История и теория налога на транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание

Помимо этого затронута проблема определения лица, являющегося плательщиком транспортного налога. Рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога.
В России имеется позитивный опыт развития налоговых правоотношений в части разграничения налоговых полномочий. И его необходимо использовать, подкрепляя научно обоснованными разработками.
Исходя из вышеизложенного, выбранная тема исследования представляется имеющей практическое и теоретическое значение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.docx

— 210.54 Кб (Скачать документ)

       Сумма налога исчисляется в отношении  каждого транспортного средства как произведение соответствующей  налоговой базы и налоговой ставки.

       В том случае, если регистрация транспортного  средства или снятие его с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т. д.) были осуществлены в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом соответствующего коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев  в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного  средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации  принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

       Органы, осуществляющие государственную регистрацию  транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения по утвержденным ФНС России формам о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в  этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после  их регистрации или снятия с регистрации.

       Эти органы обязаны также сообщать в  налоговые органы по месту своего нахождения сведения обо всех транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря  истекшего календарного года, до 1 февраля  текущего календарного года, а также  обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный  год.

       Порядок и сроки уплаты налога, как уже  отмечалось, установлены законами соответствующих  субъектов Федерации. Согласно законодательству налогоплательщики-организации обязаны  представить в налоговый орган  по месту нахождения транспортных средств  налоговую декларацию в соответствии со сроком, установленным законом  субъекта Федерации.

       Налогоплательщику – физическому лицу налоговым  органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода должно быть вручено налоговое уведомление  о подлежащей уплате сумме налога.

       Данный  налог является одним из основных источников доходов территориального дорожного фонда.

       Уплата  налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками  по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

       При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может  быть установлен ранее 1 февраля года следующего за истекшим.

       В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают исчисленную сумму налога.

       Сумму авансовых платежей исчисляется  по истечении отчетного периода  в размере 1/4 произведения налоговой  ставки и соответствующей налоговой  базы, что позволяет осуществлять равномерную уплату авансовых платежей транспортного налога в течение  года.

       Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании  налогового уведомления, направляемого  налоговым органом.

1.2.6. Налоговая декларация.

     Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении  налогового периода представляют в  налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую  декларацию по налогу.

     Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

     Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода  авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного  периода представляют в налоговый  орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым  платежам по налогу.

     Форма налогового расчета по авансовым  платежам по налогу утверждается Министерством  финансов Российской Федерации.

     Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

     Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками  в течение налогового периода  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

     Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса  отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Глава 2. Зарубежное налогообложение  транспортных средств.

     Транспортный  налог в акцизах и в истории

     Впервые транспортный налог включили в стоимость бензина в США практически одновременно с появлением первого массового автомобиля Ford-T в 1908 году.

В большинстве  стран не существует единого транспортного  налога. Вместо него могут взиматься  следующие налоги:

  • Налог на имущество - налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.
  • Дорожный налог - налог, денежная сумма от уплаты которого идёт на строительство и ремонт автотрасс.
  • Экологический налог - налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование не загрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).

     Некоторые из этих налогов могут отсутствовать, быть скрытыми либо объединяться вместе.

     В США

     Дорожный  налог включён в стоимость  бензина, тем самым распространяя  принцип справедливости налога. Кто  больше ездит, тот больше платит

     На  Украине

     Ставки  и прочие вопросы налогообложения  определены Законом Украины ”О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов ”.(теряет силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса Украины).

      
Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые  осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию  транспортных средств и/или имеют  зарегистрированные на Украине собственные  транспортные средства, которые и  являются объектом налогообложения.
 
 

       
  
Напомним, в России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше лошадей –  тем больше платить, это правило  действует даже для самолетов (за исключением реактивных). Деньги, собранные  с автовладельцев, до 2003 года направлялись в специальный дорожный фонд и целенаправленно тратились на строительство, содержание и ремонт дорог. Последние же шесть лет суммы уходят просто в бюджет. Вот и получается, что чиновники, которые закупают служебный транспорт на бюджетные деньги, ежегодно меняют свои казенные лимузины в том числе и на средства простых автомобилистов. 
 
Государств, в которых, подобно нашим, водители платят за количество «лошадей» без учета их качества, в мире осталось не так много. Последние пять-десять лет в цивилизованных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию так, чтобы города не вставали в пробках, а их жители не задыхались от выхлопных газов. Почти вся Европа уже ввела налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин».   
 
Больше всех с транспортным налогом экспериментируют немцы. Еще в прошлом году в разных землях Германии налоги формировались по совершенно разным принципам. Кое-где фискалы собирали с бюргеров деньги за массу и габариты автомобиля. Но в основном же имел значение экологический класс. В некоторых регионах Германии евро водителей текли в казну автоматически – при регистрации машины ее владелец должен был обязательно сообщить номер своего банковского счета, с которого власти сами снимали налог.  
 
С июля 2009 года в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса CO2. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят не так дорого – 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже – по 9 евро за каждые 100 см3.  
 
Но дополнительно хозяева машин в Германии платят и за объем выбросов CO2, причем этот газ стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма – если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» немцы опустят до 110 граммов на километр, а в 2014 – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов – имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.  
 
Почти идентичная система действует и во Франции. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм CO2, который их железный конь выбрасывает в атмосферу. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 граммов газа на километр. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.  
 
В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме – больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. Чем больше бензина или солярки пожирает твой автомобиль, и чем больше ты ездишь, тем больше отдаешь в бюджет.

     Таким образом, какой-нибудь американский дедуля, хранящий в гараже Dodge Charger и изредка выезжающий на нем на встречи с другими пенсионерами, будет платить небольшой налог. А человек, разъезжающий ежедневно на каком-нибудь небольшом автомобиле вроде Toyota Yaris, отдаст казне более крупную сумму. Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт дорог.

     Американская  система, кстати, давно не дает покоя  некоторым нашим политикам. Предложения  включить налог в цену топлива  появлялись уже много раз. Так, в  прошлом месяце фракцией ЛДПР в Госдуме  был подготовлен соответствующий  законопроект. Однако наше министерство финансов (а ведь все новые законы проходят процедуру согласования в  правительстве) всегда было против таких  инициатив. С одной стороны, чиновники  опасаются злоупотреблений со стороны  заправок, а с другой – лоббируют  интересы нефтеперерабатывающих компаний, не желая их, «бедненьких», нагружать  еще и оплатой налогов за граждан.

       
 
Зато можно порадоваться, что  мы живем не в Дании и не в  Израиле. В этих странах автомобилисты  должны платить в государственную  казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105 процентов стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тысяч крон (это чуть меньше 18 000 долларов США), то хозяину придется отдать государству аж 180 процентов ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин – то есть водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.  
 
Датчане, однако, на высокие налоги не слишком жалуются. Запредельные ставки в этой стране действуют на все, а не только на автомобили: на доход, недвижимость, дарение, наследование… Есть даже специальный налог на спорт! Но все собранные налоги (а это 50 процентов ВВП страны) Дания тратит на финансирование социальной сферы – пенсии, медицину, образование. Получается, что налогоплательщик получает от государства бесплатно ровно столько, сколько отдает налогов.  
 
В Израиле с лета этого года все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92 процента стоимости машины. Минимальный же налог – 10 процентов цены – должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти просят 30 процентов. В среднем же водители платят государству около 70 процентов стоимости автомобиля. В итоге вместе с налогом самая простая Mazda3 в Израиле стоит приблизительно 30 000 долларов, а Toyota Yaris в базовой комплектации – 25 000 долларов.   
 
Быть автомобилистом в Японии тоже весьма накладно. Здесь нельзя поставить машину на учет без справки о том, что для нее есть парковочное место (а в Токио аренда куска асфальта может стоить 100 000 йен, то есть тысячу долларов США в месяц!). Кроме того, владельцы машин обязаны проходить техосмотр – новым автомобилям «талон» выдается на три года, а потом процедуру нужно повторять ежегодно. Стоит она минимум 120 000 йен (1300 долларов) – и это плата за осмотр какой-нибудь маленькой машинки. Техосмотр для большого и мощного автомобиля выйдет в разы дороже. 
 
Что касается фискальных сборов, то жителям Страны восходящего солнца приходится платить аж три вида транспортных налогов. Первый платится при покупке машины, он не такой большой – около 5 процентов ее стоимости. Второй – при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Чтобы «поставить на учет» машину с двигателем объемом 2,5 литра, придется заплатить около 500 долларов.  
 
И, наконец, ежегодно в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя. Владельцы компактных машинок отделаются суммой в 5000 йен (54 доллара), а хозяину какого-нибудь Land Cruiser нужно будет отдать все 50 000 йен. Зато все деньги, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра. 
 
В Китае до недавних пор действовала система, аналогичная российской – со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Теперь китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами – развивать свой автопром. Сейчас в Китае покупатели автомобилей платят налоги, исходя из цены автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10 процентов его стоимости, то желающему купить иномарку придется раскошелиться на все 40.  
 
В Австралии налоговые ставки почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10 процентов от цены легковушки и 5 – от грузовика. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» 33 процента от стоимости машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долларов. Этой системой недовольны и жители, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что люкс-автомобили используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем дешевые устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже регулярно повышают налог на роскошные автомобили.   
 
В России, выходит, далеко не самый «зверский» транспортный налог. Чего же протестуют? В странах, о которых мы рассказали, (и на которые любят ссылаться депутаты, инициирующие повышение налогов) доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. Многим жителям нашей страны трудно платить налог больше 1000 рублей в год. При этом в России немало местечек, куда не добраться общественным транспортом. Ну и главное – в развитых странах поступления от транспортного налога в основном тратятся на содержание дорог. В России же качество дорог не зависит от того, много мы платим или нет. Собственно, налогоплательщики вообще не знают, куда именно правительство тратит их кровные. Это-то и обидно.

     Европейские страны на протяжении нескольких лет  пытаются ввести схемы «экологической»  безопасности населения. Во Франции  при регистрации авто владелец платит пошлину, сумма которой зависит  от мощности двигателя. Плюс к этому, начисляется дополнительный налог  на выбросы СО2.

     Например, владельцу Porsche 911 Turbo за выхлопы почти 340 граммов углекислого газа в атмосферу дополнительно придется заплатить 584 евро. К этим сборам с января 2009г. для самых «вредных» машин (например, спорт-каров, внедорожников и т.п.) добавили еще 160 евро ежегодного сбора.

     В маленькой и компактной Дании  вполне возможно передвигаться на велосипедах  и мопедах, за что и борется  правительство. Поэтому те, кто регистрирует купленный автомобиль, готовы заплатить  не меньше 105% стоимости самой машины. А «богатеньким буратинам», которые приобрели авто дороже 34 тыс. крон (примерно $18 тыс.), вообще придется выложить государству 180% от его стоимости.

     Надо  сказать, что в Дании налоги одни из самых высоких в мире. Но вместе с тем широко развита социальная сфера: медицинское обслуживание, образование, выплата пенсий. Поэтому каждый датчанин понимает, что большая часть налогов вернется к нему в виде социальных гарантий и бесплатных услуг.

     Наряду  с названными странами «экологический компонент» включен в налоговые  сборы во многих странах Европы: Бельгии, Германии, Финляндии, Португалии, Великобритании, Нидерландах, Испании  и др.

     Израиль также можно назвать ярым борцом за чистоту воздуха. Владельцы электромобилей выплачивают государству плюс 10% от потраченных средств, а вот  любители мощных и крайне «вредных»  машин вынуждены расставаться с  суммой, составляющей 92% стоимости автомобиля.

     Дорого  обходится автомобиль для японцев. Перво-наперво они должны обеспечить своему железному коню парковочное место, иначе автомобиль просто не поставят на учет в дорожной полиции. А это сумма весьма не малая – в Токио стоимость места на автостоянке доходит до $1000 ежемесячно. Минимальная сумма выплаты за техосмотр – еще от $1300 и выше (в зависимости от автомобиля). Плюс прибавьте 5 % налога при покупке авто, несколько сотен долларов за регистрацию и ежегодный транспортный налог от $54 до $500-600.

     В США давно и вполне успешно  действует схема уплаты транспортных сборов, включенных в стоимость топлива. Расходование средств автомобилистов в Соединенных Штатах вполне прозрачно – все уплаченные налоги делятся на поступление в федеральный дорожный фонд и в бюджет штата, но при этом все средства направляются только на строительство и ремонт дорог. Так что американцам вроде бы и обижаться не на что.

Информация о работе История и теория налога на транспорт