наиболее важной формы кооперации. В 
соответствии со своими взглядами на экономическую 
роль государства Ф. Нитти дает и обоснование 
налогов: «Имеются неделимые общественные 
услуги, как, например, внутреннее спокойствие 
и внешняя безопасность, правосудие, общественная 
гигиена, охрана территории. Так как в 
этом случае не применимы пошлины, то есть 
вознаграждение за специальные делимые 
услуги, то необходимо, чтобы общие расходы 
покрывались налогами». Ф. Нитти вводит 
понятие «общественных неделимых услуг», 
платой за которые и являются налоги: «Существуют 
коллективные потребности, отличные от 
индивидуальных. Удовлетворение этих 
коллективных потребностей производится 
путем общественных услуг, по природе 
своей неделимых и поэтому возмещаемых 
гражданами посредством налоговых сборов». 
Налог, по Нитти, «есть та часть богатства, 
которую граждане дают государству и местным 
органам ради удовлетворения коллективных 
потребностей».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2010 гг.
Перевод нашей республики на путь устойчивого развития требует в качестве одной из важнейших составляющих финансового механизма рассмотрения перспектив увеличения доходов государства за счет природно-сырьевой ренты, в связи с чем актуальным является необходимость изъятия природной ренты в доход государства.
       В 
настоящее время основными 
В доходах государственного бюджета около 70% занимают налоговые поступления. Наибольшая доля налоговых поступлений приходится на организации, подлежащие республиканскому мониторингу, включающие 300 крупных предприятий. За период 2008-2010 годы налоговые поступления по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу возросли на 19,6%.
      По 
остальным плательщикам за 2008-2010 годы 
рост налоговых поступлений 
      
 
 
 
Как видно из динамики, за период 2001-2010 годы поступление НДС увеличилось в 4,2 раза. В 2009 году резко уменьшилось поступление НДС, что связано, прежде всего, с влиянием экономического кризиса, со снижением ставки с 13% до 12% и замедлением импорта. В 2009 - 2010 годы стабилизировался темп возврата НДС.
 
 
В бюджет от недропользователей поступают следующие специальные налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог, налог на сверхприбыль (НСП) и доля РК по разделу продукции.
     За  
период 2008-2010 годы   поступление 
специальных налогов от недропользователей 
возросло с 684 млрд.тенге до 1580,3 млрд.тенге 
( в 2,3 раза). Резкий рост   поступлений 
в 2010 году против предыдущего периода 
объясняется внесением кардинальных изменений 
в налоговое законодательство по налогообложению 
организаций нефтяного сектора. 
      Изменение 
поступлений  в разрезе  налогов 
видно из нижеприведенной диаграммы. 
В 2009 году  наблюдается снижение 
поступлений специальных 
 
     В 
нижеприведенной диаграмме  отражены  
поступления   специальных налогов 
и экспортной таможенной пошлины 
от недропользователей за период 2008-2010 
годы. Экспортная таможенная пошлина  
на нефть  действовала  в 2008 году, с 2009 года 
по 15 августа 2010 года  пошлина не взималась, 
так как была установлена нулевая ставка 
и, начиная  с 15 августа 2010 года, организации 
нефтяного сектора уплачивали  экспортную 
таможенную пошлину на нефть  по  ставке 
20 долларов за тонну. Соответственно, в 
2010 году поступления от организации нефтяного 
сектора значительно увеличились. 
 
В налоговых поступлениях государственного бюджета акцизы занимают незначительную долю, которая к тому же сокращается. Так, в 2001 году доля акциза в налоговых поступлениях составляла 3,4% , к 2010 году доля сократилась до 2%.
     
