Учёт хозяйственных операций при текущей аренде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение порядка отражения операций связанных с арендой на счетах бухгалтерского учёта и обобщение опыта организации учета текущей аренды, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета текущей аренды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


1. Общие положения арендных отношений
1.1. Объекты аренды………………………………………….…………………..5
1.2. Договор аренды…………………………………………………..……….….6

1.3. Арендная плата ……………………………………………………...……….7
1.4. Возврат имущества арендодателю……………….……………….…....……8

2. Бухгалтерский учёт хозяйственных операций
2.1 Передача имущества в аренду (учёт у арендодателя)…………….…...……9
2.2 Учёт имущества взятого в аренду (учёт у арендатора)……………....……10
2.3. Учёт арендной платы ……………………………………………..….…….11

Пример 1……………………………………………………………………...…..13

Пример 2……………………………………………………………………….…15
3.Учёт затрат по улучшению арендованных объектов основных средств и особенности начисления амортизации по ним ..................................................17
3.1. Учет неотделимых улучшений у арендодателя…………………………...18

Пример 3………………………………………………………………………….19
3.2. Начисление амортизации по основным средствам, переданным в аренду…………………………………………………………………………….22
3.3. Арендатор платит напрямую и через посредников………………………24

Пример 4…………………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

Приложение……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курс..бфу.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

     При компенсации арендатору стоимости  неотделимых улучшений в учете  арендодателя отражаются следующие проводки:

Корреспонденция счетов      Содержание  операции
Дебет Кредит
     08      76 (60) Приняты на учет затраты арендатора на неотделимые  улучшения предоставленных в  аренду основного средства
     01      08 Увеличена стоимость  улучшенного объекта основного средства

     3.2. Начисление  амортизации по основным средствам, переданным в аренду.

     По  общему правилу имущество, переданное в аренду, продолжает числиться на балансе арендодателя, поэтому амортизационные  отчисления начисляет арендодатель. Арендатор начисляет амортизацию только на улучшения, которые он сам произвел.

     Согласно  п. 17 ПБУ 6/0 1 стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления амортизации.

     Установлены четыре способа начисления амортизации (п.18 ПБУ 6/01):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования;
  • списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

     Применение  одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

     Независимо  от того, какой метод начисления амортизационных отчислений выберет  организация, она должна определять годовую и месячную нормы амортизационных отчислений. Правила начисления амортизационных отчислений приведены в п. 21-25 ПБУ 6/01

     Порядок отражения сумм начисленной амортизации  также зависит от того, является ли предоставление активов в аренду предметом деятельности организации.

     Если арендодатель учет поступившей арендной платы ведет на счете 90 «Продажи», т.е. учитывает арендную плату в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг), то суммы амортизации отражаются по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств».

     Если  арендодатель суммы поступившей  арендной платы учитывает на счете 91 «Прочие доходы и расходы», т.е. арендная плата отражается в составе операционных доходов, суммы начисленной амортизации отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».

     В соответствии с Планом счетов и Инструкцией  по его применению организация - арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 и дебету счета 91 (если арендная плата формирует операционные доходы).  

Корреспонденция счетов      Содержание  операции
Дебет Кредит
20, 23, 25, 26      02 Отражена сумма  начисленной амортизации (сдача  имущества в аренду является основной деятельностью)
91.2      02 Отражена сумма  начисленной амортизации (арендная плата формирует операционные доходы)

3.3. Арендатор платит напрямую и через посредников.

     Для арендатора этот вариант самый простой  и удобный. В бухгалтерском учете  данные затраты квалифицируют как  расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). А в налоговом учете затраты «на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, ...отопление зданий...» относятся прямо и сразу к материальным расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

     Правда  есть одно «но». В разъяснениях УФНС РФ по г. Москве от 9 марта 2005 г. № 20-12/14571 сказано, что для учета расходов, например на приобретение энергии, для целей налогообложения необходимы следующие документы:

     во-первых, договор с энергоснабжающей организацией, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом;

     во-вторых, документ, отражающий фактическую поставку энергии (например, счет, выставленный энергоснабжающей организацией).

     Арендатор может самостоятельно оплачивать коммунальные расходы только в случае, если «коммунальщики» соглашаются подписать договор на поставку услуг (тепла, электроэнергии, воды и т. п.). Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Как правило, арендатор не является владельцем тепло- и энергосетей, и у него нет соответствующего оборудования для получения энергии, топлива, воды. Вероятность подписания договора с арендатором невелика.

Платим  через посредника

     Организация может оформить отношения при  помощи договора агентирования (по типу договора комиссии). По агентскому договору одна сторона (агент - арендодатель) обязуется  за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала - энергоснабжающей организации) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

     На  практике такие договоры агентирования  большая редкость. Скорее можно встретить комбинированный вариант отношений. Например, один арендатор большого помещения, солидная уважаемая компания, имеет реальную возможность заключить прямые договоры с поставщиками воды, тепла, электроэнергии. В этом случае для других, мелких арендаторов она может стать агентом по закупке коммунальных благ. Заключая договор агентирования, необходимо помнить, что энергоносители продаются по государственным тарифам, завышать которые не имеет права ни один посредник.

Пример  4.

