Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение учета товарно-материальных запасов в бухгалтерии предприятия. 
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы: 
- исследовать  экономическую характеристику товарно-материальных  запасов; 
- изучить  вопросы оценки ТМЗ, отражения  себестоимости ТМЗ в финансовой  отчетности; 
- определить  последовательность учета поступающих  и выбывающих ТМЗ, а также  порядок контроля деятельности  материально-ответственных лиц.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ………….2
     1.1 Основные понятия товарно- материальных запасов………………....4
     1.2Основные операции с товарно-материальными запасами………………. ………………………………………………………….6 
ГЛАВА 2  ОЦЕНКА И  УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ……………7
     2.1 Ведение учета материалов……..………………...…………………….7
     2.2 Оценка ТМЗ и выбор учетной цены ТМЗ…………………...………10
      2.3 Документальное оформление  и  учет поступления ТМЗ………..…13
ГЛАВА 3 УЧЕТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ  МАТЕРИАЛАМИ……….....20
     3.1 УЧЕТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛАМИ………………………………………………………………..20 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
-  постоянный 
контроль за соблюдением 
-  систематический 
контроль за использованием 
-  контроль 
за технологическими отходами 
и потерями и их использование;
-  своевременное 
получение точной информации 
о величине экономии или 
-  своевременное 
осуществление расчетов с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 
2  ОЦЕНКА И  УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ 
2.1  Ведение 
учета материалов 
Многообразие 
форм собственности в период рыночной 
экономики, расширение прав предприятий 
в управлении экономикой, отраслевые 
особенности производства требуют 
альтернативных, а подчас и многовариантных 
подходов при решении конкретных 
вопросов методики и техники ведения 
учета товарно-материальных запасов. 
У предприятий 
теперь появилась возможность выбора 
различных способов: 
-  организации 
учета заготовления и 
-  отражения 
стоимости материалов, оставшихся 
в конце месяца в пути или 
не вывезенных со складов 
-  выявления 
отклонений фактической 
Но в любом случает для обеспечения сохранности запасов, правильной приемки, хранения и отпуска запасов важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.
Первичные документы по поступлению и расходу товарно-материальных запасов являются основой организации их учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль над движением, сохранностью и рациональным использованием товарно-материальных запасов.
     Таким 
образом, только с помощью рациональной 
организации бухгалтерского учета 
и на основе экономического анализа 
ресурсного обеспечения предприятия, 
выявления сильных и слабых сторон 
в политике предприятия в отношении 
ресурсосбережения можно 
Поступление материалов на предприятие контролирует экспедитор,
который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Материалы на склад доставляет также экспедитор. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется акт не право представления претензий к транспортной организации или поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально
ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Одни из них отражают количество отправленного груза ( отвесы,
накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При
полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер.
    
В случае централизованной 
четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику - для списания ценностей;
    
в)   для начисления заработной 
платы водителям 
г) для предъявления в банк на оплату;
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера. Приходные документы составляются в день поступления материалов.
    
Кроме перечисленных  
    
Производственные запасы 
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия - поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования- поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятии осуществляет экспедитор, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают к нему. Он поверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов , делает отметку в книге учета выполнения договоров и акцептует, т.е. дает согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия - поставщика.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные
документы поставщиков, акцептованные экспедитором, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу выполнения каждой стороной своих обязательств.
    
Неотфактурованными считаются 
Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца (в графе Б "Номер
счета" 
ставится буква Н), когда возможность 
получения  платежного  документа 
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном 
месяце они не  подлежат,  так  
как основанием  для  оплаты  банком  
являются   платежные   документы   
(которые отсутствуют). По мере поступления 
платежных  документов на  эту  
поставку  в  следующем  месяце  
они  акцептируются предприятием оплачиваются 
банком и регистрируются бухгалтерией 
в  журнале  - ордере №6 в свободной 
строке по группе материалов и  в  
графе  "  акцепт"  в сумме 
платежного требования, а по строке сальдо 
ранее  записанная  сумма  по учетным 
ценам сторнируется тоже по группе и в 
графе " акцепт". 
 
2.3  Оценка ТМЗ и 
выбор учетной цены ТМЗ  
Оценка – это процесс определения величины, по которой учитывается статья в финансовых отчетах.
В процессе учета товарно-материальных запасов предприятия важное значение приобретает процесс выбора форм оценки используемого имущества. Оценка товарно-материальных запасов, учитывая разнообразие их видов и характера использования, наиболее сложная и важная реальность активов баланса и финансовый результат деятельности предприятия.
В соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 7 «Учет товарно–материальных запасов» товарно–материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации.
     При 
этом себестоимость товарно–
-  данные 
товарно-материальные запасы 
-  они 
частично или полностью 
-  их 
продажная цена снизилась. 
Как правило, 
в промышленных производствах запасы 
материалов и прочих вспомогательных 
средств не списывают ниже себестоимости 
(до чистой стоимости реализации), если 
ожидается, что готовая продукция, 
в которую они будут 
     Для 
определения наименьшей величины из 
себестоимости и чистой стоимости 
реализации товарно-материальных запасов 
могут быть использованы следующие 
методы: 
— постатейный 
метод, при котором выбирается наименьшее 
значение из балансовой стоимости и 
чистой стоимости реализации каждого 
наименования товарно-материальных запасов; 
— метод 
основных материальных групп, при котором 
выбирается наименьшее значение из балансовой 
стоимости и чистой стоимости 
реализации группы товарно-материальных 
запасов; 
— метод общего уровня запасов - выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации всех товарно-материальных запасов.