Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:16, дипломная работа
Цель  исследования – оценить и дать рекомендации по совершенствованию  организации учета и контроля материалов и сырья.
     Задачи  исследования:
     1) Обобщить теоретические основы  организации учета сырья и охарактеризовать основные элементы системы внутреннего контроля;
     2)  Оценить постановку учета сырья  и материалов на исследуемом  предприятии, выявить ее достоинства  и недостатки;
     3)    Проанализировать эффективность  использования сырья и материалов на предприятии;
Введение   ……….………………………………………..………………..3
1 Теоретические основы  организации учета  и системы внутреннего  контроля сырья  и материалов 
 1.1 Материалы, их классификация,  оценка и задачи учета …...……..8
 1.2  Бухгалтерский и налоговый учет  сырья и материалов  .…….....17
 1.3 Основные элементы системы внутреннего  контроля 
 за  использованием сырья и материалов………………………………27
2 Организация учета  и внутреннего  контроля за использованием  сырья и материалов 
 2.1 Организационно–техническая и экономическая  характеристика
       предприятия .……………………………...……………………..…45
 2.2 Оценка организации учета сырья  и материалов на ОАО «Связьинформ»  ..………………………………........................................51
 2.3 Оценка эффективности системы  внутреннего контроля за использование  сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..........…69
3 Рекомендации по  совершенствованиюучета  и системы внутреннего  контроля на  ОАО  «Связьинформ»
 3.1 Совершенствование учета сырья  и материалов ОАО«Связьинформ»……………………………………………………. 80
 3.2 Предложения по повышению эффективности и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ» ..……….…….…...….83
     Заключение……..………………………….……………….…..………...88
     Библиографический список.…………
В связи с тем, что ОАО «Связьинформ» производит учёт материалов по учётным ценам, организацией используются счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счёт 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», которые позволяют обобщить информацию о разнице в стоимости. Отклонения в ОАО «Связьинформ» со счёта 16 списываются ежемесячно.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости, которая рассчитывается по методу средней скользящей.
В конце года (по состоянию на 31.12.06) в обязательном порядке определяется средняя взвешенная себестоимость материалов, которая будет служить точкой отсчета для расчета скользящей средней в году, следующем за отчетным.
В начале года, следующего за отчетным, при отсутствии поступлений материальных ценностей списание материалов на затраты производится по средней себестоимости, рассчитанной на 31 декабря года, предшествующего отчетному.
При поступлении партии материалов в отчетном году для расчета средней себестоимости используются данные о стоимости и количестве остатков материалов по состоянию на 1 января отчетного года.
При выдаче материалов в производство в первичных документах обязательно указывается:
При выдаче работнику в пользование инструментов, приспособлений, инвентаря, сумма, относимая на затраты, распределяется между производственными процессами пропорционально времени занятости этого работника в производственных процессах.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с использованием материалов в производстве, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности по элементу материальные затраты по статьям материалы, топливо. Данные расходы относятся на соответствующие субсчета, открытые к счетам 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», в соответствии с тем процессом, на осуществление которого были использованы материалы.
Реализация материалов ОАО «Связьинформ» оформляться договорами купли-продажи.
     Бухгалтерский 
учет реализации материалов и определения 
финансовых результатов от их реализации 
ведется на счете 91 «Прочие доходы и 
расходы». 
2.3 
Оценка эффективности 
системы внутреннего 
контроля за использованием 
сырья и материалов 
на ОАО «Связьинформ» 
     Процесс 
внутреннего контроля, который исторически 
служил в качестве механизма для 
минимизации случаев 
     В 
ОАО «Связьинформ» система 
     1. 
Контрольная среда, ОАО «
- политика и методы управления – в ОАО «Связьинформ» либеральный стиль управления руководством используется методы материальной и социальной мотивации персонала к работе;
- организационная структура ОАО «Связьинформ» - это линейно-штабная структура, которая отличается большой разветвлённостью;
- деятельность Совета Директоров – регулярна и правомерна;
- деятельность внутреннего аудита ОАО «Связьинформ» осуществляется раз в полгода, и выявляет незначительные погрешности ведения бухгалтерского учёта на предприятии;
- методы распределения функций управления, ответственности и контроля закреплены в должностных инструкциях ОАО «Связьинформ». Ответственный за проведения внутреннего аудита финансовый директор ОАО «Связьинформ», в случае его болезни, отсутствия или большой загруженности на рабочем месте его обязанности по контролю выполняет его заместитель;
- кадровая политика и практика, разделение обязанностей осуществляется отделом кадров ОАО «Связьинформ». На каждого сотрудника есть должностная инструкция, где подробно прописаны обязанности сотрудника;
- внешние воздействия (проверка со стороны гос. органов) – раз в три года предприятие сдаёт финансовую отчётность для проверки государственными органами, последняя проверка проводилась в 2005 году, нарушений не было выявлено.
2. Система учета - учетная политика и процедуры предприятия, касающиеся адекватности записей хозяйственных операций в соответствующих регистрах ведут сотрудники бухгалтерской службы ОАО «Связьинформ». Учётная политика предприятия утвержается ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве РФ.
3. Процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия.
Еженедельно начальники отделов сдают отчёты заместителям директора, заместители сдают ежемесячные и срочные отчёты в соответствии со своей компетенцией.
Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов:
1) управленческий контроль и культура контроля;
2) выявление и оценка риска;
     3) 
осуществление контроля и 
4) информация и взаимодействие;
     5) 
мониторинг и исправление 
Проблемы, характерные для организации, которые понесли крупные убытки в последнее время, могут быть соотнесены с этими пятью элементами. Надлежащее функционирование этих компонентов является важным условием эффективной деятельности фирмы, работы информационных систем и соблюдения нормативных требований.
Управленческий контроль и культура контроля
     Управленческий 
контроль осуществляется на уровне финансового 
директора предприятия один раз 
в квартал, проверка проводиться 
перед формированием 
     Проведём 
выявление оценку риска системы 
внутреннего контроля. Для этого 
используем рабочий документ внутреннего 
аудитора представлен в таблице 
2.3. 
 
Таблица 2.3
Вопросник оценки внутреннего контроля: учет издержек обращения ОАО «Связьинформ»
| № п\п | Направления и вопросы тестирования | Нет ответа | Да | Нет | Примечание | 
| УСЛОВИЯ | |||||
| 1 | Имеет ли доступ к бланкам накладных, требованиям кто-либо, кроме ответственных лиц? | + | |||
| РЕАЛЬНОСТЬ | |||||
| 2 | Проверяются ли 
  требования на материалы и накладные на его отпуск после их подготовки зав. складом? | + | |||
| 3 | Проверяются ли еженедельные отчеты об использованных отпущенных материалах после их подготовки зав. складом? | + | |||
| ПОЛНОТА | |||||
| 4. | Проводится 
  ли предварительная нумерация | + | |||
| ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | |||||
| 5. | Готовят ли накладные на товары и требования на материалы специально ответственные лица? | + | |||
| ТОЧНОСТЬ | |||||
| 6. | Проверяется ли 
  расхождение между данными | + | |||
| КЛАССИФИКАЦИЯ | |||||
| 7. | Правильно ли квалифицируются материалы по видам | + | |||
| ПЕРИОДИЗАЦИЯ | |||||
| 8. | Отвечает ли учет материалов принципу “Временной определенности факторов” | + | |||
| 9. | УЧЕТПроверяют ли лица, ответственные за учет материалов, данные учета по сегментам и сводного учета? | + | 
На исследуемом предприятии ОАО «Связьинформ» был проведён внутренний контроль. Была проверена обоснованность формирования и правильность учета материалов, а так же правильность списания запасов и отражение их в учете в соответствие с принятой организацией учетной политике и правильность распределения материалов между отчетными периодами в соответствии с учетной политикой организации.
Осуществление контроля и разделение полномочий
     Обязанности 
по проведению контроля зафиксированы 
в учётной политике предприятия 
и должностных инструкциях 
Разработаны общий план и программа внутренней аудиторской проверки. План представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Общий план проверки учёта материалов ОАО «Связьинформ»
| Производимые виды работ | Период проведения | 
| 1. Проверка оформления первичных документов | июнь 2006г. | 
| 2. Проверка учёта материалов | июнь 2006г. | 
| 3. Проверка списания материалов по учётным ценам | июнь 2006г. | 
| 4. 
  Проверка тождественности | июнь 2006г. | 
Программа внутреннего аудита учёта материалов приведена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Программа проверки учёта материалов ОАО «Связьинформ»
| № п/п | Перечень процедур | Источники информации | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Материалы | ||
| I | Проверить наличие: | Учетная политика, приказы о назначении, карточки учета материалов, счета, счета-фактуры, накладные. | 
| 1 | Приказов о назначении материально ответственных лиц (кладовщики, зав. складами), заключены ли с ними договоры о материальной ответственности; | |
| 2 | установления в приказе лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешать их отпуск; | |
| 3 | указаний о 
  методе оценки материальных ценностей 
  в приказе по учетной политике 
  и правильность оценки материалов в 
  учете (производственные запасы отражаются 
  по фактической себестоимости, одним из 
  способов: - по средней себестоимости; - методом ЛИФО; - методом ФИФО). | |
| II | Проверить правильность: | |
| 1 | организации работы склада (при личном осмотре); | Карточки учета материалов, ведомости, накладные. | 
| 2 | применения первичных документов по учету материалов (поступление, внутреннее перемещение и отпуск материалов со склада); | Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты. | 
| 3 | данных регистров учета материалов и сверка их со счетами Главной книги; | Карточки учета, ведомости, журналы-ордера, Главная книга. | 
| 4 | отражения в 
  учете неотфактурованных | |
| 5 | отражения операций по реализации материалов; | |
| 6 | выделения НДС по поступившим материалам, начисления НДС по реализации и выбытию материалов; | Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, Книга покупок, Книга продаж. | 
| 7 | списания материалов в случае их порчи и недостачи и принятия мер ко взысканию недостачи с виновных лиц; | Инвентаризационные описи, карточки учета материалов, накладные, Главная книга. | 
| 8 | инвентаризационной работы по материальным ценностям (проверка данных инвентаризации материалов и сравнение ее результатов с данными аналитического учета); | |
| 9 | отклонений учетных данных, полученных в ходе инвентаризации, их возможности повлиять на финансовый результат. | |
Информация о работе Совершенствования учета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»