Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:31, реферат

Описание

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы народном хозяйстве.
Налоговая политика реализуется государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних видов деятельности и свертывание других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-4
1. Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления……………......................................................................5-13
2. Сущность налоговой политики в РФ…………………………………13-15
3. Развитие налоговой системы в России………………………………..15-19
4. Перспективы развития налоговой политики ………………………....20-22
5. Особенности налоговой политики
5.1Налоговое планирование……………………………………….23-26
5.2Налоговая реформа………………………………………...…...27-28

Работа состоит из  1 файл

1444.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Налоговая система России строится на общепризнанных принципах–однократность обложения, строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основе которой положена компетенция государственной власти; четкое  распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

Но надо признать, что объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере.

Вновь создаваемая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам стоит отнести непомерно высокий уровень налогов, их огромное, увеличивающееся количество, которое не всегда соответствует реальной экономической ситуации, сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др.

По данным пресс-центра государственной налоговой службы РФ, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит 4 налогам: налогу на прибыль, НДС, акцизам и подоходному налогу с физических лиц, на долю которых в России приходится 90 % всех поступлений.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из самых важных налогов в современной России. Он взимается с 1 января 1992 года на всей территории страны. Этот налог, хорошо известный с 50-х годов за рубежом, представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации. Этот налог заменил 2 ранее действовавших налога: налог с оборота–введенный налоговой реформой 30-х годов и налог с продаж, введенный в начале 90-х. Они функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами.

НДС выгодно отличается от предыдущих. Он более эффективен, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, менее обременителен для отдельных производителей, поскольку обложению подлежит  не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями, но в действительности его плательщиками становятся конечные потребители, которые оплачивают его при покупке услуги или товара.

Объектом налогообложения являются обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. Ставки НДС с 1994 года установлены в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по особому перечню и 20% по остальным товарам и услугам. Сроки уплаты НДС зависят от размера платежа: чем больше сумма налога, тем чаще уплата.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с 1992 года. Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложение юридических лиц, по существу, было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, которая включает прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; доходы  от внереализационных операций.

Предприятия имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции по сравнению с их нормируемой величиной уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов, что весьма обременительно.

Основным же федеральным налогом с физических лиц является подоходный налог, плательщиками которого выступают все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории России. При этом в состав облагаемого дохода включаются как натуральные, так и денежные доходы в рублях и иностранной валюте.

Для ослабления тяжести, предусматривается широкая система налоговых льгот, которые исключаются из облагаемого дохода. Ставка налога с 1994 года колеблется с 12 до 30%. Шкала ставок построена по сложной прогрессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и  повышение ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличивается плавно. С точки зрения социальной психологии стоит добавить, что маленький  налог уплачиваемый, допустим, очень часто и равный в объеме одному большому, уплачиваемого единовременно, воспринимается чрезвычайно положительно, когда как второй резко отрицательно; жаль что это не применяется в нашей стране, где отношение к любому налогу становится крайне негативное.

Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Этот налог является стабильным доходом, т. к. его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности субъектов. Платят налог предприятия, имеющие отдельный баланс. К объектам обложения относят ОС, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.  Для целей налогообложения используются среднегодовая стоимость имущества предприятия. Предельный размер налоговой ставки не может превышать 2% налогооблагаемой базы и он устанавливается в каждом конкретном случае.

4.      Перспективы развития налоговой политики

 

    На рубеже конца 80-х, начала 90-х годов наша страна, исчерпав все ресурсы плановой экономики ощутила необходимость вхождения в рыночные отношения. Решающую роль в переходе на рыночную экономику сыграла перестройка, начавшаяся в 1985году.

    Старая система налогообложения предназначенная, в основном, для крупных государственных промышленных предприятий оказалась не пригодной для использования в новых экономических условиях. Возникла необходимость создания новой системы налогообложения, приспособленной для использования в условиях рыночной экономики.

    В настоящее время распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетных отношений поставлено на объективную нормативную базу, хотя и представляет собой обширное поле для дискуссий.

    Важное экономическое и социальное значение имеет оптимизация налоговых платежей в сфере  бизнеса. В сложившейся практике налогообложения основное налоговое бремя  несут юридические лица, что сдерживает эффективность бизнеса. Правительство РФ с 2000г. установило три шкалы ставок личного подоходного налога (12, 20  и 30%) со снижением предельной ставки.

    Далеко не все решения, регламентированные в НК, точны, бесспорны и справедливы, а многие важные проблемы не нашли в нем отражения. Поэтому в недавно принятый кодекс уже внесен большой массив поправок и в Правительстве РФ готовятся новые предложения по его совершенствованию. По-видимому, создание ясной, стабильной и понятной налоговой системы - дело не слишком близкого будущего, но оно сдвинулось с мертвой точки и есть надежда на завершение этого процесса

            Конечно, элементарные условия справедливос­ти должны быть обеспечены: нельзя, чтобы для одних бизнесменов был создан тепличный налого­вый режим, а для других - жесточайшие условия деятельности.

    Налоговая система Российской Федерации отлича­ется высоким уровнем налогообложения юридических лиц, в то время как физические лица платят налоги по заниженным ставкам. В принятой части второй Налогового кодекса порядок налогообложения в этом отношении принципиально не изменился.

    Единая ставка подоходного налога с физических лиц способствует легализации заработной платы. В тоже вре­мя эффективная ставка подоходного налога для бога­тых граждан приобретет регрессионный характер, по­скольку состоятельные люди обладают большими воз­можностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет расходов на образование, лечение и т.п.

    Увеличены акцизы на бензин, однако эта мера но­сит незавершенный характер. Сокращение государ­ственного регулирования ценовой политики отраслей естественных монополий и ограничение финансиро­вания коммунальных услуг для населения, позволило бы ввести акцизы на энергетические ресурсы. Введение акцизов означало бы, что налогами будут облагаться не результаты труда, а ресурсы. Кроме того, часть фун­кций налогового контроля перейдет к энергетическим компаниям, обладающим современными средствами контроля над потребителем.

    Более высокие ставки налогов следует применять к видам деятельности, требующей государственной ре­гистрации — юридические сделки с недвижимостью, транспортными средствами и т.п. Серьезный резерв заложен  в повышении ставок налога на имущество с физических лиц. При этом важное значение имеет определение базы налогообложения.

    Необходимо провести изменение порядка обложе­нии НДС для экспортеров. Как известно, товары, экс­портируемые в страны дальнего зарубежья, налогом на добавленную стоимость не облагаются. НДС, упла­ченный экспортерами при приобретении товарно-ма­териальных ценностей (за исключением основных фон­дов), возмещается из бюджета. Фактически данная опе­рация является скрытой субсидией экспорта. Посколь­ку основу российского экспорта составляют товары с низкой добавленной стоимостью (сырьевые и энерге­тические ресурсы), то такая система налогообложе­ния экспортеров искусственно поддерживает сырьевую ориентацию экономики. При приобретении товаров НДС следует включать в себестоимость продукции. Это позволит отказаться от возмещения налога экспорте­рам, производящим товары с низкой добавленной сто­имостью. Хотя такая налоговая политика приведет к сокращению прибыли, в конечном итоге бюджет смо­жет получить от экспортеров на 5-10% дополнитель­ного дохода. При этом существующий порядок возме­щения НДС экспортерам, производящим товары с высокой добавленной стоимостью, можно не менять.

    Представляется целесообразным ввести новый вид платежа с целью сокращения нелегального вывоза ка­питала за рубеж. Это возможно осуществить, приме­няя следующую схему: при вывозе денежных средств и ценностей взимать налоговый платеж, который будет возмещаться плательщику пропорционально стоимо­сти, возвращенной в Россию.

    Налоговую систему следует стро­ить таким образом, чтобы нормы налогового зако­нодательства не становились решающим фактором для принятия компаниями экономических пли орга­низационных решений. Налоговые правила должны быть по возможности нейтральными и не препят­ствовать естественному развитию бизнеса.

    Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками. В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

 

 

 

 

 

 

5.      Особенности налоговой политики

 

5.1 Налоговое планирование

 

    Сущность налогового планирования заключа­ется в признании за каждым налогоплательщиком   права   использовать   все   допустимые законом   средства,    приемы    и    способы   для максимального   сокращения   своих   налоговых обязательств.

    Первое направление налогового планирования можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на стабильный период без нарушения закона.

    Второе направление  налогового  планирования - выбор   между  различными   вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения   его   активов,   направленный   на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового   планирования   лежит   максимально и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

    Налогоплательщик вправе   избрать   способ   уплаты   налогов, позволяющий минимизировать ограничения его собственности. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве ”презумпцией  облагаемости”   налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов,  за исключением прямо перечисленных в законе.

    Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется  путем  незаконного использования предприятием налоговых льгот,  несвоевременной

уплаты налогов и сокрытием доходов, непредставление или несвоевременного пред­ставления документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов. Таким образом, при уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обяз­ательства либо вообще не уплачивают налоги или уплачивают их не должным образом, исполь­зуя способы, прямо или косвенно запрещенные законом.

В международном налоговом планировании под уклонением от уплаты налогов понимают уменьшение налоговых обязательств незаконны­ми средствами, когда налогоплательщик уплачи­вает налоги в меньшем размере, чем это уста­новлено законом. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Обход налогов — это такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия регистрации в налоговых органах. Представля­ется, что можно разделить понятие обхода налогов на две части. Первый способ обхода налогов — уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, как это имело место при налогообложении прибыли предприятий в 1993г. (при получении доходов от посредниче­ских операций), не противоречит закону и может использоваться без ограничений. Второй способ обхода налогов предусматривает ис­пользование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предпри­ятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правона­рушением.

Информация о работе Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России