 
     Ниже 
приводятся данные  по налоговым 
поступлениям, коэффициентам налоговой 
нагрузки по предприятиям, подлежащим 
республиканскому мониторингу, в разрезе 
видов экономической 
     Коэффициент 
налоговой нагрузки (далее - КНН)  
определен путем соотношения 
сумм налоговых поступлений к 
оборотам по реализации  отдельно по 
видам экономической 
     Как 
видно, КНН в целом по предприятиям, 
подлежащим республиканскому мониторингу, 
за 9 месяцев 2010 года возрос против аналогичного 
периода предыдущего года с 12,5 до 
16,4%.  Рост КНН по добыче сырой 
нефти и природного газа с 31,5 до 37,0%, 
по добыче металлургических руд с 9,7 
до 15,2%, по металлургической промышленности 
и производству готовых металлических 
изделий с 5,7 до 8,9%, по добыче угля с 
11,2 до 17,6%  объясняется переносом  
налоговой нагрузки с несырьевого сектора 
на сырьевой, по производству табачных 
изделий  и напитков рост КНН  с 23,3 до 30,1%  
и с 8,8 до 13,5%  соответственно связан 
с увеличением ставки акциза  в результате 
унификации ставок на отечественные и 
импортируемые подакцизные товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
| Налоговые поступления, коэффициент налоговой нагрузки по предприятиям, состоящим на мониторинге по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2009-2010 гг. | ||||||
| млн.тенге | ||||||
| ОКЭД | 9 месяцев 2009 года | 9 месяцев 2010 года (предварительные данные) | ||||
| Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | |
| ИТОГО по 300 крупным предприятиям | 11 063 050 | 1 379 773 | 12,5 | 13 419 233 | 2 200 802 | 16,4 | 
| в т.ч. по отраслям | ||||||
| Добыча угля, лигнита и торфа | 40 812 | 4 560 | 11,2 | 59 128 | 10 391 | 17,6 | 
| Добыча сырой нефти и природного газа;предоставление услуг в этих областях | 3 269 259 | 1 031 348 | 31,5 | 4 701 362 | 1 738 502 | 37,0 | 
| Добыча урановой и ториевой руд | 83 973 | 8 631 | 10,3 | 113 279 | -839 | -0,7 | 
| Добыча металлургических руд | 104 102 | 10 093 | 9,7 | 202 514 | 30 862 | 15,2 | 
| Производство пищевых продуктов, не включая напитков и табака | 124 113 | 1 334 | 1,1 | 134 735 | 1 019 | 0,8 | 
| Производство напитков | 40 751 | 3 568 | 8,8 | 54 941 | 7 438 | 13,5 | 
| Производство табачных изделий | 69 085 | 16 129 | 23,3 | 66 710 | 20 063 | 30,1 | 
| Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 105 635 | 17 249 | 16,3 | 151 970 | 26 036 | 17,1 | 
| Химическая промышленность | 34 892 | -263 | -0,8 | 36 196 | -1 701 | -4,7 | 
| Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий | 783 692 | 44 576 | 5,7 | 1 201 958 | 106 525 | 8,9 | 
| Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 22 173 | 1 636 | 7,4 | 23 925 | 1 361 | 5,7 | 
| Производство 
  и распределение  | 
  212 791 | 16 451 | 7,7 | 284 354 | 23 876 | 8,4 | 
| Торговля; 
  ремонт автомобилей, бытовых изделий 
  и предметов личного  | 
  675 223 | 10 597 | 1,6 | 634 577 | 11 023 | 1,7 | 
| Транспорт и связь | 1 030 260 | 78 834 | 7,7 | 1 250 199 | 82 727 | 6,6 | 
| Торговля нефтепродуктами | 512 041 | 28 530 | 5,6 | 417 419 | 30 807 | 7,4 | 
| Строительство | 433 543 | 23 365 | 5,4 | 348 502 | 33 572 | 9,6 | 
| Банковская деятельность | 3 239 319 | 60 246 | 1,9 | 3 501 332 | 46 027 | 1,3 | 
| Накопительные пенсионные фонды | 0 | 504 | 0,0 | 0 | 1 012 | 0,0 | 
| Страховая деятельность, аудиторские услуги | 47 631 | 1 205 | 2,5 | 17 265 | 1 101 | 6,4 | 
| Другие виды деятельности | 233 753 | 21 180 | 9,1 | 218 868 | 31 003 | 14,2 | 
КНН по республике за 9 месяцев 2010 года вырос против соответствующего периода предыдущего года с 6,5 до 7,8%. Значительный рост КНН составил по горнодобывающей промышленности с 25,9 до 30,6%, по обрабатывающей промышленности с 5,4 до 6,5% и по операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг потребителям с 7,6 до 14,2%.
|   Налоговые поступления (ГБ + НФ), коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2009-2010гг.  | |||||||
| млн.тенге | |||||||
| ОКЭД | 9 месяцев 2009 года | 9 месяцев 2010 года (предварительные данные) | |||||
| Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | Оборот по реал-ии | Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК | КНН, % | ||
| ИТОГО по РК | 25 886 110 | 1 692 615 | 6,5 | 34 394 853 | 2 688 920 | 7,8 | |
| в т.ч. по отраслям | |||||||
| Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 55 997 | 2 392 | 4,3 | 57 356 | 3 443 | 6,0 | |
| Рыболовство, рыбоводство | 2 265 | 224 | 9,9 | 2 546 | 171 | 6,7 | |
| Горнодобывающая промышленность | 3 760 342 | 974 767 | 25,9 | 5 509 137 | 1 687 609 | 30,6 | |
| Обрабатывающая промышленность | 2 227 640 | 120 531 | 5,4 | 3 278 558 | 211 772 | 6,5 | |
| Производство 
  и распределение  | 
  521 249 | 34 552 | 6,6 | 630 033 | 44 318 | 7,0 | |
| Строительство | 3 843 938 | 102 471 | 2,7 | 4 310 840 | 140 124 | 3,3 | |
| Торговля; 
  ремонт автомобилей, бытовых изделий 
  и предметов личного  | 
  7 200 001 | 96 630 | 1,3 | 8 775 132 | 136 779 | 1,6 | |
| Гостиницы и рестораны | 97 628 | 8 750 | 9,0 | 85 424 | 8 502 | 10,0 | |
| Транспорт и связь | 1 767 023 | 93 928 | 5,3 | 2 036 468 | 107 869 | 5,3 | |
| Финансовая деятельность | 3 533 812 | 63 578 | 1,8 | 3 757 002 | 56 127 | 1,5 | |
| Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 1 724 211 | 131 217 | 7,6 | 1 409 432 | 200 074 | 14,2 | |
| Государственное управление | 28 541 | 3 096 | 10,8 | 27 520 | 9 778 | 35,5 | |
| Образование | 67 792 | 5 756 | 8,5 | 59 718 | 6 791 | 11,4 | |
| Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 24 543 | 1 718 | 7,0 | 24 031 | 1 907 | 7,9 | |
| Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 172 697 | 13 720 | 7,9 | 170 967 | 16 273 | 9,5 | |
| Прочие | 858 431 | 39 286 | 4,6 | 4 260 690 | 57 382 | 1,3 | |