Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ…………
5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………...
5
1.2. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ…………….
11
1.3. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ………….
17
Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..
23
2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ………………………………………………
23
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………….
33
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №4.docx

— 87.98 Кб (Скачать документ)

Источник: Статистика и аналитика / Официальный сайт Федеральной налоговой  службы (http://www.nalog.ru/ nal_statistik/sprav_analit/budjet/1.html?c=&t=&m=48\&y=48\).

 

В целом поступления в  консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению  с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует  о выполнении налогоплательщиками  своих обязательств по налоговым платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий.

Анализируя  данные по каждому виду налогов, можно  сделать следующие выводы.

Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в консолидированный  бюджет увеличились на 9,77% в январе - апреле 2012 г. по сравнению с соответствующим  периодом 2011 г. Это связано с повышением качества администрирования данного  налога. В числе основных мероприятий, касающихся совершенствования НДС, можно выделить следующие. Во-первых, со 2 сентября 2010 г. введена возможность  обмена электронными счетами-фактурами (п. 1 ст. 169 НК РФ). Во-вторых, с начала 2010 г. в п. 2 ст. 169 НК РФ дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятии предъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога. Эти меры способствовали сокращению числа претензий со стороны налоговых органов к заполнению счетов-фактур и, как следствие, снижению количества судебных разбирательств.

Поступления акцизов увеличились  на 31,61% за счет повышения акцизных ставок, что обусловлено рядом причин. Во-первых, переиндексацией ставки по отношению к росту инфляции, что является нормой для интенсивного экономического развития страны. Во-вторых, повышением ставок на алкоголь и табак  в свете реализации государственной  социальной программы, направленной на оздоровление нации.

Суммы НДФЛ также выросли  в анализируемом периоде: в январе-апреле 2012 г. в бюджет поступило 637 млрд. руб., что на 14,16% больше, чем в соответствующем  периоде предыдущего года. Данная тенденция обусловлена ростом доходов  населения.

Поступления налога на прибыль  организаций, напротив, снизились на 149 млрд. руб., или 17,43%, по сравнению с 2011 г. Это связано, прежде всего, с  тем, что большая часть суммы  налога, подлежащая уплате в апреле 2012 г., была зачислена в бюджеты  всех уровней в мае.

Сумма НДПИ увеличилась на 36,87%, что обусловлено повышением цены на нефть и индексацией ставок.

Поступления имущественных  налогов выросли на 11 млрд. руб. вследствие увеличения ставок по ним. Исключение - налог на имущество физических лиц, сумма которого сократилась  в 2,4 раза в январе-апреле 2012 г. по сравнению  с январем-апрелем 2011 г., что связано  с изменением с 1 января 2011 г. срока  его уплаты.

Поступления транспортного  налога снизились на 46,1% по сравнению  с январем-апрелем 2011 г. Это также  вызвано изменением с 1 января 2011 г. срока его уплаты.

Приведенные данные свидетельствуют, что налоговая система в интересах  государственного бюджета достаточно успешно функционирует. Тем не менее, не стоит забывать о повышении  уровня инфляции и, как следствие, увеличении денежной массы во всех сферах экономики.

Таким образом, условия эффективного функционирования налоговой системы  страны - устойчивый сбор налогов, своевременное  выявление потенциальных нарушителей  налогового законодательства и дальнейший налоговый контроль над ними, а  также анализ его результатов.

В целом поступления в  консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. увеличились на 9,67% по сравнению  с январем-апрелем 2011 г. Это свидетельствует  о выполнении налогоплательщиками  своих обязательств по налоговым  платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных  налоговыми органами контрольных мероприятий.

 

2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ

 

В настоящее время государственные  органы, в т. ч. налоговые, усиливают  давление на организации и индивидуальных предпринимателей в рамках борьбы с  незаконными схемами, используемыми  для уклонения от уплаты налогов  в бюджет. Выявляются недобросовестные налогоплательщики, пресекаются случаи уклонения от уплаты налогов и  получения необоснованной налоговой  выгоды. Основные формы противодействия  нарушениям законодательства - камеральные  и выездные проверки. По результатам  контрольных мероприятий происходят доначисления налогов (сборов), пеней  и штрафных санкций (табл. 2). Проанализируем приведенные данные и определим  эффективность контрольной работы налоговых органов.

 

Таблица 2

Результаты проверок налоговыми органами соблюдения законодательства о налогах  и сборах в 2007-2010 гг.

Показатель

На

01.01.2008

На

01.01.2009

На

01.01.2010

На

01.01.2011

1

2

3

4

5

Доначислено по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц, включая пени, тыс. руб.

175 806 179

165 673 300

193 324 050

131 200 232


Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

Из них по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, тыс. руб.

107 125 234

105 056 205

120 685 561

70 356 027

в том числе налогов, тыс. руб.

94 407 237

93 312 015

106 710 563

61 503 015

Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок организаций, тыс. руб.

160 461 640

192 633 585

240 622 685

240 392 147

в том числе налогов, тыс. руб.

115 081 766

141 662 137

177 707 256

179 480 534

Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок физических лиц, тыс. руб.

13 486 148

13 6 74 633

14 921 903

14 426 688

в том числе налогов, тыс. руб.

7 457 184

7 531 155

9 950 338

10 006 571

Количество выездных налоговых проверок организаций

67 431

55 030

55 479

51 439

Количество выездных налоговых проверок физических лиц

30 569

25 140

22 375

17 451

Доначислено на одну выездную проверку организаций, тыс. руб.

2379,64

3500,51

4337,18

4673,34

Доначислено на одну выездную проверку физических лиц, тыс. руб.

441,17

543,93

666,90

826,69


Источник: Уточненные данные статистической налоговой отчетности по форме № 2-НК (III раздел) по состоянию на 01.01.2012 в целом по Российской Федерации, а также в разрезе субъектов Российской Федерации/ Официальный сайт Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru/nal_statistik/ nadzor_stat/nalcont_sved/3897764/).

 

Из данных табл. 2 следует, что показатель доначислений по результатам  камеральных проверок организаций  и физических лиц, включая пени, изменяется скачкообразно. Самый высокий результат  доначисления приходится на 1 января 2010 г. Следовательно, 2009 год был самым  результативным по данной процедуре. Этот скачок может быть обусловлен рядом  причин, в частности совершенствованием законодательства.

Камеральных налоговых проверок проводится больше, чем выездных, т.к. охват налогоплательщиков по ним  почти 100%, но темп их роста снижается, и, как следствие, снижаются доначисления: в 2009 году темп их роста составил 116,69%, а в 2010 году - 67,87%.

Анализируя показатель доначислений по всем видам налогов (сборов), включая  пени и штрафные санкции, по результатам  выездных проверок организаций, можно  сказать, что в целом наблюдается  его увеличение примерно в 1,5 раза на 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2008 г. Сумма этих начислений растет с каждым годом из-за невыполнения налогоплательщиками своих обязательств.

Что касается показателя доначислений по результатам проверок физических лиц, то с 1 января 2008 г. по 1 января 2010 г. он вырос на 10,6%, а с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г. произошло его снижение. Это могло быть вызвано дальнейшим совершенствованием налогового администрирования, а также нестабильностью налоговой  системы.

Суммы доначислений на одну выездную проверку организаций и  физических лиц заметно увеличиваются  в динамике за три года. Темп роста доначислений на одну проверку организаций с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г. увеличился на 96,39%, а на проверку физических лиц - на 87,39%. Это свидетельствует о большей эффективности проведения выездных налоговых проверок и означает, что по результатам практически каждой из них происходит доначисление налогов, пеней и штрафов.

Таким образом, проанализировав  данные проверок соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, можно отметить, что изменения происходят именно в те периоды, когда возникают  какие-либо проблемы в системе налогового контроля или проводится ее совершенствование. Исходя из этого, необходимо повышать эффективность контроля, т.к. преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным  налоговым администрированием.

Соответствующими органами проводятся регулярные мероприятия  по информированию налогоплательщиков и погашению имеющейся у них  задолженности, однако последние тем не менее продолжают ее накапливать (табл. 3).

 

Таблица 3

Задолженность перед бюджетом по налогам (сборам), пеням и налоговым санкциям в 2007-2011 гг., тыс. руб.

Показатель

На

01.01.2008

На

01.01.2009

На

01.01.2010

На

01.01.2011

На

01.01.2012

1

2

3

4

5

6

Задолженность перед бюджетом по налогам  и сборам

574 908 979

559 069 470

689 979 842

693 079 807

653 638 705

В том числе:

Недоимка

227 423 967 (39,56 %)

223 495 936 (39,98 %)

323 387 100 (46,87 %)

315 489 608 (45,52 %)

289 228 295 (44,25 %)

Реструктурированная задолженность

11 545 152 (2,01 %)

38 737 985 (6,93 %)

31 127 268 (4,51 %)

25 409 684 (3,67 %)

8 836 039 (1,35 %)

Отсроченные (рассроченные) платежи

416 725 (0,07 %)

671 870 (0,12 %)

463 469 (0,07 %)

815 848 (0,12 %)

447 680 (0,07 %)

Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства

138 402 810 (24,07 %)

145 195 948 (25,97 %)

151 747 527 (21,99 %)

170 056 672 (24,54 %)

199 135 936 (30,47 %)


Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

Задолженность, взыскиваемая судебными  приставами по постановлениям о возбуждении  исполнительного производства

106 665 880 (18,55 %)

85 123 155 (15,23 %)

110 273 422 (15,98 %)

121 186 921 (17,49 %)

111 626 021 (17,08 %)

Приостановленные к взысканию  платежи

90 454 445 (15,73 %)

65 844 576 (11,78 %)

72 981 056 (10,58 %)

60 121 074 (8,67 %)

44 364 734 (6,79 %)

Задолженность перед бюджетом по пеням  и налоговым санкциям

436 887 759

407 793 681

454 953 743

395 513 304

329 417 967


Источник: Данные по формам статистической налоговой отчетности / Официальный  сайт Федеральной налоговой службы (http://www. nalog. ru/nal_statistik/forms_stat/).

 

Из данных табл. 3 следует, что задолженность по налогам  и сборам за пять исследуемых лет  в динамике увеличилась, темп ее роста  в 2010 году составил 120,55% по сравнению  с 2007 годом, что выступает негативным фактором для доходной части бюджета.

Начиная с 2008 года прослеживается явная тенденция роста задолженности прошлых лет в совокупности с прибавлением новой (с 2008 по 2009 гг. она увеличилась на 23,4%), что обусловлено наступлением в августе 2008 года мирового экономического кризиса. За 2011 год задолженность сократилась на 5,69% по сравнению с 2010 годом. Причина этого - проводимые налоговыми органами мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщиков.

Анализируя данные табл. 3, можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре задолженности  перед бюджетом по налогам и сборам имеет недоимка. В рассматриваемом  периоде она колеблется от 39,5 до 46,9%. На втором месте в порядке  убывания задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением  процедур банкротства. Этот показатель изменяется скачкообразно: с 2007 по 2008 гг. он увеличился на 1,9%, с 2008 по 2009 гг. снизился на 3,98%, а с 2009 по 2011 гг. снова вырос на 8,48%, что может быть обусловлено нестабильной экономической ситуацией в стране и последствиями глобального экономического кризиса.

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного  производства, так же как и задолженность, приостановленная к взысканию в  связи с введением процедур банкротства, колеблется в пятилетнем периоде  в интервале от 15,23 до 18,55%.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