Учётная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание

В настоящее время учетная политика организации составляется как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых видов налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 2
1 Общие принципы формирования учетной политики…………………………… 4
1.1 Понятие, задачи, оформление, изменение учетной политики……………... 4
1.2 Организационные моменты учетной политики…………………………… 6
1.3 Прочие положения учетной политики организации……………………...…9
2 Методологические вопросы учетной политики……………………………….. 14
2.1 Учет основных средств и нематериальных активов……………………… 14
2.2 Учет материально-производственных запасов, готовой продукции и товаров……………………………………………………………………………. 19
2.3 Учет доходов и расходов организации……………………………….......... 25
3 Концептуальные отличия формирования учетной политики по международным стандартам финансовой отчетности от ее формирования в российском
бухгалтерском учете……..…………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2010.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

     1.3 Прочие положения учетной политики организации

 

     Одним из обязательных элементов организационной  части учетной политики, утвержденных ст.6 п.3 ФЗ №129 является утверждение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации.  

     Нормативная база проведения инвентаризации и оформления ее результатов представлена в документах всех уровней нормативной системы регулирования бухгалтерского учета в РФ:

  • в Федеральном законе РФ от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н (пункты 26-28);
  • в Постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
  • в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49;
  • в отраслевых инструкциях. 

     В соответствии со ст.12 п.2 ФЗ № 129 проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лип;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

     Кроме случаев, установленных законодательством, проведение инвентаризации определяется руководителем организации как элемент учетной политики.

     Элементами  учетной политики организации является количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

     Например, для обеспечения полноты и  своевременности расчетов с поставщиками и покупателями по договорным обязательствам за приобретенные и реализованные товары целесообразно проводить ежеквартально инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.

     По  расчетам с налоговыми органами, внебюджетными  фондами и другими органами по налогам и обязательным платежам также целесообразно проводить инвентаризацию поквартально.

     Инвентаризацию  кассы необходимо проводить ежемесячно перед составлением внутренней бухгалтерской отчетности.

     Периодичность проведения инвентаризации дебиторской  задолженности для создания резерва  по сомнительным долгам также определяется как элемент учетной политики.

     Для проведении инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ проведение инвентаризации допускается возлагать на ревизионную комиссию.

     Порядок проведения инвентаризации устанавливается приказом руководителя (форма ИНВ-22). Приказ является письменным заданием на проведение инвентаризации.

     Документальное  оформление результатов инвентаризации производится с использованием Унифицированных  форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

     В приказе об учетной политике должно быть определено:

  • количество инвентаризаций в отчетном году;
  • даты их проведения;
  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них;
  • состав инвентаризационной комиссии.

     В тоже время считается, что для  того, чтобы избежать излишней детализации учетной политики, необходимо отразить лишь основные из видов инвентаризации.

     Формируя  учетную  политику,  каждая  организация разрабатывает локальный  нормативный  акт.  Как правило, в учетную политику входят методический аспект, организационно-технический аспект и приложения. Какие  же приложения к учетной политике являются обязательными? Ни в  одном нормативном акте ответа на данный вопрос нет, поэтому к выбору приложений  к  учетной  политике организация подходит индивидуально. При  составлении учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового  учета,  на  наш  взгляд, целесообразно  предусмотреть следующий перечень приложений.

     Для методического аспекта:

  •   перечни основных  средств,  по которым амортизация начисляется теми  или  иными  способами (линейным, нелинейным и производительным способами);
  • перечни   нематериальных   активов,   по   которым  амортизация начисляется   теми  или  иными  способами  (линейным,  нелинейным  и производительными способами);
  • номенклатуру статей учета затрат;
  • номенклатуру статей учета коммерческих расходов.

     Для организационно-технического аспекта:

  • положение о бухгалтерии;
  • должностную инструкцию главного бухгалтера;
  • должностную инструкцию кассира;
  • должностные инструкции работников бухгалтерской службы;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • применяемые  формы первичных бухгалтерских документов (если они отличаются от типовых);
  • разработанные и утвержденные формы регистров налогового учета;
  • положение о системе внутреннего контроля в организации;
  • перечень   лиц  (с  наименованием  должностей),  имеющих  право

     подписи первичных бухгалтерских документов;

  • график документооборота;
  • план-график инвентаризаций на текущий год;
  • приказ  со  списком  сотрудников  на право получения для работы бланков строгой отчетности;
  • номенклатуру дел бухгалтерии.

     Если  организация ведет  бухгалтерский  учет с применением автоматизированной формы, то реестр  (журнал) типовых бухгалтерских проводок входит в программное обеспечение.

     План  счетов бухгалтерского учета организации  – систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного законодательством РБ, с учетом отраслевых  и других особенностей хозяйственной деятельности (ст.2).

       Учетная политика организации  включает в себя:

  • план счетов бухгалтерского учета организации;
  • применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;
  • регламентацию  движения  первичных  документов  и  регистров  в бухгалтерском учете организации (график документооборота).

     План  счетов бухгалтерского учета организации  и другие документы учетной  политики должны храниться организацией не менее 5 лет после года,  в  котором  они  использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

     Движение  первичных документов в бухгалтерском учете (создание или  получение  от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка,  передача  в  архив  -  документооборот) регламентируется графиком. Особенности документооборота в условиях механизации (автоматизации)  бухгалтерского  учета  определены  соответствующими нормативными документами. График  документооборота  может  быть оформлен в виде схемы или перечня работ по  созданию,  проверке  и обработке документов, выполняемых каждым  подразделением предприятия, учреждения, а также всеми  исполнителями  с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

 

     2 Методологические вопросы учетной политики

     2.1 Учет основных  средств и нематериальных активов

 

     Согласно  ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

     В составе основных средств учитываются  также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

     Основные  средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

     Пример  отражения принятия к учету основных средств, приобретенных за плату по первоначальной стоимости:

     Организация приобрела за плату объект основных средств стоимостью 59 000 руб., включая  НДС в сумме 9000 руб. Объект основных средств предназначен для использования в производстве продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Все первичные документы и счет-фактура оформлены правильно, и в них выделена отдельной строкой сумма НДС.

     
   Содержание хозяйственной  операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
   Дт    Кт
   1)  Отражена стоимость приобретенного объекта ОС согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)    08    60    50 000
   2) Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком    19    60    9 000
   3) Произведена оплата за объект  ОС (включая НДС)    60    51    59 000
   4) Объект ОС принят к учету  по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат)    01    08    50 000
   5) Предъявлена к вычету сумма  НДС, уплаченная по принятому на учет объекту ОС    68    19    9 000
 
 

       Первоначальной стоимостью основных  средств, внесенных в счет вклада  в уставный (складочный) капитал  организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

     При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету.

     Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

     Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

     По  объектам жилищного фонда (жилые  дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, стоимость не погашается, т.е. амортизация не начисляется. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

Информация о работе Учётная политика организации