Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
Введение …………………………………………………………………...3
Основная часть:
1. Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчётности…………5
2. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия ……………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..19
Практическая часть…………………………………………………….…21
Список литературы……………………………………………….………33
Это может выглядеть так:
Рис. 1 Пример пояснительной записки
Кроме того, в Пояснительной записке указываются следующие данные:
 дата госрегистрации и государственный регистрационный номер;
 информация о реестродержателе;
 количество акционеров в реестре;
 сведения о наиболее крупных акционерах, их доле в уставном капитале;
 сведения о структуре управления;
 сведения о наличии филиалов и других обособленных подразделениях и месте их нахождения. Целесообразно указать виды их деятельности.
Характеризуя деятельность фирмы по видам, рекомендуем привести сведения:
 об ассортименте и объемах производимой продукции за 2010 и предшествующие годы;
 о планах расширения или изменения отраслевой и видовой структуры деятельности фирмы.
Таблица 1
| Структура продаж ООО "Каррта" 
 | |||||
| Выручка от реализации | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 
| Торгового оборудования, тыс. руб. | 2200 | 2100 | 2200 | 2070 | 2000 | 
| Доля в структуре выручки-нетто, % | 35 | 25 | 22 | 19 | 17 | 
| Иного оборудования (холодильного), тыс. руб. | 3300 | 4900 | 6200 | 6930 | 8000 | 
| Доля в структуре выручки-нетто, % | 51 | 49 | 62 | 65 | 67 | 
| Монтажных работ, тыс. руб. | 800 | 1100 | 1300 | 1450 | 1700 | 
| Доля в структуре выручки-нетто, % | 12 | 13 | 13 | 14 | 14 | 
| Сдачи в аренду основных средств, тыс. руб. | 200 | 200 | 300 | 250 | 300 | 
| Доля в структуре выручки-нетто, % | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 
| Итого, тыс. руб. | 6500 | 8300 | 10000 | 10700 | 12000 | 
| Итого по структуре, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 
Для наглядности изобразим выручку от реализации в 2010 году на рис. 2.
Рис. 2 Структура выручки от реализации за 2010 год в ООО «Каррта»
Из рисунка 1 видно, что наибольший объём выручки ООО «Каррта» получает за счёт реализации иного оборудования, а именно холодильного оборудования на его часть приходится самая большая доля выручки в 2010 году. На втором месте стоит такой источник как реализация торгового оборудования, на третьем месте – реализация монтажных работ. И на последнем четвертом месте – сдача в аренду различных основных средств, это самая малая часть в выручке.
Фирма может раскрыть способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку имущества и обязательств, а также на принятие решений заинтересованными пользователями отчетности. А именно:
 способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
 способы оценки материально-производственных запасов;
 способы оценки незавершенного производства;
 момент признания выручки, а, следовательно, доходов от продажи, и финансовые результаты.
Кроме того, в этом разделе Записки указываются изменения в учетной политике, которые предусмотрены на 2006 год, если эти изменения могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы.
Информация об учетной политике должна содержать причины изменения отдельных ее элементов и примерную денежную оценку их последствий. Кроме того, надо указать, были ли скорректированы изменения остатков имущества и обязательств по состоянию на начало 2010 года или их объемы за предшествующий период, если изменение учетной политики действовало в отчетном году.
Рис. 3 Выдержка из Пояснительной записки
Второй раздел включает информацию об основных средствах:
 о способах оценки основных средств, полученных в порядке бартерной сделки (по действующему положению принятые виды имущества оценивают по стоимости имущества, отпущенного и отгруженного в обмен);
 о способах начисления амортизации (по отдельным группам можно начислять амортизацию разными способами, выбирая из 4-х возможных);
 проценты износа и обновления основных средств (по каждой основной группе).
