Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:31, реферат

Описание

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы народном хозяйстве.
Налоговая политика реализуется государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних видов деятельности и свертывание других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-4
1. Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления……………......................................................................5-13
2. Сущность налоговой политики в РФ…………………………………13-15
3. Развитие налоговой системы в России………………………………..15-19
4. Перспективы развития налоговой политики ………………………....20-22
5. Особенности налоговой политики
5.1Налоговое планирование……………………………………….23-26
5.2Налоговая реформа………………………………………...…...27-28

Работа состоит из  1 файл

1444.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Налоговое планирование или действия, на­правленные на законный обход налогов (имеется в виду первый способ обхода налогов), а также правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение спе­циальных приемов уменьшения налоговых обяз­ательств плательщика при их осуществлении законными способами не могут быть поводом для применения к плательщику штрафных санк­ций, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов.

Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование, а также уплата нало­гов в соответствии с законом без применения специальных мер по снижению налоговых обя­зательств плательщика являются по существу моделями поведения налогоплательщика. При этом бесспорное преимущество налогового пла­нирования состоит в том, что цели минимизации налоговых обязательств достигаются без наруше­ния законов.

    Проблемы налогового законодательства, используемые как для избежания налогов, так и для   уклонения   от   уплаты   налогов,   могут носить как непреднамеренный характер, так и специально   “закладываться” в принимаемый закон  о  налогообложении.

Возможности обхода налога могут определяться рядом факторов.

Во-первых, спецификой объекта налогообложения (законодательство большинства стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность укрыть значительные суммы от налога).

Во-вторых, спецификой субъекта налога, в основе которой лежит принцип предоставления налоговых льгот малым предприятиям, некоммерческим, благотворительным и подобным организациям.

В-третьих, определенные возможности для обхода налога предоставляют особенности метода обложения, способа исчисления и уплаты налога, лежащие в основе определения суммы налога (прогрессивное налогообложение иногда предоставляет значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции).

Кроме того, широкие возможности для обхода и легального уменьшения налогов существуют при использовании “налоговых убежищ” Известно, что в налоговых режимах для отдельных видов деятельности между налоговыми юрисдикциями отдельных стран существуют отличия иногда весьма существенные. При этом страна в которой налоговый режим для отдельных видов деятельности более льготный, и является по сути “налоговым убежищем”. Следует отметить, что практически для любой страны можно назвать вид деятельности (или организационно-правовую форму), в отношении которой она бы выступала как “налоговое убежище”.

    Существует ряд стран, которые “специализируются” на предоставлении налоговых льгот иностранным юридическим лицам, взимая при этом мизерные налоги либо совсем отказываясь от них и извлекая для себя выгоду в виде притока иностранных капиталов. Подобные льготные налоговые режимы могут быть предусмотрены также в свободных экономических и торговых зонах. Создание компаний в таких “налоговых убежищах” законодательством Российской Федерации не запрещено при условии выполнения ряда требований, а квалифицировать создание таких компаний как попытку сокрытия прибыли нельзя, так как формально прибыль образуется у субъекта, не являющегося плательщиком в Российской Федерации. Следует иметь в виду, что отдельные ограничения существуют и в самих “налоговых убежищах”. Компаниям, зарегистрированным в таких странах, как правило, запрещена любая коммерческая деятельность на территории самой страны – “налогового убежища” (в качестве примера страны, в которой существует такое ограничение, можно назвать Кипр).

    Налоговое планирование — процесс творче­ский, который зависит от состояния налогового законодательства в стране, ее налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестици­онной и налоговой политики, состояния право­порядка), законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предот­вращение уклонения от уплаты налогов, состоя­ния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма налоговых консуль­тантов. Большинство российских бухгалтеров редко используют метод налогового планирова­ния в своей деятельности в связи с частыми и непредсказуемыми изменениями налогового за­конодательства, в лучшем случае осуществляют прогнозирование получения доходов и их нало­гообложение.

    Только тогда, когда налоговое законодатель­ство станет стабильным, налоговое планирование будет неотделимо от общей предприниматель­ской деятельности, станет непременным и непо­средственным элементом на всех ее уровнях и этапах.

5.2 Налоговая реформа

   

    Со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый агент был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы.

    Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика все, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи. Отсюда многочисленные ежегодные поправки в налоговые и бюджетные законы.

Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям: 1) предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли; 2) существенное увеличение доходов государства за счет расширения  налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики; 3) выведение вопросов социальной политики за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база; 4) предоставление субъектам Российской Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций; 5) сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.

    Весь смысл налоговой реформы сводится к следующим позициям. Это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Реформа подразумевает изменение принципов построения налоговой системы: оптимизация соотношения между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, пока отсутствующий. Налоговая реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение <<теневого>> оборота, по некоторым оценкам составляющего в экономике России 40%. К сожалению, соответствующие реформационные цели пока не формулируются.

    Приходиться с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается какая-либо четка идеология. А она нужна, либо любая истинная реформа, тем более налоговая, не может и не должна проводиться ради самой себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну дополнительных финансовых средств, но и возможность для налогоплательщиков хорошо зарабатывать.        

    Подлинная налоговая реформа немыслима вне проведения эффективной налоговой политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе законодательной. По-видимому, главные элементы этой политики должны быть закреплены специальным федеральным законом. Это устранило бы характерные для всего постсоветского десятилетия налоговые <<перетряски>> при утверждении бюджета на очередной год.

   

 

 

             

 

 

Заключение

 

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Предложений же о принципиально иной налоговой  системе и налоговой политике, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, либо оптимальную налоговую политику можно развернуть только на серьезной теоретической основе которой у нас в России еще нет.

      Российская налоговая политика сочетает политику максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно», при этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов и налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Но государство должно стремится к политике разумных налогов, которая способствует  развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

   Участниками налоговых отношений в Российской Федерации со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы.

Каждый из этих органов осуществляет свои функции в сфере налогообложения,  рамках своих полномочий, что является осуществлением налоговой политики в Российской Федерации.

   В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой политики методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой хотя бы основных стратегических аспектов политики  сфере налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

К настоящему времени формирование основ российской налоговой системы в целом завершено. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Вместе с тем проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.

Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

В ходе реформы налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть, снизилась с 33,6 до 27,4%.

Но возможности "механического" снижения налоговой нагрузки на экономику, например за счет уменьшения налоговых ставок, практически исчерпаны. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно прежде всего за счет повышения качества налогового администрирования.

 

   Список использованной литературы

 

1.      Агапова Т. А. Макроэкономика для преподавателей – М, 2003 г.

2.      Алиев А. А. Налоги и налогообложение – М, 2005 г.

3.      Бункина М. К. Экономическая политика – М, 2001 г.

4.      Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М, 2006 г

5.      Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6.      Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005.

7.      Иванова С. П. Налоги и налогообложение – М, 2003 г.

8.      Кирилова О.С., Муравьева Т.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие для вузов – С.: Издательство «Экзамен», 2005г.

9.      Крохина Ю. А. Налоговое право России – М, 2005 г.

10. Консультант плюс

11. Налоговый кодекс Российской Федерации

12. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России - М, 2005г.

13. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ – М, 2004г.

14. Пономарев А. И. Налоги и налогообложение в РФ – Ростов, 2005г.

15. Смирнова С. А. Бухгалтерский учет – М, 2005г.

16. Тедеев А. А. Налоги и налогообложение – М, 2004г.

17. Д. Г. Черник, Л. Н. Павлова. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра - М, 2001.

18. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2005г.

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России