Анализ современных моделей реформирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:41, реферат

Описание

Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, “питают” бюджетную систему.
Следует отметить, что в основе доходов бюджета лежат прежде всего налоговые поступления (см Приложение). В последнее время наблюдается недостаток средств и государственном бюджете, что говорит о несовершенстве налоговой системы и проводимой налоговой политике.

Содержание

Введение
Проблемы налоговой системы РФ
Налоговые реформы в развитых странах и в РФ
Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В.
Модель налоговой реформы Черника Д.Г.
Модель налоговой реформы, предложенная Шаталовым С.Д.
Налоговая реформа Сорокина А.В.
Проект налоговой реформы, предложенный Похмелкиным В.В.
Проект Ассоциации “Налоги России”
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ современных моделей реформирования налоговой системы.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Анализ  современных моделей  реформирования налоговой  системы

  

  Введение 

Проблемы налоговой  системы РФ

Налоговые реформы  в развитых странах и в РФ

Налоговая реформа  Романовского М.В. и Врублевской  О.В.

Модель налоговой  реформы Черника Д.Г.

Модель налоговой реформы, предложенная Шаталовым С.Д.

Налоговая реформа  Сорокина А.В.

Проект налоговой  реформы, предложенный Похмелкиным  В.В.

Проект Ассоциации “Налоги России” 

Список литературы

Приложение  

 

Введение 

Налоги, как и  вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать  финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, “питают” бюджетную систему.

Следует отметить, что в основе доходов бюджета  лежат прежде всего налоговые  поступления (см Приложение). В последнее  время наблюдается недостаток средств  и государственном бюджете, что  говорит о несовершенстве налоговой  системы и проводимой налоговой политике.

Проблемы  налоговой системы  РФ

Одной из основных проблем современной российской экономики является бюджетный дефицит. Из года в год государство превышало  расходы над доходами, причем налоговые  поступления не давали возможности покрыть все необходимые расходы. Вследствие этого возникала необходимость в эмиссионном финансировании дефицита (до 1995 г.) и в наращивании заимствований средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Причины, вызвавшие  кризис доходной части бюджета, можно распределить на три группы:

    1. сохранение политической нестабильности в стране, ограничивающее готовность и способность власти собирать налоги;
    2. угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;
    3. принципиальная ограниченность государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Современный характер бюджетного кризиса отражает несовместимость  сложившегося уровня налоговых изъятий  государства с демократическим  характером политического режима и  уровнем экономического развития страны. Но непонимание правительством природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. На протяжении 1995-1998 гг. периодически осуществлялись попытки улучшения собираемости налогов как путем улучшения системы налогового администрирования, так и путем совершенствования налогового законодательства. Но все предпринимавшиеся меры давали весьма ограниченный и краткосрочный результат, вслед за чем собираемость налогов вновь падала. Это объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в России любые попытки значительно повысить уровень налоговых изъятий обречены на провал, так как уровень возможного сбора налогов не превышает 30% ВВП.

Итак, вполне очевидно, что оздоровление государственного бюджета может быть осуществлено только путем проведения последовательной, продуманной и серьезной налоговой реформы, которая не будет чисто косметической, а затронет основы налоговой системы. Хотя следует отметить, что налоговая система, созданная при переходе России к рыночной экономике, в первые годы своего существования неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Налоговая реформа проводилась в 1991 году ( 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” №2118-1) в условиях смены политического режима и нехватки времени. Несовершенство законодательства приводило к принятию все новых и новых законов. Максимальное количество документов было принято в 1995, 1996 и 1998 годах, в остальные годы количество принятых в год документов превышает 300. Но многочисленные изменения, вносимые с 1991 по 2000 год, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая основ системы.

Налоговая реформа, начавшаяся после кризиса 1998 года, была призвана решать одновременно весьма противоречивые задачи. Нужно было дать возможность хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные фонды, остановить рост розничных цен и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, притом бюджетов всех уровней. Насущной проблемой стало снижение налогового бремени на отечественных производителей, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Наряду с этим принимались меры по упрощению налоговой системы и увеличению собираемости налогов. Важнейшим аспектом налоговой реформы стало существенное снижение налогового гнета на фонды оплаты труда предприятий и организаций.

Существовала  острая необходимость разработки и принятия Налогового кодекса, который ввел новые понятия и терминологию, институты и механизмы, которые существенным образом влияют на налоговый режим. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц не просто провозглашаются НК РФ, как это имело место раньше. Права налогоплательщиков гарантируются обязанностями налоговых органов с сохранением и ранее действовавших форм гарантии. На налоговые органы возложены дополнительные обязанности по информированию налогоплательщиков и разъяснению налогового законодательства. Статья 5 НК РФ строго регламентировала введение новых налогов и сборов, а также законодательных актов об их изменениях, положив конец бесчисленным дополнениям в середине календарного года и принятию законов, имевших обратное действие. Немаловажное значение имеет общее сокращение видов налогов и закрытый перечень региональных и местных налогов. Достаточно вспомнить, что творилось в области налоготворчества в 1994-1997 годах, когда региональные и местные органы представительной власти получили полномочия на введение на подведомственных территориях налогов помимо перечня, содержащегося в ст. 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Общее количество видов налогов в стране перевалило за полторы сотни. Отмена ряда налогов произошла в связи с принятием в большинстве субъектов Российской Федерации закона о налоге с продаж. Общее сокращение видов налогов предусмотрено ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

В настоящее  время проходит налоговая реформа, которая все же не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и сборов, а она в основном сводит множество законодательных документов в единое русло. Ее целью является прежде всего упорядочивание существующих норм, а также введение новых изменений, которые сделают налоговую систему России более эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан.

Помимо создания соответствующей законодательной  базы, в основе повышения эффективности  налоговой системы лежат совершенствование  структуры налогов и создание налоговых органов всех уровней, оптимально обеспечивающих сбор.

Налоговые реформы в развитых странах и в  РФ

Налоговые реформы  развитых стран мира на протяжении XX века были направлены на повышение  эффективности налоговых систем, создание системы, обладающей свойствами, которые вытекают из классических принципов налогообложения Адама Смита. Таких свойств можно выделить пять:

  1. экономически эффективная налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;
  2. административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении;
  3. гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;
  4. политическая ответственность: налоговая система должна быть построена для убеждения людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии отражать их предпочтения;
  5. справедливость: налоговая система должна быть справедливой по отношению к различным индивидуумам.
Страна  Прямые налоги, % Косвенные налоги, %
CША  91,7 8,3
Германия  53,2 46,8
Франция 39,1 60,9
Великобритания  55,4 44,6
Япония  74,2 25,8

Итак, во многих развитых странах уже давно стремятся  создать налоговую систему, соответствующую  этим свойствам. К 80-м годам некоторых  странах уже оформились государственные методики влияния на налоговые системы, причем заметную роль в этих методиках играют компоненты формирования налоговых институтов, не структуры налогов, которым раньше уделялось много внимания. Практически одновременно в 80-х годах были проведены налоговые реформы в США (1986 г.), Канаде (1987 г.), Германии (1988 г.). После завершения структура прямых и косвенных налогов в сумме всех поступлений приняла вид (на 1989 год):

Практически во всех развитых странах еще в конце 80-х годов прямые налоги преобладают над косвенными, причем такая тенденция будет сохраняться и в будущем. А среди прямых налогов преобладают подоходный налог с физических лиц и корпоративный налог.

Если же сравнивать доли прямых и косвенных налогов  в сумме налоговых поступлений в России, то получим ситуацию, резко отличающуюся от мировых тенденций, так как доля косвенных налогов в значительной мере превышает долю прямых. Причем в России такая ситуация изменяется в сторону уменьшения доли прямых налогов. Но доля подоходного налога с физических лиц мала, хотя в настоящее время появилась тенденция к ее увеличению, что связано с введением налоговой декларации и улучшением учета доходов с физических лиц благодаря присвоению ИНН налогоплательщикам-физическим лицам.

Год Прямые налоги, % Косвенные налоги, %
1995 27,9 60,1
1996 21,4 73,7
1997 20,4 72,0
1998 15,7 80,5
1999 15,3 67,7
2000 12,9 69,2

Налоговые реформы, проведенные в 80-х годах, почти во всех странах привели  к увеличению доли основных налогов в ВВП. Особенно ярко эта тенденция проявилась в росте доли в ВВП подоходного налога: в США этот налог вырос с 8,43 до 10,1%, во Франции – с 4,41 до 6,2%, в Японии – с 4,6 до 6,1%, в Германии – с 4,11 до 10,1%. Доля налога на прибыль и НДС тоже увеличилась.

Налоговые реформы  сопровождались совершенствованием налоговых  институтов. В США был введен новый  налоговый кодекс взамен действовавшего с 1954 года кодекса доходов. Налоговая  реформа 1986 года заменила сложно-прогрессивную  шкалу подоходного налога, состоявшую из 15 категорий налогов по ставкам от 11 до 50%, шкалой, состоящей из двух ставок, с одновременным расширением базы налогообложения. Конгрессом США в 1988 году было принят специальный законодательный акт: “Биль о правах налогоплательщика”, - а также были приняты шаги по усилению контроля за Службой внутренних доходов.

В ФРГ налоговая  реформа сопровождалась введением  закона, определившего порядок взимания налогов и санкции при невыполнении физическими и юридическими лицами своих налоговых обязательств.

В России же проводимые изменения налогового института  не всегда вели к положительным результатам. Снижение налоговых ставок (НДС в 1993 году и налога на прибыль в 1994 году) и введение налоговых льгот  не привело к увеличению объема инвестиций, росту экономической активности и снижению уклонения от налогов. В России не наблюдалось эффекта Лаффера, согласно которому объем налоговых поступлений должен был вырасти при снижении налоговых ставок. Это свидетельствует о наличии в переходной экономике более сложных взаимосвязей между налоговой политикой и экономической активностью.

Информация о работе Анализ современных моделей реформирования налоговой системы