Однако если организация не составляет форму № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", то сведения об объектах основных средств должны быть полнее. Надо также представить следующую информацию:
 остатки основных средств на начало и конец 2010 года по первоначальной (восстановительной стоимости), их движение в разрезе основных групп, сумму амортизации на начало и конец 2010 года;
 аналогичные сведения приводятся и о нематериальных активах;
 сведения о материально-производственных запасах, их движении за отчетный период и оценке основных групп (учетная стоимость, продажная и т. д.);
 о наличии и изменении объемов задолженности по кредитам и займам, особенно в отношении наиболее крупных. При этом надо указать сроки погашения, величину средневзвешенных процентов, т. е. ставок, которые используются для налогового учета;
 результаты анализа состояния расчетно-платежной дисциплины; информацию о своевременности уплаты налогов и сборов, сведения о штрафных санкциях, неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств по налогам и сборам;
 о структуре и динамике дебиторской и кредиторской задолженностей;
 о событиях после отчетной даты, независимо от характера их последствий. При этом надо дать их краткое описание и оценку. Если оценить эти события невозможно, то в Пояснительной записке указывают это.
 об условных фактах хозяйственной деятельности. Согласно ПБУ 8/98 это факты, произошедшие на отчетную дату, но вероятность их повторного возникновения в будущем и возможные последствия, предсказать заранее сложно.
Согласно ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. Важно, чтобы он произошел в период между отчетной датой (31 декабря) и датой подписания бухгалтерской отчетности за 2010 год.
К событиям после отчётной даты относятся:
 события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
 события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
К условным фактам относятся:
 незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком. Причем решения, по ним могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;
 неразрешенные на 31 декабря 2010 года разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
 выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
 учтенные (дисконтированные) до 31 декабря векселя, срок платежа по которым еще не наступил, и другие аналогичные факты.
Не относятся к условным фактам снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений, а также расходы, которые признаются в бухгалтерском учете при получении от поставщика платежных документов (например, по оказываемым коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т. п.).
Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для фирмы. Существенность события определяется компанией самостоятельно в соответствии со следующим принципом: если без знания о событии пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности фирмы, то оно является существенным.
Также необходимо указать информацию об освоении государственной помощи - сведения о государственной помощи, в том числе классификацию по видам:
 на приобретение и строительство внеоборотных активов;
 под оборотные активы.
 об аффилированных лицах (здесь обычно указывают наименование организаций или фамилии физических лиц, которые существенно влияют на показатели хозяйственной деятельности, и виды операций, совершенных под их влиянием);
Считается, что фирма контролирует другую компанию, если она имеет право:
 распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 50 процентами ее голосующих акций или уставного капитала;
 распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 20 процентами ее голосующих акций или уставного капитала и принимать те или иные решения в данной организации.
Согласно пункту 5 ПБУ 11/2000 операциями с аффилированными лицами признаются:
 приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
 приобретение и продажа основных средств и других активов;
 аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
 передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
 финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций;
 предоставление и получение гарантий и залогов и другие операции.
Рис. 4 Выдержка из Пояснительной записки ООО «Каррта»
В третий раздел Пояснительной записки рекомендуется включить аналитические показатели. Подробнее следует остановиться на оборотах по продаже товаров (выручка-брутто); сведениях о деловой активности организации; оценке рентабельности фирмы, в том числе по отдельным видам деятельности (в целях принятия управленческих решений о расширении объемов наиболее рентабельных видов деятельности). Также надо произвести оценку ликвидности и финансовой устойчивости компании, в том числе привести данные о стоимости чистых активов, если не составляется форма № 3 "Отчет об изменениях капитала".
Кроме того, следует привести основные показатели анализа отчетности фирмы и порядок их расчета. Поскольку законодательство не устанавливает единый порядок расчета таких данных, то целесообразно указать методику их исчисления именно в вашей организации.
В целом рекомендуется представить следующую информацию:
 показатели ликвидности (текущей ликвидности, абсолютной ликвидности, коэффициент "критической оценки");
 рентабельность (рентабельность затрат, активов, собственного капитала, экономическая рентабельность, чистая рентабельность)
 показатели финансовой устойчивости (соотношение заемного и собственного капиталов, коэффициент обеспеченности собственными средствами, долю оборотных средств в активах).
Заключение
Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В этом документе отражена информация о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший отчётный период, которая не была отражена в формах бухгалтерской отчётности, но имеющая большое значение для принятия управленческих решений.
Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:
• обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности;
• раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности;
• обеспечить пользователей информации сопоставимыми данными за несколько отчётных периодов;
• раскрыть данные аналитического учёта, самых важных с точки зрения оценки коммерческой деятельности.
Информация о работе Состав и назначение пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия