Акцизы и механизм их взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание

С момента своего возникновения государственной власти приходилось искать такие источники получения доходов казны, чтобы граждане меньше замечали, что они уплачивают налоги, и при этом их добрая воля играла небольшую роль и внесение платежа совершалось автоматически, принудительно. Исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, то есть налоги, изымаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Но более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги, одна из разновидностей которых - пошлины - стали первыми видами денежных платежей государству

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1.Экономическая природа акцизов , исторические основы
их возникновения ……………………………………………………5
2.Плательщики , ставки , определение налогооблагаемой базы………..10
3.Порядок и сроки уплаты налога в бюджет ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………..19
Список использованной литературы …………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная налоги акцизы.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

    Непосредственно после Октябрьской революции 1917 г. идея прекращения потребления  алкоголя продолжала преобладать. Однако переход к новой экономической  политике вынудил правительство в 1923 г. восстановить производство и торговлю водкой, причем водка и другие алкогольные напитки вернули свою роль крупного источника дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

    Поначалу  система налогообложения была подобна  акцизной, но позже, в 30-х гг., она была трансформирована в налог с оборота, взимаемый с разницы между оптовыми и розничными ценами.

    Помимо  акцизов на алкогольную продукцию  в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, закончившаяся его отменой в результате народных "соляных" бунтов. В период Первой мировой войны в результате запрета торговли спиртными напитками были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов: на чай, кофе, сахар, соль, алкоголь, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.

    Таким образом, на протяжении веков индивидуальные акцизы играли весьма важную роль в  налоговой системе России, являясь, прежде всего, крупным фискальным источником. В 30-е гг. XX века, как уже было отмечено выше, акцизы трансформировались в налог с оборота, объединившись с некоторыми другими платежами. В современном же их виде в налоговой системе России акцизы вновь появились в 1992 г. с введением в действие Закона РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах".

    В настоящее время в России ведущие  позиции в структуре косвенных  налогов принадлежат универсальному акцизу - НДС, который является наиболее масштабным фискальным инструментом.

    Необходимость же существования и применения индивидуальных (потоварных) акцизов в современных  условиях связана, помимо их использования  в качестве дополнительного доходного  источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. В частности, в качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие.

    Прежде  всего, это необходимость ограничения  потребления товаров, использование  которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия. В ряде стран имеется опыт в применении так называемых экологических акцизов. Например, в ФРГ на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливались повышенные акцизы.

    Другой  причиной возникновения индивидуальных акцизов является потребность в  перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных, дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене. Иначе говоря, нетоварными акцизами облагаются "предметы роскоши". Акциз с именно таким названием был введен, например, в 1994 г. в США - им облагались товары, стоимость которых превышала 32 000 долл. В категорию подобных товаров попадают, как правило, автомобили, ювелирные изделия и т.п.

    Еще одной предпосылкой возникновения  индивидуальных акцизов является потребность  перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, в том числе товаров, на производство (добычу) которых государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы на нефть и природный газ.

    Следовательно, кроме фискальной функции, индивидуальные акцизы призваны осуществлять регулирование объемов реализации и потребления отдельных групп товаров.

    Таким образом, акцизы являются представителями  косвенных налогов, включаются в  цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (алкогольные напитки, нефть, природный газ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Плательщики  , ставки , определение налогооблагаемой базы. 

В настоящее  время вопросы администрирования акцизов осуществляются в соответствии с Главой 22 Налогового кодекса РФ .

    Налогоплательщиками акцизов являются организации и  индивидуальные предприниматели, совершающие  операции, которые признаются объектом обложения акцизами, включая лиц, признаваемых плательщиками акцизов в связи с импортом и экспортом товаров.

    С момента введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) и до вступления в силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ в ред. от 31 декабря 2002 г.) перечень товаров, облагаемых акцизами, был дополнен. По сравнению с перечнем товаров, облагаемых акцизами до 1 января 2001 г., номинально он был расширен лишь на 4 позиции: спирт-сырец, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112 кВт (150 л. с.), дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Практически же круг подакцизных товаров на 1 января 2001 г. пополнился еще за счет изменения определения понятия подакцизных ювелирных изделий и за счет распространения статуса подакцизного товара на:

    - денатурированные спирт этиловый и спиртосодержащую продукцию;

    - спиртосодержащую  продукцию с объемной долей  этилового спирта от 9 до 12 процентов;

    - спиртосодержащие  лекарственные средства, препараты  ветеринарного назначения и парфюмерно-косметическую  продукцию, разлитые в емкости, превышающие параметры, установленные Кодексом.

    Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ в перечень подакцизных товаров, действующий  с 1 января 2003 г., было внесено два  принципиальных изменения. Во-первых, из него исключены ювелирные изделия и, во-вторых, он дополнен прямогонным бензином.

    Перечень  товаров, признанных подакцизными по состоянию  на 1 января 2006 г., согласно п. 1 ст. 181 Кодекса  включает в себя:

    - спирт  этиловый из всех видов сырья,  за исключением спирта коньячного;

    - спиртосодержащую продукцию (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

    - алкогольную  продукцию (спирт питьевой, водка,  ликеро-водочные изделия, коньяки,  вино и иная пищевая продукция  с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

    - пиво;

    - табачную  продукцию;

    - легковые  автомобили и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.  с.);

    - автомобильный  бензин;

    - дизельное  топливо;

    - моторные  масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей);

    - прямогонный  бензин.

    В ст. 182 НК РФ определены операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами в отношении подакцизных товаров, которые можно подразделить на операции, совершаемые производителями этих товаров, и операции с подакцизными товарами, совершаемые иными лицами.

    К первой группе налогооблагаемых акцизами операций относятся следующие операции:

    а) реализация на территории Российской Федерации произведенных ими  подакцизных товаров, в том числе  реализация этих товаров в качестве предметов залога и передача их по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением с 1 января 2003 г. - нефтепродуктов).

    б) передача на территории Российской Федерации  лицом произведенных им из давальческого  сырья (материалов) подакцизных товаров (за исключением с 1 января 2003 г. нефтепродуктов) собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья (материалов).

    Согласно  п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров  признана передача на возмездной основе права собственности на них одним лицом для другого лица. Однако в пп. 7 п. 1 ст. 182 гл. 22 Кодекса в законодательном порядке закреплена норма, в соответствии с которой у организаций, осуществивших производство и передачу на территории Российской Федерации подакцизных товаров из давальческого сырья, возникает объект налогообложения акцизами;

    в) передача в структуре организации  произведенных подакцизных товаров  для дальнейшего производства неподакцизных  товаров.

    Таким образом, согласно изложенным нормам при  передаче в структуре организации спирта этилового на производство неподакцизных товаров до 1 января 2002 г. признавались объектом налогообложения акцизами лишь передачи спирта этилового (произведенного из пищевого сырья). Исключение составляли передачи такого спирта в рамках единого технологического процесса на производство спирта денатурированного.

    Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ передача в структуре организации на производство неподакцизных товаров произведенного спирта этилового из непищевого сырья  исключена из операций, не подлежащих налогообложению акцизом. Следовательно, на такие передачи (за исключением передачи указанного спирта в рамках единого технологического процесса на денатурацию) с 1 января 2002 г. (согласно ст. 16 указанного Закона) распространяется действие пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ.

    Например: организация производит косметический  лосьон в емкости 250 мл из спиртов  этиловых, вырабатываемых в структуре  этой же организации частично из мелассы  свекловичной, а частично из отходов  целлюлозного производства. Подлежит ли согласно пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ обложению акцизами передача этих спиртов на производство лосьона?

    Согласно  пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса парфюмерно-косметическая  продукция, разлитая в емкости не более 270 мл, не рассматривается как  подакцизный товар (до 1 января 2006 г.). Поэтому операции по передаче в структуре организации спирта этилового, произведенного из мелассы свекловичной (то есть из пищевого сырья), на производство лосьона признаются объектом налогообложения акцизом. Его сумма в данном случае, в соответствии со ст. 199 Налогового кодекса, подлежит отнесению на затраты по производству косметического лосьона.

    В аналогичном порядке согласно Федеральному закону от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ с 1 января 2002 г. осуществляется и налогообложение операций по передаче в структуре организации на производство лосьона и спирта этилового, произведенного из отходов целлюлозного производства (то есть спирта из непищевого сырья).

    В то же время аналогичные передачи этого спирта, совершенные до вступления в силу указанного Закона, налогообложению акцизом не подлежали.

    г) передача лицами произведенных ими  подакцизных товаров (за исключением  с 1 января 2003 г. нефтепродуктов) для  собственных нужд.

    Под использованием подакцизных товаров  на собственные нужды понимается такое использование этих товаров, при котором они не являются сырьем для дальнейшего производства из них других подакцизных или неподакцизных товаров. Иначе говоря, использование произведенных подакцизных товаров для рекламы, на выставках, на представительские расходы и т.п.

    д) передача на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды  кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

    е) передача на территории Российской Федерации  организацией (хозяйственным обществом  или товариществом) произведенных  ею подакцизных товаров (за исключением  с 1 января 2003 г. нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества). Сюда относится также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.

    Таким образом, независимо от того, что в  ст. 39 Налогового кодекса перечисленные в п. п. "д" и "е" передачи не признаны реализацией, в целях исполнения гл. 22 НК РФ эти операции с 1 января 2001 г. определены как объекты налогообложения акцизами;

    ж) передача произведенных подакцизных  товаров на переработку на давальческой основе (за исключением с 1 января 2003 г. нефтепродуктов).

    Согласно  данной норме ранее не облагавшиеся акцизом такие операции, как, например, передача организациями - производителями  алкогольной продукции или пива на розлив другим организациям на условиях давальческого сырья, с 1 января 2001 г. подлежат налогообложению акцизами.

    К налогооблагаемым акцизами операциям  с подакцизными товарами, совершаемым  лицами, не являющимися производителями  этих товаров, относятся:

    а) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций (за исключением реализации алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации). Эта операция признавалась объектом налогообложения акцизами до 1 января 2006 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ;

Информация о работе Акцизы и механизм их взимания