ЕСН в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение Федерального закона №212- ФЗ и сравнение его с ЕСН. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
- проанализировать сущность ЕСН как одного из источников государственных доходов в финансовой системе нашей страны;
- охарактеризовать основные элементы ЕСН;
- проанализировать правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН;
- определить сходства и различия страховых взносов и ЕСН;
- обратиться к мнениям ученых по поводу замены ЕСН страховыми взносами.

Содержание

Введение ………………………………………………..……………..…………2
Глава 1 Сущность и назначение ЕСН
1.1 История возникновения единого социального налога............................4
1.2 Характеристика основных элементов ЕСН……………………….….…….7
1.3 Правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН………………11
Глава 2 Необходимость замены ЕСН страховыми взносами
2.1 ЕСН и страховые взносы: сходства и различия………………………..…16
2.2 Мнения ученых о замене ЕСН страховыми взносами……………..……27

Заключение………………………………………...…………………….……….32
Список используемых источников и литературы…………………...………35
Приложение……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Геймур КУРСОВАЯ ЕСН.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

С 2005 года совокупная базовая ставка этого налога снижена на 9,6 процентных пункта (с 35,6% до 26%). В то же время  вопрос упрощения процедур исчисления и уплаты единого социального  налога, повышения эффективности его администрирования требует проведения анализа сложившейся практики работы налогоплательщиков, налоговых и судебных органов, выявления и систематизации пробелов и противоречий в законодательстве (в первую очередь налоговом) и внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

Единый  социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и  уплаты, а именно:

- наличие регрессивной шкалы налогообложения,  предусматривающей снижение размера  налоговой ставки при достижении  суммы выплат на каждое физическое лицо установленного порогового значения(до 2005 года шкала налогообложения распределялась по 4 уровням налоговой базы, с 2005 года действуют 3 уровня шкалы налогообложения). Необходимость расчета налоговой базы и, соответственно, применение ставок налога, дифференцированных по шкале налогообложения, по каждому физическому лицу приводит к большой трудоемкости как расчетов, так и налогового учета;

- использование налогового вычета  в виде страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование и механизм перевода разницы между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в недоимку по единому социальному налогу;

- различия в налогооблагаемой  базе по долям единого социального  налога (в части Фонда социального страхования РФ);

- зачетный механизм уплаты налога  в Фонд социального страхования  РФ.

Все эти факторы привели к тому, что единый социальный налог является одним из самых трудоемких налогов, и практика работы по его администрированию, а также администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование показала, что проблемы заключаются в несовершенстве законодательства по этим платежам.

Вместе  с тем действующие нормы главы 24 Налогового кодекса РФ позволяют  налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:

- не уплачивать единый социальный  налог с выплат, не относимых  к расходам, уменьшающим налоговую  базу по налогу на прибыль  (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ);

- исключать из налогообложения  суммы выплат в пользу физических  лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных  организациях инвалидов; организациях, уставный  капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов; учреждениях, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей (подп. 2 п. 1 ст. 239);

- не уплачивать авансовые платежи  по единому социальному налогу  в IV квартал календарного года (календарный год не является отчетным периодом, а согласно п. 3 ст. 243 налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу в течение отчетного периода (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев) по итогам каждого календарного месяца).

- не уплачивать единый социальный  налог в связи с переходом  на специальные налоговые режимы  налогообложения путем, например, дробления предприятий на несколько  мелких платежных документов. Однако  количество платежных документов, оформляемых плательщиками единого социального налога, не только не сократилось, но и увеличилось.

Введение  единого социального налога обусловило необходимость появления новых  кодов бюджетной классификации - по недоимке, пени и штрафам по страховым  взносам, уплачиваемым ранее в государственные внебюджетные фонды. С учетом "расщепления" в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 году дол и единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и долю единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, количество платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды и федеральный бюджет, потенциально оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 году до 11 документов в 2002 - 2004 годах и до 12 - в 2005 году.

Если  в 2000 году плательщик страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды оформлял отдельными платежными поручениями их уплату в каждый из пяти фондов (ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации), то в 2005 году он должен оформлять отдельными платежными документами следующие платежи:

- единый социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет;

- единый социальный налог, зачисляемый  в ФСС;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС;

- единый социальный налог, зачисляемый  в ТФОМС;

- страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование в Российской  Федерации, зачисляемые в ПФР  на выплату страховой части  трудовой пенсии;

- страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- пени и штрафы за несвоевременную  уплату единого социального налога  в части, зачисляемой ранее  в бюджет ПФР, образовавшиеся  на 1 января 2002 года;

- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ПФР;

- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ФСС;

- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ФОМС;

- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ТФОМС;

- недоимку, пени и штрафы по  взносам в Государственный фонд  занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами.

Каждому из вышеперечисленных платежей присвоен код бюджетной классификации  доходов.

Таким образом, введение единого социального налога не только не сократило количество платежных документов для налогоплательщика, но потенциально увеличило их более чем в 2 раза.

В соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство и  законодательство о пенсионном страховании Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ7, была снижена ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Ее размер с 2005 года составляет 20%. В то же время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для этой же категории страхователей составляет 14%, что делает принципиально невозможным реализацию приведенного выше положения п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, и его сохранение в Налоговом кодексе приводит к недопониманию у налогоплательщиков механизма применения налогового вычета.

Таким образом, единый социальный налог является одним из важнейших источников формирования доходной базы бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Снижение эффективной ставки единого социального налога актуализирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финансирования их расходов.

Цели, декларируемые при введении единого  социального налога, не были достигнуты в полном объеме. Введение единого социального налога предполагало упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой. Однако замена страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, единым социальным налогом практически ничего не изменила для их плательщиков с точки зрения упрощения процедур исчисления и уплаты обязательных платежей. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а потенциально даже увеличилось; органы управления государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) продолжают участвовать в администрировании обязательных платежей, зачисляемых в их бюджеты, а также получать отчетность от плательщиков единого социального налога. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога возложен на налоговые органы, осуществляющие также контроль за уплатой (а с 2005 года и правильностью исчисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом взыскание недоимки и пеней по ним осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Возложение на налоговые органы функций контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, не являющихся налоговыми платежами, представляется небесспорным.

При сохранении имеющихся особенностей законодательства по единому социальному  налогу упростить процедуры исчисления и уплаты этого налога практически не представляется возможным. Это обусловлено следующим:

- порядок исчисления единого социального  налога таков, что осуществлять  его уплату единым платежом  с последующим расщеплением этой  суммы органами федерального казначейства по установленным действующим законодательством ставкам невозможно (применение механизма налогового вычета; различия в налоговой базе по долям единого социального налога; зачетный механизм уплаты налога в части Фонда социального страхования Российской Федерации);

- сложившийся за десятилетия порядок  исчисления и уплаты страховых  взносов в Фонд социального  страхования Российской Федерации,  сохраненный при введении единого  социального налога в части,  зачисляемой в бюджет названного  фонда (исключение из налоговой  базы выплат по договорам гражданско-правового характера; зачетный механизм уплаты, при котором плательщик вправе самостоятельно использовать средства налога на выплату социальных пособий (по временной нетрудоспособности и др.), способствует оперативности в обеспечении необходимыми средствами людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и поэтому корректировка этого механизма представляется нецелесообразной.

Сказанное позволяет предположить два возможных  пути повышения эффективности процедур исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога. Первый путь предполагает принципиальное реформирование единого социального налога с отказом от установления единой ставки налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выделением из этого налога страховых взносов на обязательное социальное страхование, осуществляемое в рамках системы Фонда социального страхования Российской Федерации. Эти функции возлагаются в полном объеме на страховщиков - органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Второй путь связан с совершенствованием законодательства по единому социальному налогу при сохранении существующих механизмов его исчисления и уплаты путем устранения имеющихся пробелов и противоречий. 
 
 

 

Глава 2 Необходимость  замены ЕСН страховыми взносами 

2.1 ЕСН и страховые  взносы: сходства  и различия 

Плательщиками являются:

  • ЕСН

Пункт 1 статьи 235 НК РФ содержит 2 категории  плательщиков:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам (к которым отнесены три типа плательщиков: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями)
  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
  • Страховые взносы

Ст.5 Закона «копируя» НК РФ, допускает, что:

- для лиц,  не производящих выплаты физическим лицам, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования может быть установлено иное;

- федеральными законами о конкретных  видах обязательного социального  страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Федеральными  законами о  конкретных видах обязательного  социального страхования состав плательщиков может быть как расширен, так и сужен в сравнении  с ЕСН.

Постановка  на учет плательщиков по:

Информация о работе ЕСН в России