Характеристика и становление налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:35, реферат

Описание

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль регионального самоуправления. Их эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.

Содержание

Ведение 4
1 Общая характеристика и становление налоговой системы
1.1 Становление налоговой системы
1.2 Законодательное регулирование налоговых отношений в РФ
1.3 Основные принципы налогообложения в РФ
1.4 Структура налоговой системы
2 Региональное налогообложение
2.1 Транспортный налог
2.2 Налог на имущество организаций
2.3 Налог на игорный бизнес
2.4 Отражение в налоговом учете
3 Региональное налогообложение: транспортный налог: механизм исчисления и взимания
3.1Механизм исчисления и взимания транспортного налога
3.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО «Виста»
3.3 Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО «Виста»
3.4 Проблемы региональных налогов и способы их устранения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Пример заполнения налоговой декларации
по транспортному налогу

Работа состоит из  1 файл

трансп готовый.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Ведение                                                                                                                                                          4

1 Общая характеристика и становление налоговой системы

1.1        Становление налоговой системы

1.2        Законодательное регулирование налоговых отношений в РФ

1.3 Основные принципы налогообложения в РФ

1.4 Структура налоговой системы             

2 Региональное налогообложение

2.1 Транспортный налог

2.2 Налог на имущество организаций

2.3 Налог на игорный бизнес

2.4 Отражение в налоговом учете

3 Региональное налогообложение: транспортный налог: механизм исчисления и взимания

3.1Механизм исчисления и взимания транспортного налога

3.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО «Виста»

3.3        Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО «Виста»

3.4        Проблемы региональных налогов и способы их устранения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А  Пример заполнения налоговой декларации

по транспортному налогу

 

 



 

Введение

 

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.

В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль регионального самоуправления. Их эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.

Региональные налоговые поступления устойчиво составляют весьма высокую долю в доходах практически всех консолидированных бюджетов субъектов РФ. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня.

Транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в региональный бюджет. Количество транспортных средств растет и соответственно сумма, поступающая в региональный бюджет тоже возрастает.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей регионального налогообложения: транспортного налога, механизма исчисления и взимания.

Для достижения поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:

-              изучить общую характеристику и становление налоговой системы;

-              рассмотреть региональное налогообложение;

-              изучить региональное налогобложение:транспортный налог, механизм исчисления и взимания.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Становление налоговой системы

 

Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи собственником основных средств производства, государство полностью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% НД.

Действовавшая система налогообложения способствовала перераспределению средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года - неиспользованные средства на счетах государственных предприятий.

Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию. Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог пропорциональным.

Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала и др.), изменение экономического строя общества создали условия для реформирования налоговой системы. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который устанавливал следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы.

Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был использован опыт других стран, который получил отражение в новом Законе N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 г. С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон N 943-1 «О государственной налоговой службе РФСФР», регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений.

Однако введенная налоговая система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно при ее формировании закладываемые принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства, при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Вместе с тем достаточных экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

-       у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях;

-       широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый второй легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, а из оставшихся практически каждый второй - налогов платил меньше, чем положено по закону;

-       массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по оценкам экспертов). Укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран;

-       созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обусловливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Одновременно осуществлялись разработка Налогового кодекса РФ (НК РФ) и подготовка к его принятию.

Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабильность налогового законодательства; наличие множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, которые часто противоречили друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.

Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. N155-ФЗ) и Федерального закона от 5 августа 2000 г. N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В  настоящее время продолжается совершенствование  налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются  новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих  налогах.

В июне 2003 г. Федеральная  служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции  переданы созданному в структуре  Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию  экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры  федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. Функции по общей выработке  стратегии развития государственной  политики и ведомственному нормотворчеству  в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной  налоговой службой, деятельность которой  курирует Минфин России.

 

 

1.2 Законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации

 

Российская налоговая система в нынешнем её виде начала складываться, как уже упоминалось, в начале 90-х гг. и в настоящее время переживает качественно новый этап своего развития. Этот этап связан с принятием и введением в действие части первой и нескольких глав части второй НК. Более подробное рассмотрение этого вопроса даст возможность определить стадии развития налогового законодательства современной России.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г., закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был опре­деляющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г. Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В РФ был введен, например, налог на добавленную стоимость, который фактически восполнил отмену налога с оборота — одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально перечень налогов, установленный Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», отвечал принципам рынка. В его состав входили такие традиционно применяющиеся преимущественно в европейских странах налоги, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т. д.. В то же время в состав налогов включалось и немало «экзотических» налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, сбор за парковку автотранспорта и др. Необходимость взимания подобных налогов была обусловлена сиюминутными задачами наполнения бюджетов, и они менее всего отвечали задачам развития предпринимательства в стране. Кроме того, перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляли желать лучшего, несмотря на все попытки применения «драконовских» налоговых санкций или, наоборот, введения налоговой амнистии (1994-1996 гг.). Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства.

За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налого­вых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Характеристика и становление налоговой системы