Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение Федерального закона №212- ФЗ и сравнение его с ЕСН. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
- проанализировать сущность ЕСН как одного из источников государственных доходов в финансовой системе нашей страны;
- охарактеризовать основные элементы ЕСН;
- проанализировать правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН;
- определить сходства и различия страховых взносов и ЕСН;
- обратиться к мнениям ученых по поводу замены ЕСН страховыми взносами.
Введение ………………………………………………..……………..…………2
Глава 1 Сущность и назначение ЕСН
1.1 История возникновения единого социального налога............................4
1.2 Характеристика основных элементов ЕСН……………………….….…….7
1.3 Правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН………………11
Глава 2 Необходимость замены ЕСН страховыми взносами
2.1 ЕСН и страховые взносы: сходства и различия………………………..…16
2.2 Мнения ученых о замене ЕСН страховыми взносами……………..……27
Заключение………………………………………...…………………….……….32
Список используемых источников и литературы…………………...………35
Приложение……………………………………………………………………..37
С 2005 года совокупная базовая ставка этого налога снижена на 9,6 процентных пункта (с 35,6% до 26%). В то же время вопрос упрощения процедур исчисления и уплаты единого социального налога, повышения эффективности его администрирования требует проведения анализа сложившейся практики работы налогоплательщиков, налоговых и судебных органов, выявления и систематизации пробелов и противоречий в законодательстве (в первую очередь налоговом) и внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
Единый социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и уплаты, а именно:
-
наличие регрессивной шкалы
-
использование налогового
-
различия в налогооблагаемой
базе по долям единого
-
зачетный механизм уплаты
Все эти факторы привели к тому, что единый социальный налог является одним из самых трудоемких налогов, и практика работы по его администрированию, а также администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование показала, что проблемы заключаются в несовершенстве законодательства по этим платежам.
Вместе с тем действующие нормы главы 24 Налогового кодекса РФ позволяют налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:
-
не уплачивать единый
-
исключать из налогообложения
суммы выплат в пользу
-
не уплачивать авансовые
-
не уплачивать единый
Введение единого социального налога обусловило необходимость появления новых кодов бюджетной классификации - по недоимке, пени и штрафам по страховым взносам, уплачиваемым ранее в государственные внебюджетные фонды. С учетом "расщепления" в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 году дол и единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и долю единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, количество платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды и федеральный бюджет, потенциально оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 году до 11 документов в 2002 - 2004 годах и до 12 - в 2005 году.
Если в 2000 году плательщик страховых взносов в государственные внебюджетные фонды оформлял отдельными платежными поручениями их уплату в каждый из пяти фондов (ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), то в 2005 году он должен оформлять отдельными платежными документами следующие платежи:
-
единый социальный налог,
-
единый социальный налог,
- единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС;
-
единый социальный налог,
-
страховые взносы на
-
страховые взносы на
-
пени и штрафы за
- недоимку, пени и штрафы по взносам в ПФР;
- недоимку, пени и штрафы по взносам в ФСС;
- недоимку, пени и штрафы по взносам в ФОМС;
- недоимку, пени и штрафы по взносам в ТФОМС;
-
недоимку, пени и штрафы по
взносам в Государственный
Каждому из вышеперечисленных платежей присвоен код бюджетной классификации доходов.
Таким образом, введение единого социального налога не только не сократило количество платежных документов для налогоплательщика, но потенциально увеличило их более чем в 2 раза.
В соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство и законодательство о пенсионном страховании Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ7, была снижена ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Ее размер с 2005 года составляет 20%. В то же время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для этой же категории страхователей составляет 14%, что делает принципиально невозможным реализацию приведенного выше положения п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, и его сохранение в Налоговом кодексе приводит к недопониманию у налогоплательщиков механизма применения налогового вычета.
Таким образом, единый социальный налог является одним из важнейших источников формирования доходной базы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Снижение эффективной ставки единого социального налога актуализирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финансирования их расходов.
Цели, декларируемые при введении единого социального налога, не были достигнуты в полном объеме. Введение единого социального налога предполагало упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой. Однако замена страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, единым социальным налогом практически ничего не изменила для их плательщиков с точки зрения упрощения процедур исчисления и уплаты обязательных платежей. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а потенциально даже увеличилось; органы управления государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) продолжают участвовать в администрировании обязательных платежей, зачисляемых в их бюджеты, а также получать отчетность от плательщиков единого социального налога. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога возложен на налоговые органы, осуществляющие также контроль за уплатой (а с 2005 года и правильностью исчисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом взыскание недоимки и пеней по ним осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Возложение на налоговые органы функций контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, не являющихся налоговыми платежами, представляется небесспорным.
При сохранении имеющихся особенностей законодательства по единому социальному налогу упростить процедуры исчисления и уплаты этого налога практически не представляется возможным. Это обусловлено следующим:
-
порядок исчисления единого
-
сложившийся за десятилетия
Сказанное
позволяет предположить два возможных
пути повышения эффективности
Глава 2 Необходимость
замены ЕСН страховыми
взносами
2.1
ЕСН и страховые
взносы: сходства
и различия
Плательщиками являются:
Пункт 1 статьи 235 НК РФ содержит 2 категории плательщиков:
Ст.5 Закона «копируя» НК РФ, допускает, что:
- для лиц, не производящих выплаты физическим лицам, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования может быть установлено иное;
-
федеральными законами о
Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования состав плательщиков может быть как расширен, так и сужен в сравнении с ЕСН.
Постановка на учет плательщиков по: