Акцизы и механизм их взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание

С момента своего возникновения государственной власти приходилось искать такие источники получения доходов казны, чтобы граждане меньше замечали, что они уплачивают налоги, и при этом их добрая воля играла небольшую роль и внесение платежа совершалось автоматически, принудительно. Исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, то есть налоги, изымаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Но более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги, одна из разновидностей которых - пошлины - стали первыми видами денежных платежей государству

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1.Экономическая природа акцизов , исторические основы
их возникновения ……………………………………………………5
2.Плательщики , ставки , определение налогооблагаемой базы………..10
3.Порядок и сроки уплаты налога в бюджет ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………..19
Список использованной литературы …………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная налоги акцизы.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание  

    Введение …………………………………………………………………….3 

    1.Экономическая природа акцизов , исторические основы

    их           возникновения ……………………………………………………5 

          2.Плательщики , ставки , определение налогооблагаемой базы………..10 

    3.Порядок и сроки уплаты налога в бюджет ……………………………17 

    Заключение  ………………………………………………………………..19 

    Список  использованной литературы …………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    С момента своего возникновения государственной  власти приходилось искать такие  источники получения доходов казны, чтобы граждане меньше замечали, что они уплачивают налоги, и при этом их добрая воля играла небольшую роль и внесение платежа совершалось автоматически, принудительно. Исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, то есть налоги, изымаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Но более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги, одна из разновидностей которых - пошлины - стали первыми видами денежных платежей государству.

    Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и таким образом появляется возможность переложить их уплату на конечного потребителя.

    Косвенные налоги возникли в глубокой древности. Так, в Древнем Риме наиболее существенными из них были налог с оборота (разновидность универсального акциза), особый налог с оборота при торговле рабами, налог на освобождение рабов. В Древней Руси косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Например, за провоз товаров через горные заставы взимался "мыт", за перевоз через реки - "перевоз". В XVII - XVIII веках в России косвенные налоги составляли 40 - 50% доходов государственной казны.

    Столь широкое распространение косвенных  налогов анализировали многие русские и западные экономисты. Преимущества косвенных налогов отмечал английский экономист Уильям Петти:

    - налог  платит тот, кто регулярно потребляет  тот или иной товар или услугу, следовательно, налог никому не  навязывается и его легко платить;

    - никто  не уплачивает налог дважды за одну и ту же вещь, так как ее нельзя употребить дважды;

    - сбор  косвенных налогов дает информацию  о благосостоянии страны в  конкретный момент времени.

    Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено фискальными выгодами налогов на потребление. Так, например, русский советский финансист М.Н. Соболев считал, что, поскольку данные налоги распространяются на предметы широкого потребления, они становятся стабильным и масштабным источником налоговых поступлений. Более того, налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара; подчас покупатель даже не подозревает о том, что является плательщиком налога, осуществляя покупку.

    Однако, несмотря на такие преимущества косвенных налогов, экономическая мысль на протяжении веков не умалчивала и об отрицательных чертах косвенного обложения.

    Прежде  всего, отмечался такой недостаток косвенных налогов, как их несправедливый характер, проявляющийся в регрессивности: "...падая на расходы, косвенные налоги далеко не пропорциональны доходам", - писал швейцарский экономист Ж. Сисмонди.

    Русский ученый Н.И. Тургенев, соотнося практику применения косвенных налогов с  научными принципами налогообложения, также делал вывод о ее несоответствии принципу справедливости: "Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный".

    Другим  недостатком косвенных налогов явилась дороговизна их взимания. М.Н. Соболев отмечал, что "необходимо содержать большой персонал для наблюдения за производством облагаемых товаров, чтобы они не проникли на рынок без обложения. На каждом заводе должны быть специальные финансовые агенты, которые следили бы за производством и отпуском товаров с предприятий".

    В настоящее время косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран  с переходной экономикой, к которым относится и Россия: их доля в налоговых поступлениях составляет 50 - 70%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Экономическая природа акцизов , исторические основы их возникновения . 

    Причиной  лидерства косвенных налогов, с одной стороны, является относительная легкость их получения, с другой - серьезные препятствия в сборе прямых налогов как с населения (ввиду низкого жизненного уровня граждан масштабы прямых налоговых изъятий из их доходов объективно ограничены), так и с предпринимательства (из-за огромного числа трудноохватываемого налогами мелкого производства, неразвитости экономики и т.д.). В развитых странах, напротив, при формировании налоговых систем приоритет отдается прямым налогам. Удельный же вес поступлений от косвенного обложения здесь незначителен и составляет чуть более 30%. Преобладание прямых налогов в налоговых системах практически всех развитых стран мира связано (помимо отсутствия вышеуказанных препятствий к их сбору) с исторически сложившимися в этих государствах стереотипами отрицательного отношения к косвенным налогам как к наиболее социально несправедливым.

    Таким образом, в России преобладание в  налоговой системе косвенного обложения  объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной  политики в сфере финансов. В условиях глубокого экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги становится едва ли не единственным решением, так как отсутствуют условия для перехода к преимущественно прямому налогообложению. Однако выдвижение на первое место фискальных интересов не всегда соотносится с объективными экономическими условиями, не всегда соответствует потребностям развития производственного потенциала.

    Таким образом, важно, отдавая приоритет  фискальной роли косвенных налогов, помнить и о другой их функции - регулировать (угнетать или стимулировать) экономические процессы, что особенно важно в кризисных условиях.

    Индивидуальные  акцизы являются косвенными налогами, сущность и природа которых сходна с НДС. Отличительная особенность индивидуальных акцизов заключается в том, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров ограничен.

    НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат. То есть НДС уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара.

    В России индивидуальные акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам  на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед - с давних времен считались на Руси неплохим источником казенных доходов. Первой формой такого налогообложения была "медовая дань" - сведения о ней встречаются уже в источниках Х века. Примерно тогда же возникла и "бражная" пошлина с солода, хмеля и меда. С частных лиц за право выделки алкогольных напитков в XVI веке взималась пошлина - "явка". Однако наиболее заметную роль в обеспечении доходов государства с самой начальной стадии производства стала играть водка, которая занимала весомую долю расходов населения: в 1819 г., например, питейные сборы составляли 16% всех бюджетных поступлений, в 1826 г. - уже 21%, а в 1858 г. - 33% общей суммы сборов.

    Ситуация  в России характеризовалась частыми  изменениями формы государственного регулирования производства и продажи водки, от полной монополии и акцизного налогообложения до системы откупа налогов и торговли "на доверии". Это объяснялось частыми сменами политической власти, а также тем, что с каждым изменением системы регулирования наблюдалось единовременное повышение налоговых поступлений. Некоторые аналитические исследования показывают, что наиболее жесткой и разрушительной была система откупа налогов, предоставляющая достаточно возможностей для грабежа, хищений и различных злоупотреблений. Как показывают некоторые расчеты специалистов, доходы в алкогольном бизнесе на основе откупа налогов в середине 1800-х гг. в шесть раз превышали доходы государства.

    В 60-х гг. XIX века, несмотря на сильное  сопротивление "откупщиков налогов", Россия перешла на чисто акцизную систему, разработанную в 1861 - 1863 гг. и заменившую действовавшие "винные откупа" на соответствующий акциз. В результате акцизной реформы объектом налогообложения стали определенные объемы произведенного алкоголя, а единицей обложения - "градус" - 1/100 часть ведра безводного спирта.

    Кроме того, был введен сбор за специальный  патент на производство и торговлю алкоголем, установлен жесткий контроль над его производством и реализацией. В первый же год после введения акцизная система увеличила налоговые  поступления на 12%. Налоговые поступления от алкогольного бизнеса представляли значительные суммы. Достаточно сказать, что в 1865 г. его доля в общих налоговых поступлениях составила 32%, в 1894 г. эта доля равнялась 26%. В целом питейные сборы с 60-х гг. XIX века и до начала Первой мировой войны составляли треть всех податных поступлений в государственную казну, утвердившись на первом месте по уровню доходности среди прочих российских налогов.

    Через введение акцизной системы государство  смогло значительно укрепить свое положение в области производства и торговли водкой, а также добиться некоторых успехов в борьбе со злоупотреблениями по сравнению с периодом откупа. Кроме того, помимо фискального эффекта акциз на алкогольные напитки оказывал и ограничивающее воздействие на рост пьянства и потребление спиртного в России. Количество потребленного алкоголя на душу населения в XIX веке стремительно снижалось: в конце 70-х гг. - одно ведро сорокаградусной водки в год; в 1894 и 1895 - годах обильных хлебных урожаев - объем выпитой водки среднестатистическим россиянином не превышал полведра в год. По данным Минфина, душевое потребление водки с 1865 по 1894 гг. сократилось на 44%.

    Следующий этап в развитии регулирования производства и торговли водкой ознаменовался  введением государственной монополии в 1895 г. По новой системе только правительство имело исключительные права торговать водкой.

    Водочная  монополия стала самым грандиозным  способом государственного обогащения, бывшим когда-либо в распоряжении казенного  хозяйства. Министр финансов С.Ю. Витте заявлял: "Только путем монополии можно извлечь из налога на спирт необходимую силу и значительно больший, нежели ныне, доход с наименьшими стеснениями и неудобствами". Кроме того, монополия представлялась ему "...единственным средством к ограничению в интересах нравственности и народного здравия злоупотребления спиртными напитками и к изъятию из употребления напитков, безусловно, вредных для здоровья".

    При этом в монополии не усматривалась  противоположность акцизной системе. Напротив, монополия была логическим следствием и завершением акцизного обложения, доведенного до очень высоких размеров.

    Государственная монополия как таковая в своей  первоначальной форме просуществовала  до 1913 г. В период с 1894 до 1912 г. налоговые  поступления от алкоголя возросли почти в три раза и их доля в регулярных поступлениях в бюджет увеличилась с 23,4 до 28%.

    Накануне  Первой мировой войны Россия имела  довольно стабильное финансовое положение, частично благодаря устойчивости в  сборе налогов на производство и торговлю алкоголем. Участие России в войне отрицательно сказалось на российской экономике, а решение прекратить торговлю водкой правительства и полностью прекратить торговлю водкой к концу войны в значительной мере способствовало резкому падению доходов. На значительной части российской территории торговля алкоголем остановилась, за исключением таверн и дорогих ресторанов. В результате государство недособрало 20 - 25% годовых налоговых поступлений. Может быть, резкое прекращение торговли водкой и сильное сокращение доходов явились одной из причин поражения России в войне.

Информация о работе Акцизы и механизм их взимания