Федеральные налоги и сборы в РФ: эволюция и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение эволюции и тенденций развития федеральных налогов и сборов в РФ, а также

Для достижения выше указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.дана общая характеристика налоговой системы РФ

2. исследована эволюция федеральных налогов и сборов

3. рассмотрены виды и дана характеристика федеральных налогов и сборов

4.изучены основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов

5.оценена роль федеральных налогов и сборов в формировании бюджетов

6. проанализированы тенденции развития федеральных налогов и сборов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
5
1.1 Общая характеристика налоговой системы РФ 5 5
1.2 Эволюция федеральных налогов и сборов 8 8
1.3 Виды и характеристика федеральных налогов и сборов 10
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
14
2.1 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов
16
2.2 Роль федеральных налогов в формировании бюджетов 19
2.3 Анализ тенденций развития федеральных налогов и сборов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 60.43 Кб (Скачать документ)

       Закон «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», принятый в декабре 1991 года, положил начало построению современной налоговой  системы России. Этот закон работал  вплоть до введения Налогового Кодекса.

     Первоначально в России насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

     Произошли изменения и в организации  отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций  отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

       Первая  часть Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.1999 года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

     В настоящее время после изменений осталось 6 федеральных налогов и 2 сбора. К основным федеральным налогам относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сборами являются: сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов и государственная пошлина[8, С. 469].

     В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж.

     Подоходный  налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

     С 1 января 2002 года введены: налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых; с 1 января 2004 года действуют глава Кодекса, которой  установлен: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и лишь с 1 января 2005 года действует государственная пошлина.

     С 1 января 2010 г отменен ЕСН, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования[15, С. 129].

       Итак, подытоживая всё вышесказанное  можно сказать, что федеральные налоги  и сборы появились  не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с  государством.  Они прошли очень сложный эволюционный путь. Поскольку налоги  взимаются  деньгами,   собственники   должны   производить   излишки продукции, чтобы продавать  их,  и  иметь  живые  деньги.  Что  способствует расширению  торгово-денежных  отношений,  увеличению   процесса   разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним  из  рычагов  регулирования национальной  экономики  государства  и  они  играют  очень  важную  роль  в экономике государства. Из 17 первоначально действующих в России федеральных налогов и сборов на данный момент функционируют лишь 8. 
 

       
    1. Виды и  характеристика федеральных налогов  и сборов
 
 

       В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения  предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень - федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части  федерального бюджета и, поскольку  это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламентом РФ - Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ[3, С. 381].

       Перечень  федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом  кодексе и не может быть изменён  иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.

       Статус  федерального налога не означает, что  он полностью зачисляется в федеральный  бюджет. В законе о федеральном  бюджете на соответствующий год  могут быть установлены нормативы  отчислений федеральных налогов  и сборов в бюджеты нижестоящих  уровней: региональный и местный.

       Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов[5, С. 22].

       В настоящее время все федеральные  налоги регулируются НК РФ. В число федеральных входит шесть налогов и два сбора, что представлено на рисунке 1.

       С 1 января 2010 года Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые платежи  на обязательное пенсионное страхование  в Пенсионный фонд по единой ставке 26% от годовой зарплаты одного сотрудника до 415 тысяч рублей. До этого времени  действовала так называемая регрессивная шкала ЕСН, то есть 26-процентные взносы уплачивались с заработка 280 тысяч  рублей годового дохода. Если же годовая  зарплата достигала 600 тысяч рублей, платеж составлял 10%. И, наконец, два  процента работодатель платил от своего ФОТ, если зарплата свыше 600 тысяч рублей. Сам ЕСН хоть и назывался единым, был достаточно неоднородным: 6% уходило  в федеральный бюджет на базовую  часть пенсии, из 14% формировались  страховая и накопительная части  в Пенсионном фонде, а еще 6% отчислялись на медицинскую и социальную страховку. Теперь же все 26 процентов будут доставаться Пенсионному фонду, поскольку тот испытывает колоссальный дефицит средств[14, С. 593].  
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Федеральные налоги и сборы  в РФ*

    *Источник: Составлено автором по материалам ст. 13 Налогового Кодекса РФ 
     

       Характеристика  федеральных налогов и сборов представлена в приложении А.

       Следовательно, перечень федеральных налогов и сборов показывает, что в структуру обязательных платежей федерального уровня входят так же и  вид императивных денежных изъятий, известный российской налоговой системе. Как видим, кроме основной массы налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог) на федеральном уровне выделяются так же и сборы (сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и государственная пошлина). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И  СБОРОВ В РФ
    1. Основные  направления налоговой политики в области федеральных налогов  и сборов
 

       В период 2011-2013 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов».

       Внесение  изменений в законодательство о  налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. Акцизное налогообложение.
  4. Введение налога на недвижимость.
  5. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).
  6. Налог на добычу полезных ископаемых.
  7. Водный налог.
  8. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

       В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки по НДС необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки. В частности, необходимо исключить из числа документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, документы, подтверждающие фактическое  поступление экспортной выручки  на счет налогоплательщика в российском банке. Также следует оценить  целесообразность с точки зрения их избыточности и других требований к документам (например, требования к контракту на поставку товаров и.т.д.).

       Вступление  в силу федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» создало  возможность для классификации  оборудования в зависимости от его  энергетической эффективности. По мере развития системы такой классификации  создается возможность для освобождения от уплаты налога на имущество организаций  технологического оборудования с высокими классами энергоэффективности (по аналогии с уже существующей возможностью применения повышающего коэффициента 2 при начислении амортизации на объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность). Введение указанной  льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности, а также обеспечивать спрос на продукцию высокотехнологичных  производств, которые поставляют на рынок оборудование с высоким  уровнем энергоэффективности. 

    1. Роль федеральных  налогов в формировании бюджетов

       Федеральные налоги и сборы в РФ создают  основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются  из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов.

       Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых  поступлений в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов (например, прямых  или косвенных) в общей сумме  доходов бюджета;

- конкретного  налога (например, налога на прибыль  организаций) в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов в общей сумме  налоговых поступлений;

- конкретного  налога в общей сумме налоговых  поступлений.

       Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности.

       Место и роль налогов в финансовой системе  государства определяют также и  другие показатели - степень собираемости налогов, степень покрытия налогом  финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой  льготы.

       Поддержание баланса доходов и расходов государства  неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а  в ее рамках - с рациональным соотношением между функциями налогов.

      Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%. 

       

    Рисунок 2 –  Динамика налоговых поступлений  в федеральный бюджет*

    *Источник 

2.3. Анализ тенденций развития федеральных налогов и сборов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В ходе написания курсовой работы был  сделан ряд выводов. В основном они  сводятся к следующему:

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
<

Информация о работе Федеральные налоги и сборы в РФ: эволюция и тенденции развития