Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена многими аспектами, которые заключаются в рассмотрении проблематики системы платежей при пользовании недрами.
Среди проблем и вопросов, возникающих в отношении данных платежей, можно выделить следующие:
Во-первых, вопрос межбюджетного распределения. Так как Россия - страна с ресурсозависимой экономикой, а природоресурсные платежи играют не самую последнюю роль в доходах бюджета, то этому вопросу уделено особое внимание.
Во-вторых, это проблема лицензирования. Законодательное регулирование лицензирования осуществляется на основании Закона «О недрах» и Временных методических рекомендаций, разработанных Министерством Природы РФ. Однако законодательное регулирование не устраняет такие проблемы как излишняя за бюрократированность сферы, пробелы в ее правовом регулировании, а также негибкость процесса принятия решений
В-третьих, хотелось бы выделить такую проблему как отсутствие механизма регулирования задолженности по платежам за пользование недрами. Здесь же можно указать на проблему администрирования указанных платежей.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами. 5
2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами 13
2.1 Разовые платежи 13
2.2 Регулярные платежи за пользование недрами 16
Список использованных источников 22

Работа состоит из  1 файл

налогооблажение природопользования.docx

— 43.03 Кб (Скачать документ)

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, относятся  также строительство искусственных  сооружений и прокладка кабелей  и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются  за:

1) пользование недрами  для регионального геологического  изучения;

2) пользование недрами  для образования особо охраняемых  геологических объектов, имеющих  научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное  значение. Порядок отнесения объектов  пользования недрами к особо  охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное  значение, устанавливается Правительством  Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых  на месторождениях, введенных в  промышленную эксплуатацию, в границах  горного отвода, предоставленного  пользователю недр для добычи  этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного  ископаемого в границах горного  отвода, предоставленного пользователю  недр для добычи этого полезного  ископаемого.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности  работ, степени геологической изученности  территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование  недрами взимается за площадь  лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади  возвращенной части лицензионного  участка. Платежи за право пользования  недрами устанавливаются в строгом  соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным  за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой  запасы соответствующего полезного  ископаемого (за исключением площади  горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным  балансом запасов;

по ставкам, установленным  за проведение работ по поиску и  оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются  территории открытых месторождений.

Ставки регулярных платежей за пользование природными ресурсами  указаны в статье 43 Закона «О недрах». Ставка регулярного платежа за пользование  недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка  недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование  недрами устанавливается федеральным  органом управления государственным  фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку  недр, на который в установленном  порядке выдается лицензия на пользование  недрами.

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и  реализацией, учитываемых при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций, в течение года равными  долями.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия  и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции  устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных  после вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе  продукции" и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия  и порядок их взимания устанавливаются  указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными  долями в размере одной четвертой  от суммы платежа, рассчитанного  за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование  недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном  шельфе Российской Федерации и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации  на территориях, находящихся под  юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных  платежей направляются в федеральный  бюджет.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются  в денежной форме и зачисляются  в федеральные, региональные и местные  бюджеты в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации.

Пользователи недр ежеквартально  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной  налоговой службы и уполномоченного  Правительством Российской Федерации  федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты  регулярных платежей за пользование  недрами по формам, утверждаемым Министерством  финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

 

Заключение

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости  скорейшего совершенствования механизмов администрирования налога на добычу полезных ископаемых, установления справедливого  и эффективного уровня налоговой  нагрузки, а также создания дополнительных стимулов для развития отрасли и  рационального использования природных  ресурсов.

Реализация подходов к  построению рентоориентированной системы  налогообложения нефтегазового  сектора должна происходить поэтапно, а каждый ее шаг должен быть синхронизирован  с мероприятиями по реформированию других элементов системы регулирования  и развитием рынка углеводородов. Необходим учет взаимосвязанности  и взаимообусловленности норм и  правил в сфере налогообложения  и сфере пользования недрами. Выгоды государства и недропользователей зависит не только от того, на основе каких налогов построена система  налогообложения, но также и от степени  системы государственного регулирования  сектора, включая мониторинг и контроль как в сфере недропользования, так и налогообложения.

Топливно-энергетический комплекс является основой российской экономики, от состояния и развития которого зависит не только развитие всех отраслей общественного производства, но и  национальная безопасность страны. Природные  топливно-энергетические ресурсы и  созданный производственный, научно-технический  и кадровый потенциал энергетического  сектора экономики - национальное достояние  России. Эффективное его использование  является необходимой основой перехода страны на траекторию устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния народа.

Действующая налоговая система  в нефтегазовом секторе экономики  России таит реальную и очень серьезную  угрозу национальной безопасности страны.

Необходимо обезопасить  бюджет от влияния возможных колебаний  мировой конъюнктуры на энергоносители, для чего необходимо снизить таможенные пошлины и НДПИ. Выпадающие при  этом доходы федерального бюджета необходимо получать из перерабатывающих отраслей и других секторов экономики, на развитие которых должны направляться накапливаемые средства.

Действующая сегодня система  налогообложения недропользования, и в частности налог на добычу полезных ископаемых, недостаточно эффективно изымает природную ренту, образующуюся у пользователей недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Неотложная задача совершенствования  налогового механизма регулирования  недропользования должна быть основана прежде всего на дифференциации налогообложения  в зависимости от особенностей объекта  недропользования; необходим переход  на рентный принцип изъятия сверхприбыли.

Также необходимо сформировать экономический механизм воспроизводства  минерально-сырьевой базы и поддержания  на необходимом уровне геологической  службы страны.

От решения рентной  проблемы, от справедливой оценки природно-ресурсного потенциала зависит не только благосостояние России, но и само ее существование. Для создания условий успешного  использования природной ренты  необходимо только одно - политическая воля. Россия - очень богатое природными ресурсами государство. Наши расчеты  показывают, что кадастровая оценка недр еще долго будет служить  основным источником российского благополучия. Россия по своим богатствам недр может  быть независимой от мировых кризисов, как Норвегия, Саудовская Аравия, ОАЭ  и др. страны.

 

Список  использованных источников

1. "Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993)// КонсультантПлюс, 2008.

2. Налоговый Кодекс Российской  Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.12.2007, с изм.  от 30.04.2008) // КонсультантПлюс, 2008.

3. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О  соглашениях о разделе продукции» // КонсультантПлюс, 2008.

4. Закон РФ от 21.02.1992 №  2395-1 (ред. от 29.04.2008) «О недрах»  // КонсультантПлюс, 2008.

5. Постановление ВС РФ  от 15.07.1992 № 3314-1 (ред. от 26.06.2007) «О  порядке ведения в действие  положения о порядке лицензирования  пользования недрами» // КонсультантПлюс, 2008.

6. Постановление Правительства  Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую  информацию о недрах"

7. Приказ Правительства  Российской Федерации от 15 декабря  2005 г. N 344 «Об утверждении методики  определения конкретного размера  платы за геологическую информацию  о недрах, полученную в результате  государственного геологического  изучения недр».

8. Письмо ФНС России  от 20.04.2009 N ШС-22-3/309@ "О данных, необходимых  для исчисления НДПИ в отношении  нефти, за март 2009 года".

9. Актуальные проблемы  налогообложения недропользования  в России - Денис Глебов, журнал  «Промышленник России», http://www.promros.ru/journal/498/1434/?journal_id=55

 


Информация о работе Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами