Акцизы СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

Содержание

1 Введение 3

2 Система налогов и соборов при нэпе 5

3 Косвенные налоги, акцизы 8

4 Акцизы на отдельные товары 14

5 Пошлины, сборы и взносы 19

6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых

кооперативных предприятий 22

7 Общие правила начисления и взимания акциза 25

8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30

9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32

10 Заключение 33

11 Литература 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     Тарифы  таможенных пошлин утверждались СНК  СССР. Таможенная пошлина исчислялась  на основании тарифа, действующего в день платежа пошлины либо выпуска  груза, в зависимости от того, какой  из этих сроков наступил раньше. По отношению  к грузам из стран, с которыми не были заключены или оказались  нарушены торговые соглашения, Народный Комиссариат Внешней Торговли (НКВТ) по соглашению с Народным Комиссариатом  Иностранных Дел (НКИД) и Народным Комиссариатом Финансов (НКФ) СССР мог устанавливать надбавки к пошлинным ставкам или облагать пошлинами товары, свободные от пошлины. Ценой для исчисления пошлины признавалась нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, транспорту, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для упаковки и подвоза товара к границе СССР.

     Патентная пошлина представляла собой плату  за предоставление исключительного  права на использование изобретений  в соответствии с выдаваемым патентом. Патентная пошлина была введена  в 1922 г. и взималась за каждую заявку на выдачу (переоформление) патента на изобретение, за подачу возражений на отказ в выдаче патента, а также за регистрацию документа о выдаче лицензии.

     Судебная  пошлина, взимавшаяся до 1930 г., представляла собой плату предприятий, учреждений, организаций и граждан за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб судебными учреждениями, а также за выдачу ими копий бумаг и документов. Помимо пошлины, была установлена плата за засвидетельствование народными судьями безденежных актов и документов, доверенностей на получение заработной платы, денежной и посылочной корреспонденции. Судебная пошлина взималась и при рассмотрении дел в арбитражных комиссиях и исковых заявлений о правах на землепользование в соответствующих земельных комиссиях.

     Пошлины, действовавшие в период НЭПа, в  ходе реформы 1930–1932 гг. были либо отменены, либо объединены в единую государственную  пошлину.

     К числу основных сборов, взимавшийся в 1920-е гг., относятся: патентный, прописочный, канцелярский и гербовый.

     Патентный сбор представлял собой платеж в  бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся в СССР в 1921–1928 гг. с  торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших  доходы от занятий промыслами (уплачивался  авансом за определенный период по твердым ставкам, устанавливаемым  в зависимости от местонахождения  и разряда предприятия).

     Прописочный сбор взимался в виде платы за прописку документов – удостоверений личности. Впервые введен в декабре 1921 г. Декретом ВЦИК и СНК, предоставившим исполкомам местных Советов право взимать  сбор в городских местностях.

     Канцелярский  сбор взимался в качестве платы за выдаваемые гражданам СССР и отдельным  предприятиям (по их просьбе) копии, выписки, справки, удостоверения и другие документы (разновидность пошлины). Взимался с марта 1922 г. всеми советскими государственными учреждениями, а с  июля 1925 г. – только таможенными  учреждениями, судебными органами и  учреждениями, выполнявшими судебные функции. Уплачивался специальными канцелярскими марками или наличными  деньгами.

     Гербовый  сбор взимался в СССР в качестве платы с отдельных лиц и  организаций при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов и др. В  первые годы в Советской России сбор взимался по несколько измененному  дореволюционному законодательству, а  в октябре 1920 г. был отменен. Вновь  введен с февраля 1922 г. По Уставу о  государственном гербовом сборе  им облагались письменные обращения  частных лиц, предприятий и организаций  в правительственные учреждения и письменные ответы последних, документы  и бумаги, оформляемые по гражданско-правовым сделкам. Размер сбора определялся по специальному табелю в твердых ставках (простой гербовый сбор) или в процентах к сумме сделки (пропорциональный гербовый сбор). От сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские и профсоюзные, научные и культурно-просветительные организации, а также лица, состоящие на социальном обеспечении. Сбор уплачивался гербовыми знаками либо наличными деньгами в кассы банка или другого учреждения, имевшие право принимать сбор. Доходы государственного бюджета от взимания сбора были невелики.

     Источником  доходов различного рода фондов государственных  и общественных организаций были добровольные взносы (платежи) физических и юридических лиц (форма самообложения  населения). Уплата добровольных взносов  в установленном законом порядке  и при соблюдении определенных ограничений  могла приводить к уменьшению налогооблагаемой базы по подоходным налогам. В СССР добровольные взносы допускались только с разрешения правительства и являлись формой участия населения денежными  средствами в финансировании затрат, производимых государственными и общественными  организациями. В 1920-х гг. их проводили  Международная организация помощи борцам революции (МОПР), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства (Осоавиахим СССР) и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система и  порядок взимания акцизов с государственных  и некоторых кооперативных предприятий

     Централизованная  система. По действующему законодательству установлены две системы для  начисления и взимания акцизов: одна для государственных и приравненных к ним в этом отношении кооперативных  организаций, друга – для остальных  кооперативных предприятий, а так  же для частных физический и юридических лиц.

     Кроме того, для объединения государственных  предприятий введен централизованный порядок начисления и взимания акциза, который по усмотрению Наркомфина Союза может быть распространен также на кооперативные объединения.

     Нужно заметить, что со времени восстановления в 1921 году акцизов наши акцизные правила  в основном почти ничем не отличались от правил, действовавших до революции  и созданных в условиях частно-капиталистического хозяйства. Как в отношении порядка открытия предприятия, вырабатывающих подакцизные товары, регламентирования самого их производства и выпуска на рынок, передвижения их из одного предприятия в другое, ведение специальных акцизных книг, так и в отношении надзора за предприятиями во всех стадиях производства подакцизных товаров, не было разницы между предприятиями обобществленного сектора и частного. При этом, несмотря на то , что большинство государственных производственных предприятий объединено в тресты, комбинаты, синдикаты и пр., расчеты по  уплате акцизов производились каждой фабрикой или заводом отдельно, при чем почти на каждом из них находился специальный инспектор или помощник инспектора. Это разумеется, требовало очень большого штата квалифицированных акцизных работников. Вместе с тем указанный порядок начисления и взимания акциза, при котором регламентация со стороны акцизного надзора касалась не только самого учета подакцизных предметов, выпускаемых с государственных предприятий, но и их производства и передвижения, неминуемо вызвал ряд стеснений для государственной промышленности.

     Еще в 1926 году был выдвинут (по инициативе НКРКИ СССР) вопрос о создании для  госпредприятий особой системы начисления и взимания акцизов и упрощения  и сокращения до минимума контроля за ними со стороны финорганов. Была введена сначала в виде опыта такая система для Резинотреста, затем для Центроспирта и Сахаротреста

     Окончательно  оформлен порядок начисления и взимания акциза со всех госпредприятий и их объединений в 1928 году и введен в  действие с 1 октября этого года постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа.

     Сущность  этого нового порядка  к следующему: начисление акциза производится на основании  хозяйственной отчетности предприятий  о выпуске ими подакцизных  предметов, почему целиком отменяется параллельное специальных акцизных книг; равным образом отменяется сопровождение подакцизных грузов специальными акцизными документами. Контроль финорганов сводится лишь к внезапным и периодическим проверкам хозяйственной отчетности для установления правильности начисления акциза.

     Кроме того, для тех государственных  предприятий, которые входят в какое-либо объединение, установлен централизованный порядок начисления и уплаты акциза, заключающихся в том, что начисление акциза производится в правлении объединения по выпуску подакцизных предметов на рынок с производственных предприятий, а в некоторых случаях так же с их базисных предприятий, а в некоторых случаях так же с их базисных складов. Основанием для начисления акциза служат сведения, доставляемые правлению ежемесячно(не позднее 5 числа каждого месяца) производственными предприятиями о количестве подакцизных предметов, выпущенных на рынок непосредственно покупателю или же в розничный магазин объединения. Таким образом, при отправке подакцизных товаров с производственного предприятия в базисный склад или на другое производственное предприятие того же объединения, начисление акциза не производится.

     На  основании этих сведений правления объединений составляют сводные ведомости  о количестве подакцизных предметов за истекший месяц со всех подведомственных им предприятий и к 10 числу следующего за отчетным месяцем представляют их в тот финорган, на который возложено ведение централизованных расчетов с данным объединением. Сумма начисленного акцизом в правлении объединения ведутся учетные книги и в сроки, установленные для каждой отрасли промышленности, причитающиеся платежи вносятся в кассы Госбанка; надлежащие документы об этом взносе представляются в финорган, в ведении которого находится данное объединение.

     Роль  финорганов свидится лишь к тому, что они проверяют сводные ведомости в отношении правильности начисления сумм причитающегося акциза и наблюдают за своевременностью поступления его в кассы Госбанка.

     Контроль  за производственными предприятиями и базисными складами косинспекцией осуществляется путем периодических и внезапных ревизий, при чем производится выборочная проверка хозяйственных книг, для удостоверения правильности учета подакцизных предметов и соответствия этим книгам сидений, сообщаемых предприятиями и базскладами в правления объединений для начисления акциза. При обнаружении неправильности, а тем более злоупотреблений по учету и выпуску изделий косинспекции предоставляется право производить сплошную проверку отчетности со снятием наличности подакцизных предметов.

     На  переходное время 1928-1929 окладном году, кроме внезапных ревизий подакцизных  предприятий, к которым применяется  централизованный порядок взимания акцизов, - установлены в виде опыта также квартальные ревизии с целью проверки количества подакцизных предметов, выпущенных предприятиями за каждый месяц истекшего квартала. На основании результатов этой проверки правлением объединения составляется окончательный расчет причитающихся с него платежей акциза.

     По  истечении хозяйственного года косинспекцией совместно с администрацией предприятий производится генеральная годовая ревизия всех оборотов по подакцизным предметам.

     Описанный порядок начисления и взимания акизов по решению Наркомфина СССР может быть распространен также на кооперативные объединения.

     Вместе  с тем следует заметить, что  обязательным условием для применения этого порядка не только к кооперативным  объединениям, но и к госпредприятиям  является такое состояние их отчетности, при котором полностью обеспечивается возможность начисления акциза в  центре и проверка хозяйственного учета  подакцизных предметов на местах. В случае обнаружения при ревизиях на предприятиях неудовлетворительного  состояния хозяйственной отчетности, лишающего возможность своевременной  проверки правильного учета подакцизных  предметов, Наркомфином по соглашению с ВСНХ может быть сделано распоряжение о неприменении к объединению, в который входят эти предприятия, централизованного порядка начисления акциза.

     Возврат акциза. Действующими правилами допускается  возврат акциза государственным  предприятиям в случае обратного  поступления из их торговых предприятий  подакцизных предметов, на которые  уже начислен акциз по месту их выпуска. Возврат этот производится (по истечении специально установленного срока) путам зачета акциза в счет платежей за последние выпуски.

     Зачет производится на основании составленного  администрацией предприятия акта об обратной приемке с торгового  предприятия подакцизных предметов. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие правила  начисления и взимания акциза

     Порядок регистрации начисления и сложения акциза на частных предприятиях, а также кооперативных, не приравненных к государственным, изложен в общих правилах по взиманию акциза, утвержденных НКФ СССР 19 октября 1928 года (цир. 20/Х-28 г. №52)

Информация о работе Акцизы СССР