Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной
степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам
предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
Глава 1
Учетная политика для целей финансового учета ……………………4
1.1.
Общие требования к формированию учетной политики……………4
1.2.
Формирование учетной политики ………………… ……………….6
1.3
Допущения и требования при формировании учетной политики…7
Глава 2
Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики…………………………………………………………………………9
2.1 Важнейшие элементы учетной политики…………………………..9
2.2 Изменение учетной политики…………………………………………18
Глава 3.
Учетная политика для целей налогового учета…………………..20
3.1 Общие положения …………………………………………………20
3.2.1. Организационные аспекты……………………………………21
3.2.2 Методологические аспекты……………………………………28
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

учетная политика организации.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

При этом установлено, что сумма резерва может быть опреде­лена только на основании расчета. Расчет может быть произве­ден только одним порядком — на основании соотношения между фактическими расходами на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание за прошедшие три года и выручкой от реализации продукции (которая находится на гарантии)за тот же период. Эта сумма является предельной. Расходы на создание резерва при­знаются для целей налогового учета после реализации соответ­ствующих товаров. Другими словами, можно сделать вывод о том, что в учетной политике для целей налогообложения можно ука­зывать сам факт создания резерва, а также соотношение между указанными затратами и выручкой от реализации, действующее в соответствующем налоговом периоде. Схема из бухгалтерского учета, в соответствии с которой перед началом соответствующего года определяются общая сумма резерва на год и размер ежемесяч­ных отчислений, налоговым законодательством не предусмотрена.

 

3.2.2. Методологические  аспекты.

В этом разделе учетной политики отражается, прежде всего, выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов. Кроме того, в учетной политике  для целей налогового учета целесообразно отразить элементы, неимеющие вариантов, но имеющие существенное значение для  организации налогового учета. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения единообразных подходов к ведению учета независимо от случайных факторов (изменение технологии обработки информации, появление новых видов деятельности организации, смена работников и т.п.).

Учет доходов организации

К доходам организации в соответствии с НК РФ относятся:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имуществен­ных прав(доходы от реализации);

- внереализационные доходы.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка из состава доходов как отдельный вид исключен доход от реализации объектов основных средств и прочего имущества организа­ции. Он не исключен вообще, но объединен в одну группу с дохо­дами от реализации продукции (работ, услуг).

Доходом от реализации признаются выручка от реализации то­варов (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая цен­ные бумаги) и имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступ­лений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выражен­ных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом выбранно­го организацией метода определения выручки от реализации.

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в ко­тором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) иму­щественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Таким образом, в случае если организация получает именно та­кие доходы, в учетной политике для целей налогового учета дол­жен быть отражен порядок распределения доходов между отдель­ными отчетными периодами.

При формировании учетной политики для целей налогового учета следует учитывать отдельные положения п. 4 и 6 ст. 27 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереали­зационных доходов.

В частности, датой получения дохода по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчет­ного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом до­ход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.

Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги в за­висимости оттого, что произошло ранее.

В учетной политике для целей налогового учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или опреде­ления доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

Датой получения дохода является последний день отчетного (налогового) периода — по доходам:

- в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичны доходам;

- в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода;

- по доходам от доверительного управления имуществом;

- по иным аналогичным доходам.

Так как в данном подпункте п. 4 ст. 271 НК РФ речь идет о личных видах доходов, получаемых в различные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.

В случае если организацией предполагается проведение переоценки оборотного имущества организации, датой получения дохода является дата проведения переоценки имущества (на ос­новании акта, составленного в соответствии с требованиями бух­галтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводит по результатам проведенной инвентаризации активов организа­ции. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учет­ной политике следует отразить саму возможность проведения та­кой переоценки, определить состав комиссии, участвующей работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а так­же сроки проведения переоценки.

Учет курсовых и суммовых разниц производится на основании требований документов системы нормативного регулирования бух­галтерского учета и отчетности (ПБУ 3/2000, ПБУ 9/99). Поэтом; в учетной политике для целей налогового учета этот элемент дополнительного отражения не требует.

Если организация получает доходы от сдачи имущества в арен­ду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразит  основные условия арендных договоров, а также сроки и размерь предполагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности и приравненные к ним средства индивидуали­зации (в частности, от предоставления в пользование прав, воз­никающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

Если предполагается разборка или демонтаж объектов основ­ных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимо­сти полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликви­дации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки.

Организация может также получать доходы в виде сумм кре­диторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной по­литики существует кредиторская задолженность, по которой име­ется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее ве­роятные сроки ее списания (например, отчетный период, в кото­ром истекает срок исковой давности).

Учет расходов организации

В отношении расходов организации, учитываемых для целей налогообложения, имеется большая возможность выбора из не­скольких вариантов, нежели в отношении доходов.

Здесь также речь пойдет только о расходах, осуществляемых в организациях, использующих при определении выручки от реа­лизации продукции (работ, услуг) метод начислений.

Общие вопросы учета расходов

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, призна­ются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты де­нежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогово­го) периода).

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в  течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

- прямые;             

-косвенные.             
К прямым расходам относятся:
- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;             

- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ,  услуг).

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (нало­гового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в пол­ном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налого­вом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, гото­вой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Таким образом, в учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на  прямые и косвенные. Если в учетной политике для целей финансо­вого учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализаций  этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового учета, так как в данном случае налицо прямое расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохо­да в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.  При наличии подобных расходов при осуществлении налогопла­тельщиком предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета следует просто отразить необходимость такого распределения. Конкретную схему и процентное соотношение долей, на которые распределяются расходы, в данном случае определить невозможно, так как они непосредственно связаны с размером получаемых доходов. Разумеется, соответствую­щая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.

Учет материальных расходов, расходов на оплату труда для целей налогового учета учитываются также как и для целей финансового учета

Учета амортизационных отчислений.

В соответствие со ст.259 НК РФ для целей налогообложения можно использовать только два метода начисления амортизации:

- линейный метод

- нелинейный метод (применение метода не допускается в отношение объектов, имеющих срок полезного использования 20 лет и более).

Основным периодом, за который рассчитывается амортизация, в бухгалтерском периоде является один год, а в налоговом – один месяц. Принципиальная разница в том, что для целей финансового учета изменение нормы амортизации в течение года невозможно в принципе, а для целей налогового учета – допускается.

В учетной политике должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств.

Также в учетной политике отражаются:

Учет расходов на ремонт основных средств;

Учет прочих расходов;

Учет внереализационных расходов;

Учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

Учет расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию.

Если организация осуществляет расходы, порядок списания которых в главе 25 НК РФ определен особо (расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы и т.п.), а также осуществляет виды деятельности , для которых установлен особый порядок организации налогового учета (торговля, страхование, ценные бумаги и т.п.), в учетной политике организации  должна быть раскрыта  дополнительная информация исходя из требований соответствующих статей главы 25 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В моей курсовой работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире. По данному вопросу в ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” сказано: “Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету”. Такое расширение “области” учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить "“обратную" связь теории и практики.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи  с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Информация о работе Учетная политика организации