Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и функции налогов 4
2. Основные принципы построения налоговой системы РФ 6
3. Структура действующей налоговой системы 8
4. Перспективы развития налоговой системы РФ 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Налоги.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  предмету: «Налоги и налогообложение»

Тема: «Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе». 
 
 
 
 

Студентки Кудык Ю.В.

Финансы и кредит

Группа  ФК-09

Курс  3 семестр 5 
 
 
 
 
 
 

Омск, 2011

Содержание 
 

     Введение                                                                                                      3

     1. Сущность и функции налогов                                                                 4

     2. Основные принципы построения налоговой системы РФ                 6

     3. Структура действующей налоговой системы                                      8

     4. Перспективы развития налоговой  системы РФ                                  12

     Заключение                                                                                                 14

     Список  используемой литературы                                                           15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

     В данной работе предпринята попытка  разобраться в действующей налоговой  системе России, выделить ее основные противоречия.

     Актуальность  выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.          

     Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.  

  1. Сущность и функции налогов
 

     Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства  связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может.

     Налоги  и сборы являются центральными понятиями  налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

     В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  

      Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога. [1]

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

     Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые  государством с физических и юридических  лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды  по ставке, устанавливаемой в законодательном  порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

     Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. [2, с. 34-55]

     Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств.

     Рассмотрим  основные функции налогов:    

1) фискальная  функция, которая является основной  из существующих. Благодаря этой  функции формируются доходы бюджетов  и внебюджетных фондов, образуются  средства финансирования деятельности  органов государственной власти;     

2) социальная (распределительная) функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;    

3) регулирующая  функция. Благодаря налогам происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других;    

4) контрольная  функция. Данная функция налогов  позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства. [2, с. 54-55]

2. Основные принципы построения налоговой системы РФ 

     Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики  сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам  можно отнести:    

   1) принцип справедливости налогообложения;     

   2) принцип соразмерности взимаемых  государством платежей и доходов  налогоплательщиков (плательщиков  сборов);    

   3) принцип определенности и удобности  налогообложения, который включает  в себя учет государством интересов налогоплательщиков;    

   4) принцип экономичности, т.е. сокращения  издержек налогообложения.

     Юридические принципы налогообложения - это общие  и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права  закреплены в ст. 3 НК РФ. [1]

     Из  положений названной статьи можно  выделить следующие основные принципы налогообложения:    

   1) обязательность. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и равенства налогообложения;    

   2) законность. Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;    

   3) недискриминационный характер. Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и подобных  критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;     

   4) обоснованность. Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;     

   5) экономическая целостность. Не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;    

   6) определенность и доступность.  При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;    

   7) принцип "презумпции невиновности  налогоплательщика". [5, с.65-66]

     Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:   

    1) единство и стабильность налоговой  системы;    

    2) подвижность и множественность  налогов. 

3. Структура действующей налоговой системы РФ

 

     Сущность  налоговой системы РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».

     Все налоги в соответствии с Налоговым  кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  • Федеральные (на уровне страны);
  • Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
  • Местные (на уровне органа местного самоуправления) [2, с.417]

     Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических  лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления  от федеральных налогов зачисляются  в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги обязательны к уплате на всей территории РФ.    

Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе