Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ…………
5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………...
5
1.2. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ…………….
11
1.3. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ………….
17
Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..
23
2.1. Анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ………………………………………………
23
2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….
26
Заключение……………………………………………………………………….
33
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №4.docx

— 87.98 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБоУ ВПО «Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского»

 

Экономический факультет

 

Кафедра «Экономика, налоги и налогообложение»  

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: Федеральные налоги и сборы

на тему: Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка гр. ЭНС-931 ЗУ

 заочной  ускоренной формы обучения

Жакиянова Айгуль Жумабаевна

__________________(подпись)

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

д.э.н., профессор

Родина  Лариса Александровна

___________________(подпись)

 

 

 

 

Омск 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....

3

Глава 1. Теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов в РФ…………

5

1.1. Понятие и сущность налогового  контроля………………………………...

5

1.2. Классификация форм и методов  налогового контроля в РФ…………….

11

1.3. Налоговые проверки, как основная  форма налогового контроля организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов в РФ………….

17

Глава 2. Налоговый контроль исчисления федеральных налогов и сборов в РФ и направления его совершенствования……………………………………..

23

2.1. Анализ поступления администрируемых  ФНС России налогов и сборов  в консолидированный бюджет РФ………………………………………………

23

2.2. Возможности повышения результативности проверок исчисления федеральных налогов и сборов и направления совершенствования налогового контроля в РФ……………………………………………………….

26

Заключение……………………………………………………………………….

33

Список литературы……………………………………………………………....

35

Приложение……………………………………………………………………....

40


 

 

Введение

 

Налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет федеральных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации,  является  основной  задачей налоговых органов.

Для эффективного проведения налогового контроля должностные лица налоговых органов должны обладать не только специальными знаниями в  области исчисления и уплаты налогов, руководствоваться Налоговым кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами, но владеть формами  и методами налогового контроля, а  также  уметь  грамотно  сформировать  доказательную базу, так как в  случаях судебных разбирательств от качественно собранных доказательств, от соблюдения в процессе сбора всех регламентированных норм будет зависеть результат налогового контроля. Все вышесказанное и определило актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является исследование форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ. В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить ряд задач:

-   раскрыть понятие  и сущность налогового контроля;

- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ;

- рассмотреть налоговые  проверки, как основную форму  налогового контроля организаций  при исчислении федеральных налогов  и сборов в РФ;

- провести анализ поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ;

- исследовать результаты проверок исчисления федеральных налогов и сборов и предложены направления совершенствования налогового контроля в РФ;

Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговый контроль организаций, предметом – формы и методы налогового контроля.

В работе применялись следующие  методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, системный анализ, экономико-математическое и графическое  моделирование, метод интерпретации  полученных результатов.

Методологической и теоретической  основой для написания данной работы послужили законодательные  акты Российской Федерации, учебники и  учебные пособия ведущих отечественных  специалистов по теме исследования, статьи отечественных экономистов.

Цель и задачи данной работы определили следующую структуру: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты  форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных  налогов и сборов в РФ, а именно: определены понятие и сущность налогового контроля; рассмотрена классификация  форм и методов налогового контроля в РФ; представлены налоговые проверки, как основная форма налогового контроля организаций при исчислении федеральных  налогов и сборов в РФ.

Во второй главе курсовой работы исследован налоговый контроль исчисления федеральных налогов  и сборов в РФ и направления  его совершенствования, в частности  проанализировано поступление администрируемых ФНС России налогов и сборов в  консолидированный бюджет РФ; исследованы  результаты проверок исчисления федеральных  налогов и сборов и предложены направления совершенствования  налогового контроля в РФ.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  форм и методов налогового контроля организаций при исчислении федеральных  налогов и сборов в РФ

1.1. Понятие и сущность налогового  контроля

 

Сущность контроля отражена в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, выработанной IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году. «Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем» [10].

К.В. Новоселов отмечает, что  «контроль позволяет не только устранять  недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той  или иной сфере управления, о том, какие изменения необходимо внести в нормативные акты для повышения  степени их исполнения, о том, насколько  нормы правовых актов соответствуют  сущности и закономерностям регулируемых общественных отношений» [31, с. 15]. И далее он заключает: «Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных органов, в результате которой обеспечиваются установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений» [31, с. 25].

И.В. Осокина утверждает, что  «налоговый контроль – это специализированный (исключительно в отношении налогов  и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит  не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и  своевременности уплаты налогов  и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.

Налоговый контроль как одна из функций государственного управления в то же время представляет собой  и систему наблюдения за финансово-хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для  качественного исполнения законодательства о налогах и сборах. Экономика  любой страны не в состоянии нормально  функционировать, если бизнес не развивается  в легальных формах, а правительство  не способно собирать налоги» [33, с. 14].

Понятие «налоговый контроль», как отмечает А.Н. Попонова, может употребляться в широком и узком смысле слова. «В первом случае оно охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговый учет, налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов). Во втором случае речь идет о проведении собственно налоговых проверок уполномоченными органами» [35, с. 7].

И.И. Кучеров считает, что  налоговый контроль – это «важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных  форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения  и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых  исключаются нарушения налогового законодательства» [29, с. 26].

О.Н. Ногина рассматривает  налоговый контроль «как составную  часть организационно-правового  механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечиваются установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц  в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для  осуществления принудительных налоговых  изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований  для применения мер ответственности  за совершение налоговых правонарушений» [32, с. 38].

А.П. Зрелов, определяя налоговый контроль в так называемом первом приближении, уточняет, что данное понятие, как и, например, «финансовый контроль», является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия «налог» и «контроль», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку [22, с. 29].

Налоговый контроль – это  разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой  сферы. В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов налогового администрирования [22, с. 31].

А.Ф. Яцков отмечает, что  налоговый контроль – это важнейшее  направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных  приемов (форм) и методов, нацеленную на создание оптимальной системы  налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой  дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых  нарушения налогового законодательства сводятся к минимуму. Он подчеркивает, что налоговый контроль – это особая деятельность, причем она может рассматриваться и как функция или элемент государственного управления экономикой, в частности, как элемент налогового механизма [44, с. 5].

М.А. Солярик определяет налоговый контроль как разновидность государственного финансового контроля, реализуемого в налоговой сфере, и считает, что руководство самим процессом контроля становится возможным посредством реализации системы мероприятий и процедур, действий, способов и методик контрольного, проверочного и аналитического характера [39, с. 29].

По мнению В.М. Родионовой, налоговый контроль является составной  частью государственного финансового  контроля (ГФК). Он в свою очередь  является одним из трех китов наравне  с общественным контролем и аудитом, на которых основывается финансовый контроль. ГФК включает в себя общегосударственный, бюджетно-финансовый и ведомственный  контроль [37, с. 19].

Е.В. Поролло рассматривает налоговый контроль, во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статистических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование [36, с. 6-7].

По мнению Р.Г. Сомоева, «налоговый контроль, как и финансовый, представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм, методов его организации и проведения и обусловленных главным образом мобилизацией налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему страны» [40, с. 153].

По мнению Ю.Ф. Кваши, налоговый  контроль является одним из важнейших  направлений социального контроля, призванного обеспечить экономическую  безопасность государства в налоговой  сфере. Налоговый контроль может  быть рассмотрен в двух аспектах: как  форма управленческой деятельности государства и как процессуальная функция, в рамках которой последовательно реализуются основные ее процедуры [24, с. 6].

Информация о работе Формы и методы налогового контроля организаций при исчислении федеральных налогов и сборов в РФ