История становления налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Раскрыть историю налогов;
· Дать определение налогам и его функциям;
· Раскрыть принципы и классификации налогов;
· Охарактеризовать основные направления и достижения налоговой системы России.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Экономическая сущность налогов и налогообложения
1.1 История возникновения налогов
1.2 Понятие и функции налогов
1.3 ГЛАВА 2. Принципы и классификация налогов
2.1 Принципы налогообложения
2.1 Классификация налогов
ГЛАВА 3. Налоговая система Российской Федерации
3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ
3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Налоги.docx

— 45.88 Кб (Скачать документ)

     В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно  получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     3.1 Становление и  развитие налоговой  системы в РФ

     Под налогом согласно Кодексу понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение  нескольких месяцев фактически путем  копирования западных налоговых  систем. Одновременно закладываемые  при ее формировании принципы налогообложения  приспосабливали к реалиям экономики  переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная  таким образом налоговая система  России была нацелена в первую очередь  на обеспечение фискальных интересов  государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких  налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы  значительных штрафных санкций, ограничения  прав налогоплательщиков при одновременном  установлении неограниченных прав фискальных органов.

     При этом созданная система налогообложения  не смогла обеспечить требуемый уровень  поступления налогов, что обуславливало  постоянное сокращение даже минимальных  государственных расходов.

     Налоговые отношения в результате недостаточной  правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала  громоздкой, сложной и запутанной. Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время  система налогового администрирования, которая была ориентирована прежде всего на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования.

     Все это потребовало кардинального  изменения действовавшей налоговой  системы России. В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса РФ. Принятие первой части Налогового кодекса  явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа  начался этап реформирования всей системы  налогообложения.

     Однако  принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов  и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята  в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и  единому социальному налогу. В 2001 г. формирование новой налоговой  системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще четыре важнейшие главы Кодекса. Одна из них определяет порядок исчисления уплаты одного из главнейших федеральных  налогов - налога на прибыль организаций. Другая глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых, который  объединил несколько ранее действовавших  налогов, взимаемых с недропользователей.

     В этом же году был принят первый из налогов  в рамках специальных налоговых  режимов - единый сельскохозяйственный налог. Специальная глава Кодекса  была посвящена налогу с продаж, который затем был отменен  с 1 января 2004 г. Процесс реформирования налоговой системы продолжился, и в 2002 г. приняты еще три новые  главы. Две из них посвящены налогообложению  малого бизнеса. Речь идет об обновленном  с 1 января 2003 г. едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности, а также о новой  редакции действовавшей до 2003 г. упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

     С 1 января 2003 г. в состав налоговой  системы России включен также  транспортный налог, объединивший ранее  действовавшие налог на имущество  физических лиц в части обложения  водно-воздушных транспортных средств  и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся федеральным  законом о дорожных фондах.

     Начиная с января 2004 г. вступили в действие еще четыре новые главы Налогового кодекса РФ. Одна из них посвящена  специальному режиму налогообложения  в условиях действия соглашений о  разделе продукции. Вторая определяет порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

     Важное  значение для налогоплательщиков имеет глава Кодекса, посвященная налогу на имущество организаций, в корне изменившая действовавший до этого порядок исчисления и уплаты данного налога.

     С 1 января 2004 г. введен новый федеральный  сбор - сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов. В 2004 г. продолжалась доработка  недостающих глав части второй Кодекса. Были приняты и с 1 января 2005 г. вступили в действие три главы Кодекса, установившие порядок исчисления и  уплаты водного налога, земельного налога и государственной пошлины.

     В 2004 г. наступила также определенная ясность с налоговой системой страны: были приняты ст. 13, 14 и 15 части  первой Налогового кодекса, устанавливающие  перечень федеральных, региональных и  местных налогов и сборов. Всего  было установлено 15 налогов и сборов. В связи с отменой с 2006 г. федерального налога на наследование или дарение  налоговая система России включает в себя 14 налогов и сборов, в  том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Таким образом, вне рамок  второй части Налогового кодекса  продолжает функционировать только один местный налог: налог на имущество  физических лиц. В целом формирование второй части Кодекса должно было завершиться к началу 2006 г.

     Проведенные Налоговым кодексом изменения налоговой  системы направлены на решение целого ряда важнейших задач. Однако следует  особо подчеркнуть, что принятие Налогового кодекса не ставило своей  целью кардинально изменить действующую  с 1 января 1992 г. в стране налоговую  систему. Кодекс представляет собой  эволюционное преобразование этой системы  путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и  перекосов. Это означает, что в  Кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные  налоги и др.), формирующие основу российской налоговой системы.

     В Налоговом кодексе четко прописана  система штрафных санкций за нарушение  налогового законодательства, уменьшены  ранее действовавшие необоснованно  жесткие нормы ответственности  за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

     Налоговый кодекс является гарантией обеспечения  стабильности налоговой системы, что  выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений  между налогоплательщиками и  государственными органами налогового контроля. Указанная стабильность обеспечивается в первую очередь за счет того, что  перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет  права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в неизменности налоговой системы  на конкретную перспективу. Стабильность налоговой системы в определенной мере гарантирована также за счет законодательно установленного порядка  введения в действие и отмены налогов  и сборов, изменения правил налогообложения.

     Налоговый кодекс установил в этом вопросе  правовую основу, определив, что налоги взимаются с налогоплательщиков исключительно в форме денежных средств и исполняются в валюте Российской Федерации. Только лишь иностранными организациями и физическими  лицами, а также в отдельных  случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной  валюте.

     Других  форм уплаты налогов Кодекс не предусматривает. Сделано в Кодексе лишь одно исключение, носящее не прямой, а рамочный характер.

     Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов  или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом  их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

     В отличие от принятого в 1991 г. и  уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выразившегося  в принятии нескольких десятков законов  и подзаконных актов, в Налоговом  кодексе установлена четкая классификация  налогов. Предусмотрено строгое  разделение налогов на федеральные, региональные и местные, узаконена  жесткая процедура и соответствующие  права органов власти по их введению, отмене, утверждению ставок, предоставлению льгот и преференций.

     В частности, по федеральным налогам  и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой  базы, налоговых ставок, налоговых  льгот и других элементов, устанавливается  непосредственно Кодексом. К федеральным  налогам и сборам относятся: налог  на добавленную стоимость; акцизы; налог  на прибыль предприятия; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; государственная пошлина; таможенные пошлины и сборы и т.д.

     По  региональным и местным налогам  и сборам в соответствии с Конституцией РФ в Кодексе прописываются общие  для всех субъектов РФ и органов  местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской Федерации. К Региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятия; транспортный налог; налог с продаж; региональные лицензионные сборы; дорожный налог; налог на игорный бизнес; налог на недвижимость. К местным налогам и сборам относятся: налог на землю; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; местные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение

     Органы  законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливают соответственно региональные и местные налоги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о  предоставлении налоговых льгот  и иные самостоятельные решения  в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами РФ общими принципами налогообложения.

     3.2 Направление совершенствования  налоговой системы  в РФ

     В настоящее время налоговая система  РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним  числом», противоречивостью законов  и подзаконных актов, создающей  возможность, а порой просто необходимость  их толкования. Это отпугивает иностранных  инвесторов, создает серьезные препятствия  в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между  умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая  бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

     Налоговому  кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность  всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкции в зависимости от характера налогового правонарушения, установить их классификацию и признаки.

     В послание президента Российской Федерации  сказано, что бюджетная стратегия  на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному  и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов "Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, апрель, 2007 БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКЕ В 2008 - 2010 ГОДАХ".

     При формировании и реализации бюджетной  стратегии Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться  на решении следующих основных задач.

Информация о работе История становления налоговой системы РФ