ООО «Снеговик» сдает в аренду ООО «Подсолнух» складское помещение. Арендная плата составляет 5900 руб. в месяц, включая НДС – 900 руб. ООО «Снеговик» является агентом ГУП «Свет» и выполняет его поручение – предоставлять электроэнергию ООО «Подсолнух» с участием в расчетах. Агентское вознаграждение составляет 10 процентов от стоимости электроэнергии, потребленной ООО «Подсолнух». За отчетный месяц стоимость электроэнергии потребленной арендатором составила 1180 руб., включая НДС 180 руб. Агентское вознаграждение ООО «Снеговик» составляет 118 руб., включая НДС 18 руб.

Учет  у арендодателя (агента):

     76 - 1 – Расчеты с арендатором» Кредит 76 субсчет «Расчеты с принципалом

     76 - 2 – Расчеты с принципалом, энергоснабжающей организации

Корреспонденция счетов Сумма, руб.      Содержание  операций
Дебет Кредит
62      90.1 5900 отражена выручка  от оказания услуг по сдаче помещения  в аренду;
90,3      68 900 начислен НДС  со стоимости оказываемых услуг  по аренде;
51      62 5900 поступил на расчетный счет платеж за аренду;
51      76-1 1180 поступил на расчетный счет платеж за электроэнергию;
76-1      76-2 1180 отражена задолженность  перед принципалом;
76-2      90.1 118 начислено агентское  вознаграждение;
90.3      68 18 начислен НДС  с агентского вознаграждения;
76-2      51 1062 (1180 – 118) –  перечислен принципалу платеж  за электроэнергию, потребленную ООО «Снеговик» за вычетом агентского вознаграждения
 

Учет  у арендатора:

Корреспонденция счетов Сумма, руб.      Содержание  операций
Дебет Кредит
     60      51 5900 перечислена арендная плата;
     20      60 5000 отражена арендная плата согласно акту оказания услуг;
     19      60 900 отражен НДС  по электроэнергии на основании счет-фактуры  арендодателя (агента);
     68      19 900 произведен  налоговый вычет по НДС с суммы  арендной платы;
     60      51 1180 перечислено за потребленную электроэнергию;
     20      60 1000 отражена стоимость потребленной электроэнергии по акту арендодателя (агента) и его счет-фактуре;
     19      60 180 отражен НДС  по электроэнергии на основании счет-фактуры  арендодателя (агента);
     68      19 180 произведен  налоговый вычет по НДС.

Заключение

     Арендные  операции оказывают прямое влияние  на имущественное состояние и  финансовые результаты деятельности организации  и косвенное – на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды  налоговых платежей. В связи с  этим возникает необходимость в получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций.

     В ходе работы было проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета в области отражения  операций по аренде. Отдельно показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды как у арендатора, так и у арендодателя, а также подробно рассмотрена методология бухгалтерского учета различных операций при текущей аренде.

     Выводы, сделанные по данной работе следующие.

     В договоре аренды необходимо четко определять объект аренды: его наименование, характеристику, место нахождения для недвижимого имущества и иные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору по договору. При отсутствии этих данных объект передачи считается не согласованным, а договор не заключенным.

     В качестве арендодателей и арендаторов  могут выступать юридические  и физические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования.

     По  общему правилу при передаче имущества  в аренду оно продолжает учитываться на балансе арендодателя за исключением случаев аренды предприятия и финансовой аренды.

     Порядок отражения поступающей арендной платы зависит от того, основной или не основной деятельностью является в организации предоставление в аренду материальных ценностей. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью, арендная плата будет учитываться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Если предоставление активов в аренду не является предметом деятельности организации, то поступления признаются операционными доходами, арендная плата отражается в составе операционных доходов.

     Имущество, переданное в аренду, продолжает числиться  на балансе арендодателя, поэтому  амортизационные отчисления начисляет  арендодатель. Если арендодатель учет поступившей арендной платы ведет на счете 90 «Продажи», то суммы амортизации отражаются по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств». Если арендодатель суммы поступившей арендной платы учитывает на счете 91 «Прочие доходы и расходы», суммы начисленной амортизации отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».  Арендатор начисляет амортизацию только на улучшения, который он мог произвести.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Вещунов Н. Л.; Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учёт и налогообложение. М: Торговый дом Герда, 2004
  4. Глазов М. М. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: М. 2006
  5. Финансы и бухгалтерский учёт: учебник для студентов вузов / под ред. Е. Н. Солохудина М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» ПБУ 6/01»
  7. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003г. № 91н «Об утверждении методическими указаниями  по бухгалтерскому учёту основных средств»
  8. Управленческий учет: Учебного пособия / Под. Ред А.Д.Шеремет-.: ИД ФБК-ПРЕСС,2005.-84 с.
  9. Центры финансовой ответственности. Первый шаг на пути к бюджетированию ( А.Миславский , « Двойная запись», №10, октябрь 2005 г.-с. 34-35)
  10. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве Росси.- М.: Финансы, 2007.- 245 с.
  11. О содержании управленческого учёта // М.З. Пизенгольц, «Бухгалтерский учет», №19, октябрь 2004 г.- с. 56-60

Информация о работе Учёт хозяйственных операций при текущей аренде