Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности;
выявить имеющиеся проблемы в реализации налогового контроля посредством приведенных форм;
предложить возможные пути решения.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность налогового контроля……………………………..……5
1.1 Понятие и виды налогового контроля………………………………………5
1.2 Принципы налогового контроля……………………………………...……..9
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля…………….14
2.1 Форма налогового контроля…………………………………………….…14
2.2 Методы налогового контроля………………………………….…………..22
3. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками…………………………………….……………………26
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов……………………………………………….………………………….26
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования……………………………………………………….…....31
Заключение…………………………………………………………………...…39

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.docx

— 269.33 Кб (Скачать документ)

     Однако  доля доходов от имущественных налогов  не слишком велика:

     в бюджетной системе РФ — около 7%, региональных бюджетах — до 14%, бюджетах муниципальных образований — до 18%.

     Около 70% всех поступлений имущественных  налогов обеспечивает налог на имущество  организаций, земельный налог — 17%, транспортный налог с организаций  и физических лиц — более 11%. А  доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%.

     В структуре налоговых поступлений  зарубежных стран имущественные  налоги имеют больший вес, чем  в России. В США указанный показатель составляет 9,2%, в Великобритании – 8,4%, в Канаде – 8,3%. В целом подходы к порядку взимания имущественных налогов в России и зарубежных странах во многом схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Определение налоговой базы является функцией органов государственной власти. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе. Например, в США, Китае, Сингапуре, Австралии и в ведущих европейских странах оценку недвижимости для целей налогообложения осуществляют налоговые органы или специализированные оценочные агентства, находящиеся в ведении министерства финансов.

     Таким образом, проблемы, касающиеся актуальности баз данных, идентификации объектов недвижимости, информационного обмена между различными органами государственной  власти, так остро стоящие в  России, в других странах уже решены.

     В качестве основных путей совершенствования  имущественного налогообложения и  повышения собираемости имущественных  налогов целесообразно назвать  следующие.

     Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально  возможное количество объектов и  субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного  информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

     Во-вторых, ввести единое налоговое уведомление  по уплате налогов по всему недвижимому  имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

     И наконец, в-третьих, следует предусмотреть  освобождение от обложения налогом  на имущество организаций высокотехнологичного оборудования в целях стимулирования инновационного развития предприятий  всех отраслей экономики.

     Итогом  реформы имущественного налогообложения  будет создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций  и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

     Упрощение налоговых процедур.

     Особое  внимание необходимо уделять повышению  открытости Федеральной налоговой  службы и упрощению налоговых  процедур, включая взаимодействие с  налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих  электронных сервисов.

     Так, уже сегодня на всей территории РФ налоговые органы используют единый программный комплекс «Система электронной  обработки данных» (ЭОД), с помощью  которого обеспечивается автоматизация  всех рабочих процессов. Для обработки  больших массивов информации созданы  специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых  обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная  информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные  налоговые органы. Инспекции и  управления оснащены современным оборудованием  и вычислительной техникой. Все это  позволило вывести налоговое  администрирование на качественно  новый уровень. Не секрет, что к 2004 году Федеральная налоговая служба стала фактическим лидером в  части использования информационных технологий среди всех государственных  структур. Однако на сегодняшний день архитектура программного комплекса  ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов  и процедур налогового администрирования. Информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирующую и  даже ошибочную информацию.

     Должны  получить развитие различные электронные  сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так, в «Личном кабинете» для всех категорий налогоплательщиков уже отражается полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления) и обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам налоговых процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т. д.).

     Предполагается  узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование»  и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам – физическим лицам  будет предоставлена возможность  уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с  использованием мобильной связи.

     Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые  органы смогут перейти на работу исключительно  с электронными документами.

     Центры  обработки данных в настоящее  время узкопрофильные и будут  поэтапно перепрофилированы в межрегиональные  аналитические центры обработки  и генерации информации при проведении контрольных мероприятий.

     Итак, улучшая качество и эффективность  работы, внедряя новые, передовые  технологии, ФНС России обязана решать главную задачу – обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего  комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики  и улучшение жизни российских граждан.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении данной курсовой работы можно  сказать, что цель раскрытия понятия  и содержания налогового контроля, поставленная в ведении к данной работе была достигнута.

     Основные  составляющие налогового контроля –  его формы и методы были рассмотрены  и подробно проанализированы.

     Таким образом, можно сделать следующий вывод:

     Налоговый контроль – один из важнейших и  в настоящее время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др.

     Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию  случаев нарушения законодательства о налогах и сборах, которые представляют собой действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.

     Одной из наиболее эффективных форм осуществления  налогового контроля являются налоговые  проверки, а именно – камеральная  и выездная налоговая проверка, которые  были рассмотрены в данной работе. Они различаются по месту проведения: камеральная проводится по месту  нахождения налогового органа, а выездная на территории (в помещении) налогоплательщика; по основаниям для их проведения (камеральная  – на основании декларации, выездная – по решению руководителя налогового органа с учетом результатов, полученных при камеральной налоговой проверки).

