Характеристика современного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является оценка эффективности современной системы налогообложения в России.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая система РФ, ее структура и назначение 4
2. Характеристика системы налогообложения РФ в современных условиях 11
3. Анализ поступлений основных налогов в федеральный бюджет 14
4. Совершенствование процесса налогообложения в условиях кризиса 18
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Современное налогообложение рф.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

единство налоговой системы;

разграничение полномочий налогооблогающих субъектов;

справедливости налогообложения;

достаточности налогообложения;

подвижности (эластичности) налогообложения;

стабильности налоговой системы;

удобство налогообложения. [11; с. 76]

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой вопрос не имеет пол собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. В соответствии с различными классификациями налоговых систем, российскую налоговую систему можно характеризовать как умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени то 30 до 40% ВВП), косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов) и централизованную (наделяет) федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджета этого уровня). Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Она призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

 


2. Характеристика системы налогообложения РФ в современных условиях

Проведение серьезных экономических преобразований обусловило сложность процесса формирования налоговой системы России. Ее адаптация к рыночным условиям началась в 1991-1992 гг. и в период коренного преобразования экономических отношений выполняла задачу бесперебойного пополнения государственного бюджета. За время создания налоговой системы Российской Федерации в целях усиления ее позитивного влияния на экономику страны был проведен ряд крупных налоговых мероприятий, затрагивающих как изменение структуры взимаемых налогов, так и методику их исчисления и уплаты. Изменения коснулись правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, круга субъектов налоговых правоотношений, статуса налогоплательщиков, их ответственности за налоговые правонарушения, а также структуры налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях. Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность. Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие. В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды - дорожные, экологические и другие. Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие). Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов. Все вышеперечисленные нововведения были отражены в Налоговом Кодексе. Введение Налогового Кодекса не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы. В налоговой сфере остается много нерешенных проблем. По мнению ряда исследователей налоговая система России еще весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту. А ведь именно налоговая система является одним из самых основных факторов стабильного экономического роста. [10; с. 118]

Современная налоговая система слишком сконцентрирована на выполнении фискальной функции. Об этом свидетельствуют показатели налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. До 70% всех доходов в бюджет составляют косвенные налоги на прибыль. Уровень налоговой нагрузки на экономику России уже много лет остается на высоком уровне. В период с 2007 по 2009 год она колеблется в пределах 35,3-36,3% ВВП. Законодатели постоянно «забывают», что налоги имеют еще регулирующую функцию (со стимулирующей подфункцией), которая реализуется через систему льгот и предпочтений. Реформирование налоговой системы должно проходить на основе принципа приоритета развития производства и экономики над интересами бюджета. Проводимая налоговая политика не должна вытеснять капиталы из производственного сектора.

Наша налоговая система - тормоз развития нашей страны. Большинство экспертов утверждают, что дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования. Безусловно избыточная налоговая нагрузка подавляет предпринимательскую активность и лишает предприятия тех средств, которые они могли бы вложить в производство. Но рассмотрим уровни налогового изъятия в России и в других странах большой «восьмерки» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада).

Налоговая нагрузка в России находится приблизительно на том же уровне, что и в развитых странах. Поэтому проблема неэффективности системы налогообложения кроется не столько в величине налогового бремени, сколько в самой структуре и основополагающих принципах ее формирования. Современная налоговая система слишком сложна, запутана и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от налогов и даже провоцирует на это. в десятках изданий можно найти соответствующие инструкции. Многие предприятия в той или иной мере находятся и всегда находились в тени. Доля теневой экономики в России составляет около 25 %. На сегодняшний день налоговая система не стимулирует повышение прозрачности экономики, а наоборот оказывает негативное влияние. Малому и среднему бизнесу приходится оставаться в тени в связи с отсутствием возможности уплаты всех установленных налогов. Многие руководители повышают белую зарплату до уровня, на котором настаивают налоговики, чтобы не попадать в черные списки. Но далеко не все компании в состоянии привести официальные зарплаты в соответствие со среднеотраслевым уровнем - им тогда попросту придется закрыться. ФНС вынуждена признать: лозунг «Заплати мне зарплату по-белому» не стал главным принципом нашей жизни. Также проблема состоит и в тяжеловесности и излишней зарегулированности Налоговой системы. Бизнесу нужны простые и ясные схемы. В связи с кризисом, непринятие срочных мер по устранению этих дефектов может ухудшить и без того тяжелую ситуацию. С другой стороны использование резервов совершенствования налоговой системы может оказаться одним из самых эффективных и самых дешевых средств преодоления кризиса в нашей стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными недостатками Российской налоговой системы являются: излишняя сконцентрировнность на выполнении фискальной функции; отсутствие стимулов для развития экономики она слишком сложна, запутана и противоречива, позволяет легко уклоняться от налогов и даже провоцирует на это; отсутствие стимулов для развития экономики; нестабильность налогового законодательства; неэффективное налоговое администрирование.


3. Анализ поступлений основных налогов в федеральный бюджет

Несостоятельность российской налоговой системы можно увидеть проанализировав поступления основных налогов в федеральный бюджет. Это позволит оценить влияние системы налогообложения на социально-экономическое развитие страны.

Всего за 2010 год в бюджетную систему РФ поступило 10032,8 млрд. рублей, из них 8455,7 млрд.руб - налоги и сборы в консолидированный бюджет, что на 14,9% выше чем в 2009 году. По данным ФНС России за 2010 года в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых доходов. Это на 8,8% больше, чем в 2009 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Анализируя данные показатели, можно говорить о нездоровой ориентации российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2010 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2009 годом на 25,1%.[8; с. 102]

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2009 годом снизились на 28,2%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2010 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2009 году. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2010 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в 2010 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного - 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2009 году. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования, суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2010 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2009 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2009 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2009 году.

С первого взгляда наблюдается положительная тенденция в росте доли основных налогов в доходах федерального бюджета. Но если проанализировать структуру доходов федерального бюджета в 2009 и 2010 году, то можно говорить о сокращение доли налоговых поступлений (рис. 3).Налоговые доходы в 2010 году составили 84,3%, а в 2009 году они были на уровне 85,5%. Такие изменения в большей степени связаны с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и развертыванием в конце 2010 года экономического кризиса.

Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2010 г., значится продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2010 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2010 г. сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет расширенного правительства составило порядка 13% ВВП, причем более существенного выпадения доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения беспрецедентно высоких цен на энергоносители на мировых рынках в первом полугодии 2010 г.

В структуре налоговых поступлений в 2010 г. произошли заметные изменения: поступления от НДС упали ниже уровня 2008 г., кроме того сократились до значения 2007 г. поступления в бюджетную систему страны от налога на прибыль предприятий. Эти обстоятельства стали решающими факторами существенного падения относительно уровня 2009 г. налоговых поступлений бюджета расширенного правительства. Однако следует отметить, что вопреки ожиданиям доля поступлений НДПИ в ВВП, как и величина доходов от внешнеэкономической деятельности, в 2010 г. не продолжило свое падение вслед за показателями 2009 г. - поступления доходов в бюджет от данных налогов выросли. Также следует отметить, что на протяжении 2007-2010 гг. наблюдаются устойчивые тенденции увеличения доли НДФЛ, снижения доли акцизов и стабилизация доли ЕСН в ВВП.В 2009 г. помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Наибольшую стабильность в условиях кризиса будут сохранять имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и пр.), однако при затяжном характере кризисных явлений в экономике доходы от них также будут сокращаться. [8; с. 106]

Информация о работе Характеристика современного налогообложения в РФ