Характеристика современного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является оценка эффективности современной системы налогообложения в России.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая система РФ, ее структура и назначение 4
2. Характеристика системы налогообложения РФ в современных условиях 11
3. Анализ поступлений основных налогов в федеральный бюджет 14
4. Совершенствование процесса налогообложения в условиях кризиса 18
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Современное налогообложение рф.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Если рассмотреть отдельно динамику поступлений ЕСН, то можно заметь следующие изменения: несмотря на рост доли фонда оплаты труда в ВВП в 2010 г. по сравнению с уровнем 2009 г. (на 0,36% ВВП), поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование снизились на 0,08%ВВП. Такое снижение обусловлено, прежде всего, регрессивностью шкалы ЕСН и отсутствием ее индексации. Это приводит к тому, что рост заработной платы в номинальном выражении снижает эффективную ставку ЕСН. В условиях экономического роста при опережающем росте доходов населения база ЕСН росла существенно быстрее, чем снижалась эффективная ставка. В результате чего поступления по ЕСН даже росли в процентах к ВВП. Такая ситуация была характерна для 2008-2009 гг. Однако в 2010 г. рост налоговой базы не смог компенсировать снижение эффективной ставки ЕСН и поступления по данному налогу уменьшились.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.

 


4. Совершенствование процесса налогообложения в условиях кризиса

Таким образом, к недостаткам налоговой системы России относятся: нестабильность налогового законодательства; излишняя сконцентрированность налоговой системы на выполнении фискальной функции; отсутствие стимулов для развития экономики; нестабильность и запутанность налоговой системы; недостаточное налоговое администрирование.

Конструирование и совершенствование налоговых систем, обеспечивающих как повышение деловой активности, так и решение социальных проблем общества, всегда было и будет предметом дебатов и настоящих сражений между различными ветвями власти и бизнесом.

Совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в Российской Федерации является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и четкого разграничения функций и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми нормативно-правовыми актами триады «функции - полномочия - ресурсы». При этом обеспечение функций и полномочий ресурсами является необходимым условием для успешной деятельности системы государственной власти и местного самоуправления. В качестве такой ресурсной базы, выступающей в качестве экономической основы управления, каждый из уровней в обязательном порядке должен иметь закрепленные доли собственности на следующие ресурсы: природные ресурсы, основные фонды, финансовые ресурсы. Очевидно, что без наличия необходимой и достаточной ресурсной основы ни государственное, ни региональное управление и местное самоуправление эффективно реализовать невозможно. Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений. Без корректировки налоговой системы о реальном «бюджетном федерализме» речи в настоящее время быть не может.

В целях обеспечения экономического роста и выполнения налогами стимулирующей функции в первую очередь необходимо совершенствовать систему исчисления налога на прибыль. В частности: необходимо конкретизировать налогооблагаемую базу по данному налогу для исключения возможности неоправданного повышения себестоимости выпускаемой продукции в целях сдерживания уровня цен и инфляции; дифференцировать ставку налога по отраслям для повышения экономической заинтересованности предприятий, т.к. рентабельность в разных отраслях производства неодинакова; создать оптимальный льготный налоговый режим для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность. В первую очередь необходимо поощрять вложения в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. [13; с. 174]

Одним из методов воздействия на экономику являются налоговые льготы, которые предусматривают полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм налогов, отсрочку платежа, инвестиционные налоговые скидки и кредиты. Предоставляя налогоплательщикам те или иные льготы, государство активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Но налоговые льготы могут хорошо действовать только при эффективном механизме изъятия основного налога и строго взвешенном, не очень большом количестве льгот. К примеру, отмена всех льгот по налогу на прибыль организаций в 2001 году позволила снизить его ставку до 24%. Однако это привело к лишению предприятий налоговых преимуществ, благодаря которым государство стимулировало развитие наиболее приоритетных отраслей, и созданию равных условий для самофинансирования предпринимательской деятельности всех предприятий. Только правильно построенная налоговая система может способствовать нормальному перераспределению доходов населения. Эту функцию должно брать на себя государство, поскольку нельзя целиком доверить распределение доходов рыночному механизму. Когда существует прогрессивная система налогообложения, налоговая ставка увеличивается с ростом доходов, и богатые платят относительно больше, чем бедные. При регрессивном и пропорциональном налогообложении меняется структура потребления товаров и услуг и соответствующим образом меняется структура спроса. В этом направлении уже принимаются некоторые меры. Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральными законами от 26.11. 2010 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30.12. 2010 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят пакет антикризисных мер, связанных со снижением налогов. Главная антикризисная налоговая мера - снижение налога на прибыль с 24% до 20% за счет части налога, поступающей в федеральный бюджет. При этом региональные власти получили право снизить этот налог за счет своей части.

Другая важная антикризисная мера предусматривает увеличение в два раза (с 1 млн. до 2 млн. рублей) размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с суммы, уплаченной за новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты (доли в них). Покупатель квартиры теперь сможет получить из бюджета 260 тыс. руб. Таким образом, люди, купившие квартиру в 2010 году, смогут рассчитывать на дополнительные 130 тыс. руб. Для многих заемщиков лишние 130 тыс. руб. - это несколько месячных платежей по ипотечным кредитам. Поэтому эта мера правительства, помимо поддержки совокупного спроса и в частности спроса на квартиры, поможет несколько сгладить проблему задолженности по ипотечным кредитам. [13; с. 176]

Еще одним направлением совершенствования налоговой системы РФ является создание эффективной системы налогового администрирования. В рамках экономического кризиса в этом направлении уже проводятся некоторые изменения. Они касаются усиления налогового администрирования путем ужесточения налогового законодательства. По мнению ряда экспертов данная мера принесет отрицательные результаты. Ведь ужесточение контроля может в первую очередь начаться с торгового бизнеса и особенно среднего и малого бизнеса. Ужесточение контроля в условиях кризиса и в особенности административного произвола ни к чему хорошему не приведет. Главным, что необходимо сделать сейчас, является создание гибкой и адаптивной системы налогового администрирования, которая будет способствовать выведению бизнеса из тени. Также необходимо создать более ясную и понятную систему исчисления и уплаты налога. Сегодня надо составлять многостраничные отчеты, делать сложные расчеты всевозможных нормативов, ориентироваться на запутанные и оторванные от реальной жизни правила отнесения различных статей расходов на затраты. Основные проблемы связаны не столько со ставками налогов, сколько с большим количеством платежей и непрозрачностью их расчетов. Одним из решений было бы распространение упрощенной системы налогообложения на все предприятия, так как это простая и ясная схема - процент с оборота или процент от дохода. При таком подходе бизнес скорее станет более прозрачным и стабильным.

Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В.Путина от 17.11.2010 №1662-р. В соответствии с этим документом Правительству предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы: осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования; упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам; создать эффективную систему налогообложения недвижимости; уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов и другие меры. [13; с. 177]

Таким образом, в целях создания эффективной системы налогообложения и выхода страны из мирового финансового кризиса необходимо провести следующие мероприятия: совершенствовать систему исчисления налога на прибыль, тем самым стимулировать производительность и экономический рост; создать эффективную систему налоговых льгот; упростить налоговое законодательство и систему налогового администрирования.

 


Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Она призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

Российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды.

Список литературы

1.      Приказ Министерства Финансов РФ от 9.08.2007 №101 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»

2.      Налоговый Кодекс РФ. - М.: Элит, 2005

3.      Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год».

4.      Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период до 2010 года».

5.      Федеральный закон от 26 ноября 2010 № 224-ФЗ « О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты»

6.      Авралов В, Пашлова О. Российская экономика в 2010 году // Вопросы экономики - 2009 -№3 - с.61-78.

7.      Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право -2009 - №9 - с.48-55.

8.      Боброва А. В. Налоги и налогообложение – М.: Край Ра, 2011

9.      Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2010-2010 годах // Финансы.- 2009.- № 9.- С. 8-10.

10.  Голик Е. Н. Налог и косвенное налогообложение - М.: Мини Тайп, 2011

11.  Ефимова С. А. Налоги и налогообложение. Краткий курс - М.: Окей-книга, 2011

12.  Караваева И.В. Трансформация налоговой политики в России в 1990-е гг. // Эко - 2010 - №7 - с.139-157.

13.  Кашин.В.А. О путях совершенствования налоговой системы //Эко - 2010 - №10 - с.173-191.



Информация о работе Характеристика современного налогообложения в РФ