Информационные технологии в налоговом администрировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение информационно-технологической основы налогового администрирования.
Задачи:
Рассмотрим понятие и содержание информационного обеспечения;
историю развития новых информационных технологий в системе налогового администрирования;
технологическую инфраструктуру Центров Обработки Данных;
Федеральную информационную адресную систему.

Работа состоит из  1 файл

осн часть.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

Последовательно выполняются  этапы классификации и кодирования, при этом могут использоваться различные  системы кодирования. Как показал  анализ программ, наиболее часто применяются  порядковая, позиционная и комбинированная  системы кодирования. Кроме цифровых кодов широкое распространение  получили буквенные и буквенно-цифровые коды, которые представляют собой  условное обозначение позиции номенклатуры и называются мнемокодом. Программой, как правило, определяется максимальное количество знаков мнемокода. Приведем пример кодирования мнемокодами названий первичных документов (табл. 1).

 

Таблица 1. Пример кодирования первичных документов

Полное наименование документа

Мнемокод

Платежное поручение

П/П

Приходный кассовый ордер

пко

Расходный кассовый ордер

РКО

Накладная

НАКЛ

Договор

ДОГ

Спецификация

СПЕЦ


 

 

Мнемокодами могут кодироваться также организации, фамилии работающих и др.

Цифровые коды имеют широкое  распространение при кодировании  сложных многопризначных номенклатур, например, при составлении кодов  материальных ценностей, готовой продукции, основных средств. Код материальных ценностей, к примеру, может иметь  три группировочных признака: группа, подгруппа, позиция номенклатуры.

Следующий этап технологии применения кодов — занесение  локальных классификаторов в  машину. Для размещения каждой номенклатуры в программе предусмотрено специальное  место, которое определяется блоком меню «Справочники (словари)», обеспечивающим составление файлов справочной информации. В процессе обработки они объединяются с другими базовыми массивами  и обеспечивают составление сводок. Заполнение каждого справочника  происходит индивидуально. Запись каждой позиции осуществляется через специальное  окно, в которое заносятся реквизиты, характеризующие тот или иной признак. Например, при занесении  данных об организации вводятся: полное наименование, мнемокод или код, адрес, расчетные счета и др.

Составленные справочники  постоянно хранятся в машине; в  них могут добавляться новые  позиции, исключаться ненужные.

Назначение справочников — облегчение заполнения первич¬ных документов в машине. Ввод данных первичных  документов в ПЭВМ происходит двумя  способами: на экране возникает форма  документа либо появляется окно унифицированного ввода, куда вводятся данные для заполнения различных документов. При этом указывается, какая форма документа (П/П, РКО, ПКО, НАКЛ) заполняется. В любом случае для размещения каждого реквизита  отводится специальное поле документа. Если находящийся в поле реквизит присутствует в справочнике, то специальной  клавишей происходит обращение к  нему, поиск нужной позиции и автоматическое ее занесение в документ.

Основными носителями информации при автоматизированной обработке  являются входные и выходные документы, т. е. утвержденной формы носители информации, имеющие юридическую силу. Входная  документация содержит первичную, не обработанную информацию, отражающую состояние объекта  управления; заполняется вручную  либо при помощи технических средств. Выходная документация включает сводно-группировочные данные, полученные в результате автоматизированной обработки и изготовляется, главным  образом, на печатающих устройствах  машины. В бухгалтерском учете  и финансово-кредитной системе  принятые формы документации регулируются действующими едиными нормативными актами, правилами и инструкциями, разрабатываемыми Министерством финансов РФ и Центробанком РФ. Вся документируемая  информация обеспечивает приведение множества  экономических показателей в  определенную систему с целью  установления терминологического единства, однозначности описания, взаимосвязи  между показателями. Например, структура  системы показателей в бухгалтерском  учете распределяется по различным  участкам учета: труду и заработной плате, материалам, основным средствам  и др.; в кредитных органах документация используется для управления денежным обращением, межбанковскими расчетами, кредитованием; в финансовых органах система документации служит для формирования бюджета, распределения национального дохода.

Развитие систем автоматизированной обработки экономической информации, предусматривающих обмен информацией, потребовало унификации и стандартизации всей документации, предназначенной  для отражения экономической  информации. Унификация документации была проведена в государственном  масштабе в 1970-х годах. Так, постановлением Госкомитета стандартов «Унифицированные системы документации, используемые в АСУ» определены требования к унифицированной  системе документации (УСД). Она включает комплекс взаимосвязанных документов, отвечающих единым правилам и требованиям  построения.

Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке зафиксированное ручным или  печатным способом на бланке установленной  формы и имеющем юридическую  силу. В состав УСД входит учетная, отчетно-статистическая, финансовая, банковская, расчетно-платежная и другая документация. Каждому документу присвоен код  в соответствии с общегосударственным  классификатором управленческой документации (ОКУД).

