Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена многими аспектами, которые заключаются в рассмотрении проблематики системы платежей при пользовании недрами.
Среди проблем и вопросов, возникающих в отношении данных платежей, можно выделить следующие:
Во-первых, вопрос межбюджетного распределения. Так как Россия - страна с ресурсозависимой экономикой, а природоресурсные платежи играют не самую последнюю роль в доходах бюджета, то этому вопросу уделено особое внимание.
Во-вторых, это проблема лицензирования. Законодательное регулирование лицензирования осуществляется на основании Закона «О недрах» и Временных методических рекомендаций, разработанных Министерством Природы РФ. Однако законодательное регулирование не устраняет такие проблемы как излишняя за бюрократированность сферы, пробелы в ее правовом регулировании, а также негибкость процесса принятия решений
В-третьих, хотелось бы выделить такую проблему как отсутствие механизма регулирования задолженности по платежам за пользование недрами. Здесь же можно указать на проблему администрирования указанных платежей.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами. 5
2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами 13
2.1 Разовые платежи 13
2.2 Регулярные платежи за пользование недрами 16
Список использованных источников 22

Работа состоит из  1 файл

налогооблажение природопользования.docx

— 43.03 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Экономическое  содержание и нормативно-правовая  база платежей при пользовании  недрами. 5

2. Порядок  исчисления и уплаты разовых  и регулярных платежей за пользование  недрами 13

2.1 Разовые  платежи 13

2.2 Регулярные  платежи за пользование недрами 16

Список использованных источников 22

 

Введение

Одним из основных принципов  природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так  давно, да и не совсем эффективно.

Актуальность темы обусловлена многими аспектами, которые заключаются в рассмотрении проблематики системы платежей при пользовании недрами.

Среди проблем и вопросов, возникающих в отношении данных платежей, можно выделить следующие:

Во-первых, вопрос межбюджетного  распределения. Так как Россия - страна с ресурсозависимой экономикой, а  природоресурсные платежи играют не самую последнюю роль в доходах  бюджета, то этому вопросу уделено  особое внимание.

Во-вторых, это проблема лицензирования. Законодательное регулирование  лицензирования осуществляется на основании  Закона «О недрах» и Временных  методических рекомендаций, разработанных  Министерством Природы РФ. Однако законодательное регулирование  не устраняет такие проблемы как  излишняя за бюрократированность сферы, пробелы в ее правовом регулировании, а также негибкость процесса принятия решений

В-третьих, хотелось бы выделить такую проблему как отсутствие механизма  регулирования задолженности по платежам за пользование недрами. Здесь  же можно указать на проблему администрирования  указанных платежей.

И наконец, в настоящее  время спорным моментом остается определение правовой природы таких  платежей. Среди ученых идет спор уже в течении многих лет - какие же это платежи: налоговые или неналоговые.

Говоря об истоках происходящего  сегодня в России кризиса, называют разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль, что кризис в  Россию импортирован извне: из Америки, из Европы, из других частей света. При  этом анализируются причины, приведшие  к мировому системному финансовому  кризису.

По мнению некоторых российских исследователей, основой и первопричиной  происходящих в России кризисных  событий является кризис недропользования, те глубинные экономические процессы, которые связаны с воспроизводством, добычей и реализацией полезных ископаемых. Мировой кризис обнажил  кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована  высоким спросом на российское минеральное  сырье на мировом рынке.

 С начала рыночных  реформ (да и в последние годы  советской власти) недропользование - это основной доминирующий сектор  экономики нашей страны. Это - более половины доходной части  консолидированного бюджета и  созданные накопительные фонды  нашей страны (золотовалютные резервы,  резервный фонд и фонд национального  благосостояния). Это - основа создания  необходимой рынку финансовой  системы и финансовой олигархии. 

Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в  должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам  реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной  системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования  стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении  налогового администрирования недропользования.

 

1. Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами.

Платежи за пользование недрами  по своей правовой природе представляют собой вознаграждение, уплачиваемое пользователем недр собственнику недр - государству в связи с предоставлением  участков недр в пользование. Этим они  отличаются от налогов - обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований (ст. 8 Налогового кодекса  РФ, далее - НК РФ). К другим отличительным  чертам платежей за пользование недрами  следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование  их по целевому назначению - на воспроизводство  минерально-сырьевой базы.

В принципе платежи за пользование  недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются  по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или  переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают  в виде:

1) бонусов (bonus) - разовых  платежей, уплачиваемых при заключении  соглашения и (или) по достижении  определенного результата и установленных  в соответствии с условиями  соглашения;

2) ренталс (rentals) - ежегодных  платежей за проведение поисковых  и разведочных работ, установленных  за единицу площади использованного  участка недр в зависимости  от экономико-географических условий,  размера участка недр, вида полезного  ископаемого, продолжительности  указанных работ, степени геологической  изученности участка недр и  степени риска;

3) роялти (royalty) - регулярных  платежей, установленных в процентном  отношении от объема добычи  минерального сырья или от  стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости  от стадии разработки месторождения.

Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США добывающие компании в связи  с предоставлением права пользования  недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение  предприятий в нефтегазовой отрасли  включает в себя стандартный налог  на компании в 28%, специальный налог  в 50% и роялти на месторождениях.

Месторождения полезных ископаемых значительным образом отличаются друг от друга. Природные характеристики полезных ископаемых на данном месторождении, глубина их залегания и сложность  извлечения, а также местоположение участка недр по отношению к населенному  пункту, транспортным путям, рынку сбыта  и другие факторы - все это в  совокупности определяет доходность того или иного месторождения. Понятно, что данный показатель существенным образом отличается на каждом месторождении. Как следствие, применение равного  налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что добывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (которых не так и много), извлекая сверхдоходы в свою пользу, а в  отношении других месторождений - лишь "снимают сливки". Очевидно, что  подобный подход не способствует полному  извлечению полезных ископаемых и тем  самым эффективному использованию  недр. Именно это лежит в основе критики существующей системы налогообложения  в недропользовании.

С нашей точки зрения, целью налогообложения пользования  недр должно быть, с одной стороны, максимальное извлечение государством как собственником недр ренты  в свою пользу, а с другой - полное извлечение полезных ископаемых из недр при их добыче.

В экономической литературе различают абсолютную и дифференцированную ренту. Абсолютная рента как избыточный доход собственника природных ресурсов возникает при эксплуатации любого объекта (земельного участка, месторождения  полезных ископаемых и т.д.).

Помимо абсолютной ренты  у собственника может возникнуть дополнительный сверхдоход - дифференцированная рента при условии, что доход  от использования природного объекта  превышает издержки и среднюю  прибыль на капитал. Она представляет собой избыточный чистый доход, создаваемый  на предприятиях, характеризующихся  более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением и природным  качеством добываемого сырья (горная рента 1) или ведущих более интенсивно (за счет дополнительных капитальных  вложений) свое производство (горная рента 2). Некоторые авторы полагают, что  при эксплуатации самоневоспроизводимых  природных ресурсов не возникает  дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в  прочих условиях имеют место оба  эти вида ренты.

Ясно, что дифференциальная рента I должна принадлежать собственнику месторождений - государству, а дифференциальная рента II - лицу, применяющему передовую  технологию, - недропользователю.

Итак, рента всегда отражает разницу в прибыли при добыче полезных ископаемых на разных участках недр, возникающую в связи с  разницей в затратах на добычу, обусловленную  как природными условиями, так и  применением новой передовой  технологии извлечения природных ресурсов, в транспортных расходах, а также  в доходах от реализации полезных ископаемых, имеющих разную физико-химическую характеристику, и т.д.

При разработке старых месторождений  затраты на извлечение природных  ископаемых будут с каждым годом  увеличиваться, а значит, у недропользователя  скорее будет формироваться убыток, а не нормативная прибыль и  тем более сверхприбыль. Государство, стремящееся извлекать в полном размере находящиеся в недрах полезные ископаемые, обязано использовать гибкую систему налогообложения с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Вместе с тем при образовании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размер платежей за пользование природными ресурсами на участках недр с лучшими горно-геологическими, природными и экономико-географическими условиями разработки месторождения.

В рыночной экономике рента  изымается через налоговую систему. В мировой практике применяются  различные налоговые схемы изъятия  ренты:

- устанавливаются специальные  налоги на добычу нефти с  плавающей налоговой ставкой,  которая варьируется в заданных  пределах - минимальном и максимальном - в зависимости от текущей  рентабельности разработки месторождения; - устанавливается дополнительная  или увеличенная ставка налога  на доходы (прибыль) предприятия;

- применяется специальный  налоговый режим раздела продукции,  при котором государство получает  свою, установленную в концессионном  соглашении долю продукции в  виде товарной нефти, либо ее  стоимостном выражении. Доля государства  зависит, как правило, от потока  наличности предприятия-концессионера.

Каждая из этих налоговых  схем дополняется системой штрафов  и налоговых льгот, стимулирующих  инвестиции в геологоразведку и  добычу и обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства. Также  устанавливаются различные скидки при добыче трудно извлекаемых запасов, на истощенных месторождениях и т.п. После перехода на рыночные условия  в России действовали две налоговые  схемы в недропользовании (и соответственно в нефтедобыче), кардинально отличавшиеся друг от друга.

Первая схема налогообложения  недропользователей в России была введена  в 1992 г. федеральным законом «О недрах»  и просуществовала до 2001 г. Основными  платежами в этой схеме были: - разовые и регулярные платежи  за право добычи полезных ископаемых. Регулярные платежи устанавливались  при выдаче лицензии в виде процентной налоговой ставки (в заданных минимальном  и максимальном пределах) от стоимости первых товарных продуктов, получаемых из добываемого минерального сырья. Для нефти это была сама товарная нефть, предельные ставки платежа от 6 до 16%;

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, которые  устанавливались в виде твердой  процентной ставки. Для нефти  она равнялась 10%.

Казалось бы, нефтедобывающие  предприятия должны были тогда платить  налогов до четверти (от 16 до 26%) от стоимости  товарной нефти. Однако платили они  в лучшем случае 2-3%, поскольку законодательство позволяло вводить трансфертные внутрифирменные цены на добытую  нефть на устье скважины, которые  были на порядок и более ниже фактических  цен реализации. Было множество и  других легальных механизмов так  называемой «оптимизации» налогообложения. Правительство об этом знало, но «оптимизация»  сохранялась.

Представляется, что целью  первой схемы налогообложения недропользователей (1992-2001 гг.) было не изъятие ренты  в бюджет, а ее передача узкому кругу  лиц - владельцам добывающих компаний с тем, чтобы в переходный к  рынку период за короткое время создать  в России финансовую олигархию. Вторая схема налогообложения готовилась долго. Почти целый год ее обсуждали  на всевозможных совещаниях, парламентских  слушаниях и т.п., где она, как  правило, подвергалась обструкции. Но Правительство РФ настаивало на ее введении, и она была принята и  введена с 1 января 2002 г. Началась, по существу, новая эра в нефтегазовой экономике.

Информация о работе Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами