Источники налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Связь общества, государства и права в данном вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды источников права: санкционированный (правовой) обычай, судебный прецедент, нормативный акт и

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Представленная работа посвящена  теме «Источники налогового права».

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В  истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Связь общества, государства и права в данном вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды источников права: санкционированный (правовой) обычай, судебный прецедент, нормативный акт и т.д.

Впервые письменные нормы  налогового права появились в  Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили[7, с.25]:

1) два вида податей  (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую  казну, и местные подати, собираемые  в казну местной знати; 

2) субъекты податей; 

3) объекты податей; 

4) порядок взимания;

5) меры ответственности  за нарушение норм налогообложения.

В процессе познания источников налогового права важное значение имеет  Свод законов Ману (II в. до н. э.), который определял субъектов и объекты налогообложения, виды налогов, формы взимания (денежная и натуральная), органы и лиц, уполномоченных собирать налоги. Законы Ману впервые установили налоговые льготы отдельным категориям лиц.

 

Проблема источников права  лежит в основе любой отрасли  права, так как само существование  и эффективность юридических норм во многом определяются формами их выражения и закрепления. Налоговое право в этом отношении не является исключением. Вопрос об источниках имеет для него большое теоретическое и практическое значение. Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить сущность современного налогового права, но и в определенной степени прогнозировать пути его развития. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы «Источники налогового права». 

Целью курсовой работы является исследование источников налогового права. Задачами является:

– определение источников налогового права; 

– изучение системы источников налогового права в РФ; 

– изучение и анализ системы источников налогового права за рубежом.

Объектом исследования являются источники налогового права РФ.  
Предметом исследования выступают законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты, решения Конституционного Суда, нормы международного права и международные договоры как источники налогового права. 

 

 

1.Понятие источника налогового  права

 

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением  и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые  в своей совокупности представляют один из его институтов – налоговое право. Таким образом, налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему государства и в предусмотренных случаях – внебюджетные целевые фонды.

В мировой юриспруденции  термин «источник права» применяется  в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной  государственной воли. Современное  понимание источников налогового права  не вызывает существенных разногласий.

Различают несколько подходов к понятию «источник права».

Источник права в материальном смысле — это причины, обусловившие содержание права, материальные условия  жизни общества. Сюда можно отнести  экономические, политические, социальные, юридические и иные условия[8, с.46].

Источник права в идеальном  смысле — нематериальные факторы  осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских  источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии  и о правосознании личности[8, с.47].

Источник права в формально-юридическом  смысле — это форма закрепления  и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера[8, с.47].

Чаще всего источники  права рассматриваются в формально-юридическом  смысле, что обусловлено тем, что  наличие закрепленных форм источников упрощает их понимание, тогда как  в материальном и идеальном смысле источник права может принимать  любые формы, вызывая тем самым  разногласия. Поэтому в данной работе мы будем изучать источник права  именно в формально-юридическом  смысле.

Источники права прямо  обозначены в Конституции РФ[1,с.5,7,10,18,21,35]. Схематично, их можно представить следующим образом (Рисунок 1)

 






 




 


 


 


 

 

 

Рис. 1. Источники налогового права в России

 

Обобщенное представление  об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 Налоговый кодекс РФ[2, с.24, 29], которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные  правовые акты, регулирующие налоговые  отношения. Источником налогового права  может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права – это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права[6, с.125].

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и  взимания налогов и сборов, отношения  в сфере налогового контроля и  отношения по привлечению к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права  призваны выполнять две взаимосвязанные  задачи.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой  функции и образуются источники  налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму  существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение  общеобязательных правил поведения  субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права  содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы[3, с.86].

Интересной спецификой источников налогового права, отличающей налоговое  законодательство от иных нормативно-правовых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в случае изменения налоговых норм не в пользу фискально-обязанных лиц для отдельных субъектов сохраняется ранее действовавший правовой режим.

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами, которые представлены на Рисунке 2[5, с.190].

 

Свойства источников налогового права


 


 

 

 


 

 

 

Рис.2. Свойства источников налогового права

 

Законность, заключающаяся в наличии юридической силы означает, что источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

Вместе с тем источники  налогового права имеют свои характерные  черты, отличающие их от совокупностей  нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

Во-первых, источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества  в налоговой сфере.

Во-вторых, источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых  прямо предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном законе «О референдуме в Российской Федерации»[4, с.87]. Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.

В-третьих, налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью  финансового права, регулируется не только Налоговым кодексом РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти – каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Развитие федеративных начал  в построении российского государства  обусловливает и сложную разветвленную  систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней[5, с.103].

Таким образом, делая анализ всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: источниками права  являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в государстве, которые находят свое отражение в различных нормативно-правовых актах, постановлениях Высших судов, а также в правовых обычаях. Источники налогового права разнообразны и имеют разную силу действия, различны на разных уровнях власти, некоторые из них имеют территориальное разграничение.

 

 

2.Виды источников налогового  права в России

 

Однозначного мнения о  том, является ли тот или иной источник права, действительно таковым –  нет. К тому же, источники права  могут появляться и исчезать с  течением времени. Стоит также учесть тот факт, что в различных странах  источниками могут выступать  совершенно разные аспекты.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой  которого служат отношения субординации ее элементов, которая исключает  конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она  основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных нормативных актов  законам[6, с.60].

Можно выделить следующие  виды источников налогового права (Рисунок 3).





 


 





 

 

Рис.3. Основные виды источников налогового права в России

 

Далее рассмотрим каждый вид  источников налогового права более  подробно.

В налоговом праве РФ определяющую роль играет такой источник, как  нормативный правовой акт. Кратко, нормативно-правовой акт можно определить как акт  правотворчества, содержащий нормы  права. Международно-правовые договоры и соглашения, затрагивающие различные  аспекты налогообложения, также  относятся к данному виду источников. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее  время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически  господствовал правовой обычай и  юридический прецедент[10, с.40].

Информация о работе Источники налогового права