 

1.2.История развития новых информационных технологий в системе налогового администрирования

 

В момент создания налоговых  органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

• получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

• ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

• нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

• стихийно развивающаяся информационная система.

Информатизация органов  налоговой службы сводилась к  обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и  построению единого информационного  пространства. Такая технология могла  существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков. 

В связи с этим прорабатывалось  несколько концепций типовых  программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических  средств и прикладным программным  обеспечением .

Разработка и внедрение  компьютерных технологий и автоматизированных информационных систем (АИС) в рамках местного самоуправления длительное время  осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами  и нормативными актами по каждому  виду учета, что создавало известные  проблемы формирования единого информационного  пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог». Проблема усугубляется и тем, что  многие объекты учета необоснованно  разделены между органами различных  ведомств со своими АИС и АИТ. Это  особенно проявляется в таком  объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и  земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах .

Проектирующееся внедрение  интегрированных комплексов для  территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования  баз данных по налогообложению юридических  и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

• автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

• информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

• высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

• повышение производительности труда;

• оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений .

Широкомасштабное внедрение  безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщи¬ками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

• уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

• сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

• устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

• повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести  приема и обработки электронных  документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь  используют сканерные технологии ввода  информации с бумажных документов, что повышает эффективность функционирования территориальных налоговых органов .

Для осуществления работы подразделений Федеральной налоговой  службы (ФНС) разработана и уже  функционирует многоуровневая АИС  «Налог», обеспечивающая решение задач  накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС  налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой  системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией  в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных  центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и  др .

Необходимость в этом обуславливается  характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого  типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой  в базах данных АИС ИФНС, являются подразделения государственных  органов и учреждения, из которых  поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов  и сборов, имуществе, земельных участках и др .

Существующие АИС налоговых  служб длительное время выполняли  свои функции и соответствовали  поставленным при их создании целям - автоматизации основных функций  налоговых органов по хранению и  обработке информации, поступающей  от налогоплательщиков, и повышения  производительности труда налогового инспектора .

Таким образом, недостаточное  развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией  как внутри АИС ФНС, так и с  взаимодействующими с ней АИС, невозможность  комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах  данных, возросшие требования к процессам  учета налогоплательщиков, своевременности  и полноте сборов налогов и  платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых  органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в  полном объеме выполнять свои функции.

2. Программные  средства в налоговом администрировании

 

2.1.Технологическая инфраструктура Центров Обработки Данных

 

Основной задачей Федеральной  налоговой службы (ФНС) является контроль выполнения налогового законодательства Российской Федерации, включая учет налогоплательщиков, контроль уплаты налогов и сборов, выявление налоговых  нарушений, управление задолженностью и взысканиями, поддержка судебных исков, информационное обслуживание налогоплательщиков, налоговое планирование. ФНС имеет  разветвленную структуру, состоящую  из следующих компонентов:

 

  • центральный аппарат ФНС;
  • межрегиональные инспекции федеральных округов и специализированные межрегиональные инспекции;
  • 82 управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • около 1500 районных, межрайонныхи городских налоговых инспекций.

 

ФНС осуществляет информационное взаимодействие с различными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а  также налогоплательщиками —  физическими и юридическими лицами. ФНС располагает одной из самых  мощных информационных систем среди  государственных организаций (более 50 тыс. ПК, свыше 6000 серверов, единая мультисервисная  сеть передачи данных), которая активно  используется для решения задач  ведомства.

На современном этапе  развития в информационной деятельности налоговых органов накопилось немало системных проблем, вызванных следующими причинами:

 

    • непрерывное увеличение документооборота, в том числе при взаимодействии с налогоплательщиками (как юридическими, так и физическими лицами);
    • усложнение и постоянное изменение процедур налогового законодательства;
    • возрастающие трудозатраты на обработку усложняющихся налоговых документов;
    • сосредоточение процедур налогового администрирования на уровне инспекций.

 

Существующая информационная система не обеспечивала поддержку  этих процессов в силу следующих  причин:

    • детальная информация о процессах налогового администрирования учитывается и хранится непосредственно в налоговых инспекциях. Она не доступна для углубленной аналитической обработки и принятия управленческих решений;
    • информация обрабатывается непосредственно налоговыми инспекторами, что приводит к огромным трудозатратам и не позволяет обеспечить надлежащее качество и стандартизированность рабочих процедур;
    • внедрение новых информационных технологий требует значительных финансовых затрат и возможно только при ограниченном количестве мест внедрения.

Информация о работе Информационные технологии в налоговом администрировании