Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности;
выявить имеющиеся проблемы в реализации налогового контроля посредством приведенных форм;
предложить возможные пути решения.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность налогового контроля……………………………..……5
1.1 Понятие и виды налогового контроля………………………………………5
1.2 Принципы налогового контроля……………………………………...……..9
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля…………….14
2.1 Форма налогового контроля…………………………………………….…14
2.2 Методы налогового контроля………………………………….…………..22
3. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками…………………………………….……………………26
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов……………………………………………….………………………….26
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования……………………………………………………….…....31
Заключение…………………………………………………………………...…39

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.docx

— 269.33 Кб (Скачать документ)

     Выделяются  следующие виды налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

     Камеральная налоговая проверка – «это проверка представленных

налогоплательщиком  налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа»[22].

     Сущность  камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

     Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:

  • Формальная проверка – «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок», проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.
  • Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
  • Нормативная проверка – «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. ».

     Таким образом, посредством «исследования  каждого отдельного документа при  выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить  ошибки при определении объекта  налогообложения и расчете сумм налога».

     Срок  проведения камеральной налоговой  проверки – три месяца со дня  представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном, так и в электронном виде. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов».

       Одной из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения налогового органа.

     В соответствии с п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика».

     Поэтому «когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет».

     В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается  налоговым органам повторно проводить  камеральные проверки одной и  той же декларации, за исключением  подачи налогоплательщиком уточненной декларации.

     В результате камеральной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие решения:

     1. решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

     2. решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

     3. решение о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте».

     Выездная  налоговая проверка – «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика» [22].

     Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

     Согласно п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

       «Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

     Сроки проверки также могут быть продлены до четырех месяцев в случае проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.

     Помимо  механизма продления выездной налоговой  проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки» [24].

     Перечень  оснований для приостановления  проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

     Срок  проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих  на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов. В случае если установленный срок представления документов оказывается  слишком коротким и не позволяет  исполнить обязанность вовремя (к  примеру, представить порядка 11 тыс. листов документов в виде копий, заверенных надлежащим образом)», то необходимо письменно  уведомить проверяющих о невозможности  исполнения требования в установленный  срок, обязательно указав причину, желательно указав сроки ее подачи. Для подтверждения  запроса необходимо решение руководитель налогового органа.

     Налоговый орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные проверки и более по одним и  тем же налогам за один и тот  же период», за исключением случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную проверку.

     Помимо  проверки документов «контролеры на территории налогоплательщика, – осмотр помещений. Но только внешний осмотр. Любые просьбы открыть сейф, включить компьютер и показать программу  и подобные незаконны». Осмотр нужен налоговикам для того, чтобы решить – проводить ли инвентаризацию.

     Также в ходе выездной проверки должностные  лица, осуществляющие проверку могут  осуществить выемку, изъятие документов. Как и при изъятии имущества  оформляется протокол, который подписывается  инспектором, представителем налогоплательщика  и двумя понятыми.

     По  окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируются предмет проверки и  сроки ее проведения. После чего составляется акт о выездной налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и предложения проверяющего по устранению недочетов.

     «В случае несогласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в Акте выездной налоговой проверки, он может в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям» [6].

     В результате выездной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

     1) решение о привлечении налогоплательщика к ответственности;

     2) решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности.

     Большое значение имеет такая форма налогового контроля как учет налогоплательщиков.

     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ постановке на учет в налоговых органах подлежат как организации, так и физические лица по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений  организации, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Все указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой  службы и в Единый государственный  реестр налогоплательщиков.

     «В  случае изменения место нахождения или место жительства налогоплательщика, его снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором  налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет налогоплательщика  в налоговом органе по новому месту  нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту учета.

     В случае принятия организацией решения  о прекращении деятельности обособленного  подразделения снятие с учета  организации по месту нахождения этого подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению  плательщика в течение 10 дней, но не ранее окончания выездной проверки».

     Благодаря учету налогоплательщиков создается  «единый информационный ресурс всех субъектов предпринимательской  деятельности страны. К этому ресурсу  можно обращаться для получения  сведений о юридических лицах  и предпринимателях». Таким образом  «регистрация и учет налогоплательщиков являются важной формой предварительного налогового контроля».

     Все формы налогового контроля находятся  в непосредственной взаимосвязи друг с другом и их выполнение должно четко соответствовать установленному законом порядку, иначе могут признать недействительными ненормативные акты контролирующих органов, а иногда и взыскать ущерб, причинённый в результате неправомерных действий уполномоченных лиц.

     Следует указать на значительные проблемы в налоговом законодательстве, касаемых проведения налоговых проверок, осмотра документов, помещения, опроса свидетелей и иных форм налогового контроля. На это указывает обширное количество судебной практики, которая во многих спорных случаях является источником для решения той или иной проблемы, возникающей между субъектами налогового права, так как формулировка Налогового Кодекса не может дать четкого ответа: к примеру, «Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)? Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Официальной позиции нет. Есть судебные решения, согласно которым нельзя доначислить налог на основании декларации по другому налогу». 
 

     2.2 Методы налогового контроля 

     Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Информация о работе Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушениях