Бюджет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Описание

Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюджета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулировании возможно лишь после детального изучения материалов всей главы. Необходимо ознакомиться с принципами построения бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федерального бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

функции бюджета.docx

— 45.24 Кб (Скачать документ)

экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ; 

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ; 

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 

классификацию видов  государственных внутренних долгов РФ, а также субъектов РФ и муниципальных  образований; 

классификацию видов  государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов  РФ; 

ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета. 

Фрагмент бюджетной  классификации доходов представлен  в табл. 1. 

Необходимо отметить, что законодательные органы субъектов  РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций  соответствующих бюджетов вправе производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, но при этом они не вправе нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классификации  РФ. 

Таблица 1. 

Классификация доходов  бюджетов Российской Федерации (фрагмент)

Код 

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей дохода 

1000000 

1010000 

1010100 

1010101 

1010102 

1010103 

1010104 

1010105 

Налоговые доходы 

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 

Налог на доход (прибыль) предприятий (организаций) 

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (резидентов) 

Налог на прибыль  иностранных юридических лиц 

Налог на прибыль  бирж, брокерских контор, кредитных  и страховых организаций, от посреднических операций и сделок 

Налог на доходы в  виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, налог на доходы от долевого участия  в других предприятиях, созданных  на территории РФ 

Налог на доходы с  процентов (дисконта), полученных владельцами  государственных и муниципальных  ценных бумаг 
 

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в  закреплении соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Разграничение доходов  осуществляется при помощи подразделения  их на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся: 

налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных  внебюджетных фондов; 

неналоговые доходы в соответствии с бюджетным законодательством; 

безвозмездные перечисления. 

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  РФ или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы  отчислений определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы  РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему  регулирующие доходы из бюджета другого  уровня. 

В прежнем бюджетном  законодательстве и бюджетной практике не было четкого различия между понятиями  собственных и регулирующих доходов  бюджетов. Действительно, различить  их было трудно, поскольку речь в  любом случае шла о частях (долях) доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет  собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные  доходы определяются на постоянной основе; регулирующие устанавливаются на год  или на долговременной основе (не менее  чем на три года). Отличие собственных  и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством  в целом, а регулирующие — законодательством  РФ и субъектов РФ о соответствующем  бюджете на очередной год. 

Бюджетный кодекс РФ разграничил расходы по уровням  бюджетной системы РФ. При этом различают: 

расходы, финансируемые  исключительно из федерального бюджета; 

расходы, совместно  финансируемые из бюджетов всех уровней; 

расходы, финансируемые  исключительно из бюджетов субъектов  РФ; 

расходы, финансируемые  исключительно из местных бюджетов. 

Принцип самостоятельности  бюджетов провозглашает: 

право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс; 

наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  РФ; 

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого  уровня в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  РФ; 

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств и источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов; 

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете. 

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все эти доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года. 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета. 

В Бюджетном кодексе  РФ установлены нормы, регулирующие дефицит бюджета: 

в случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета; 

текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов  бюджета субъекта РФ, местного бюджета; 

размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; 

размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета (в первоначальной редакции предел составлял 5%); 

размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%); 

в случае утверждения  законом субъекта РФ, нормативным  актом представительного органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год размера  поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета  субъекта РФ, местного бюджета может  превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений  от продажи имущества. 

Итак, Бюджетный кодекс РФ установил «золотое» правило: текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами. 

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств состоит в  том, что при составлении и  исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств. 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в  том, что все расходы бюджета  должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета  за исключением доходов целевых  бюджетных фондов, а также в  случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной  системы. 

Принцип гласности  означает: 

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления; 

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. 

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств состоит в том, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование определенных целей. 

В зарубежных публикациях  большое внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (transparensy), который  означает открытость и гласность  в отношении структуры и функций  государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и  бюджетных прогнозов. Реализация этого  принципа предполагает беспрепятственный  доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в  бюджетной сфере позволяет реально  оценивать текущее и перспективное  финансовое положение государства, принимать обоснованную экономическую  политику, обеспечивать контроль за действиями правительства, сравнивать финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими. Временный комитет  МВФ в 1998 г. принял Кодекс рекомендуемой  практики по обеспечению фискальной прозрачности — декларация принципов. Этот документ задуман как пособие  странам — членам МВФ в их стремлении добиться большей прозрачности в  бюджетной сфере, тем самым усилить  контроль за фискальной политикой и  повысить доверие к ней, что является непременным условием эффективного государственного управления. Комитет  призвал страны — члены МВФ  придерживаться изложенных в Кодексе  принципов и рекомендуемой практики, признавая при этом, что на их реализацию существенно повлияют различия в системе бюджетных институтов, в правовой системе, административном потенциале разных стран и что  этот процесс, безусловно, потребует  времени. 

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов  только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной  системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени  определяют бюджетный процесс. 

3. Доходы и расходы  федерального бюджета 

Федеральный бюджет - центральное, стратегическое звено  бюджетной системы Российской Федерации. Формирование эффективной бюджетной  системы является неотъемлемой частью процесса развития государства, рыночной экономики и открытого общества. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют  параметры федерального бюджета  — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели. 

Информация о работе Бюджет государства