     Выбирать, какая из вышеперечисленных проверок наиболее эффективна не входило в задачи и цели данной работы, однако, при анализе различных статей, монографий, диссертаций и прочих источников часто авторы говорили о преимуществе выездной налоговой проверки, которая позволяет налоговому органу использовать больше методов контрольной деятельности, соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и наглядно убедиться в действительности дел, проходящих в той или иной проверяемой организации. Так, результативность выездных проверок ежегодно колеблется в районе 95 – 100%. В то же время, есть преимущества и у камеральной налоговой проверки, выраженные в том, что она позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

     Однако  при осуществлении, что камеральной, что выездной налоговой проверки очень важны методы, которые используют в своей деятельности налоговые  органы, методы и формы налогового контроля неразрывно связаны друг с другой. Так в процессе проверки может применяться один метод или целый комплекс методов, и очень важно соблюдать правильную последовательность и возможность сочетания данных методов налогового контроля при проведений, к примеру камеральной или выездной налоговой проверки.

     Особое  место в налоговом контроле занимает выбор методики оценки эффективности  контрольной работы налоговых органов. На сегодняшний день совершенной  методики не существует. В каждой имеются  свои минусы и недостатки. Построение единой системы оценки деятельности налоговых органов проблематично. Типовая методика должна представлять собой модель, учитывающую вариабельность признаков, возможность исключения или добавления необходимых элементов  в зависимости от уровня оценки.

     Задачи  по созданию конкурентоспособной, инновационной  экономики, переходу на более высокие  социальные стандарты для граждан  требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы. Для выполнения задач ФНС должна постоянно повышать качество налогового администрирования.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12 1993 ( с  поправками от 30.12.2008 N – 6ФКЗ) // « Собрание законодательства РФ», 26.01.2009. – N 4. –  Ст. 44;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. От 03.11.2010) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.;
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010. – N 31, ст. 4198;
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. От 27.07.2010) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436;
  5. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Финансовая газета. 2007. 21 июня. N 25;
  6. Авдеев В. Ю. Выездная налоговая проверка: порядок проведения и оформление результатов//Audit-it.ru
  7. Алексей Крайнев// БухОнлайн.ру, июль 2009
  8. Демин А.В.. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.// http://www.lawmix.ru/comm/5745/
  9. Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок: Учеб. пособие// Под ред. Л.П Павловой.– М.: Финансы и статистика, 2005.-384с.
  10. Мельникова Ю.А Налоговый контроль и налоговые правонарушения в свете Федерального закона N 229-ФЗ //»Налоговая проверка», 2010, N 5
  11. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007.
  12. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль: учеб. пособие// Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Терзиди.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Эксмо, 2009-384с.
  13. Никитина, Е. Е. Проблемы защиты прав граждан и юридических лиц в сфере налогового законодательства РФ //http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1201291
  14. Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля // «Право и экономика», 2009, N 1
  15. Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ // Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»
  16. Ройбу А.В. Налоговые проверки// 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 336с.
  17. Санникова А. Практика налоговых проверок //» Бухгалтерия и Кадры», 2009, № 9
  18. Смирнова Е.Е. О контрольной работе налоговых органов // Налоговый вестник. 2004. N 11
  19. Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // «Известия вузов. Правоведение», 2009, N 5
  20. Тараканов С.А. Анализируем нормы НК РФ, касающиеся налогового контроля //»Российский налоговый курьер», 2010, N 17
  21.   Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина: под общ. ред. В.Ф. Тарасовой, -М.: КНОРУС, 2009.-480с.
  22. Тарасова В.Ф. Организация и методика налоговых проверок: Учеб. Пособие/ст.: В.Ф. Тарасова, Т.В. Савченко, Л.Н. Фролова, Л.В. Меримерина, Т.В. Сапрыкина, 2008, Белгород
  23. Турчина О.В. Проблема повышения налогового контроля в России // «Налоги» (журнал), 2010, N 4
  24. Федоров А.С. Организация контрольной работы: стоимость и целенаправленность // «Российский налоговый курьер», 2010, N 1-2
  25. Формальная, нормативная и арифметическая (счетная) проверки документов // http://www.diplomilirist.ru/ups/formal-regulatory-and-arithmetic-counting-verification-of-documents.html
  26.   NALOGI.RU [Электронный ресурс] / Информационный портал. – Режим доступа: http://www.nalogi.ru/
  27.   ГАРАНТ [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО НПП Гарант-Сервис, 2010. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
  28.   Российский налоговый курьер [Электронный ресурс] / Электрон. журн. – М.: ООО Российский налоговый курьер, 2010. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/
  29.   Российский налоговый курьер [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО Консультант Плюс, 2010. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  30.   РБК [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО РосБизнесКонсалтинг, 2010. – Режим доступа: http://www.rbk.ru/

Информация о работе Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях