История становления налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Раскрыть историю налогов;
· Дать определение налогам и его функциям;
· Раскрыть принципы и классификации налогов;
· Охарактеризовать основные направления и достижения налоговой системы России.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Экономическая сущность налогов и налогообложения
1.1 История возникновения налогов
1.2 Понятие и функции налогов
1.3 ГЛАВА 2. Принципы и классификация налогов
2.1 Принципы налогообложения
2.1 Классификация налогов
ГЛАВА 3. Налоговая система Российской Федерации
3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ
3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Налоги.docx

— 45.88 Кб (Скачать документ)

     В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

     Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

     Таким образом, обе налоговые функции  позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

     Фискальная  функция состоит в обеспечении  доходов государственной бюджетной  системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

     Макроэкономическая  (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

     Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

     Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная  функция налоговой системы требует  детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

     Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

     Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой.

     Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.

     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

     В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом.

     Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов  ослаблена, то это соответственно снижает  эффективность налоговой системы  в целом Починок А.П., Павлова  Лл.П. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие для государственных служащих. М.: Мобиле, 2003.. 

     ГЛАВА 2.ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ  НАЛОГОВ

     2.1 Принципы налогообложения

     Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств. Еще А.Смит сформулировал  четыре основных требования к налоговой  системе, которые верны и сегодня:

     1.Подданные  государства должны, по возможности,  соответственно своим способностям  и силам участвовать в содержании  правительства, т.е. соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством государства...

     2.Налог,  который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не  произволен. Срок уплаты, способ  платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

     3.Каждый  налог должен взиматься в то  время и тем способом, когда  и как плательщику должно быть  удобнее всего платить его...

     4.Каждый  налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал  и удерживал из кармана народа  возможно сверх того, что он  приносит казначейству государства.  Финансы: Учебник для ВУЗов.  Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. - 279с...

     Как видно, А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

     · равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

     · определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

     · простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

     · неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

     1)объект  налога - это имущество, доход,  товар, наследство, подлежащие обложению;

     2)субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

     3)источник  налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4)ставка  налога - величина налога с единицы  объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

     В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

     1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

     Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает  доходность объекта неточно.

     2) на основе декларации

     Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода.

     Примером  может служить налог на прибыль.

     3) y источника

     Этот  налог вносится лицом выплачивающим  доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его  уменьшенным на сумму налога.

     Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику. Этот способ наиболее распространен  в нашей стране Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. 2000. - с. 90.

     2.2 Классификация налогов

     Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (подземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

     Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить  количество их видов пока не имели  успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество  не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

     Налоги  делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

     Классификация налогов на прямые и косвенные  исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

     Прямые  налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика(юридического или физического лица) так, что он ощущает их в виде недополученного дохода.

     Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт).

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при  высокой эластичности предложения -- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Таким образом, создается впечатление, что  косвенные налоги - несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую  долю своего дохода он отдает государству  в виде этих налогов.

Информация о работе История становления налоговой системы РФ