Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:37, реферат
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
Введение	3
Аудиторские стандарты и их назначение	4
Анализ стандартизации аудиторской деятельности	5
Заключение	11
Список использованной литературы	12
Федеральное агентство путей сообщения
железнодорожного транспорта
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский 
Государственный Университет 
 
      Факультет 
«Экономика и управление» 
 
Кафедра 
бухгалтерского учета и налогообложения 
 
Реферат
По дисциплине 
«Международные стандарты аудита» 
 
Тема: Ретроспективный 
анализ стандартизации аудиторской деятельности 
в РФ 
 
Выполнили:
студенты группы Б-07-1,
Давыдова Майя,
Маштакова Елизавета,
Свешникова Ирина
Преподаватель:
Ларюнина 
Е. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иркутск, 2010
 
Содержание 
 
 
 
     В 
настоящее время аудит является 
отдельной сферой предпринимательской 
деятельности профессиональных аудиторов 
по осуществлению независимых 
     В 
РФ законодательная база аудиторской 
деятельности стала формироваться 
в 1993 г. с утверждением Временных 
правил аудиторской деятельности в 
РФ. В настоящее время в России 
действует ФЗ «Об аудиторской 
деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил 
(стандартов) аудиторской деятельности 
к нему (ПСАД), которые разрабатывались 
с 1996 по 2000 года. 
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
     обеспечивают 
связь отдельных элементов 
Аудиторская деятельность, в современном понимании этого термина, является сравнительно молодым видом деятельности в нашей стране - ее официальная история насчитывает чуть больше 20 лет. Поэтому не удивительно, что в отличие от бухгалтерского учета (имеющего в России давние традиции, развитые крупными научными школами, и существенно отличного от теории и практики учета других национальных школ и Международных стандартов финансовой отчетности) стандартизация аудиторской деятельности с самого ее зарождения ориентировалась на Международные стандарты аудита (МСА), разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров.
В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.
     Работа 
над современным вариантом 
В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.
Первым этапом в развитии стандартизации профессиональной деятельности можно считать период 1993-2001 гг., когда на основании Временных правил развития аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). Введенные в этот период ПСАД разрабатывались на основе МСА и практически не имели существенных содержательных отличий от последних.
Пожалуй, наиболее важным отличием отечественных стандартов от МСА, сохраняющимся до настоящего времени, является отличие не содержательное, а чисто формальное — в то время как текст МСА оформлен шрифтом разной жирности (жирным и обычным), текст всех отечественных стандартов напечатан обычным шрифтом. Этот, казалось бы, чисто технический вопрос имеет весьма серьезное значение — собственно требованиями МСА являются положения, приведенные жирным шрифтом. Обычный текст представляет собой разъяснения, комментарии по применению требований. Поскольку весь текст отечественных стандартов приведен одинаковым шрифтом, отличить, что именно является требованием, а что - разъяснением, иногда бывает достаточно затруднительно, тем более что в содержательном отношении большинство их положений не представляет собой требований.
С принятием в 2001 г. Федерального закона № 119-ФЗ обязательность применения стандартов при оказании аудиторских услуг была определена на законодательном уровне. Введенные на основании этого закона в период 2002-2008 гг. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696 (далее - Постановление № 696) с изменениями и дополнениями, введенными последующими постановлениями Правительства РФ, определяют второй этап стандартизации профессиональной деятельности аудиторов в Российской Федерации.
Несмотря на то, что и в этот период разработка ФПСАД осуществлялась на основе МСА, различия между ФПСАД и МСА увеличились. МСА изменялись и совершенствовались, при этом наиболее значительные изменения состояли в отмене с 15 декабря 2004 г. МСА 310 «Понимание бизнеса», введении так называемых «рисковых» стандартов — МСА 315 и 330 — и соответствующем изменении терминологии по тексту МСА.
Отечественные же ФПСАД, введенные Постановлением № 696, а также последующими постановлениями от 04.07.03 № 405, от 07.10.04 № 532, от 16.04.05 № 228, от 25.08.06 № 523, от 22.07.08 № 557, от 19.11.08 № 863, были в основном ориентированы на предыдущую версию МСА. Вследствие естественного отставания разработки национальных стандартов от МСА и громоздкости механизма введения ФПСАД постановлениями Правительства РФ к настоящему времени введены в действие лишь некоторые ФПСАД, ориентированные на действующие МСА, среди которых, прежде всего, ФПСАД № 8 [5], практически являющийся аналогом МСА 315.
      Принятие 
и вступление в силу с 2009 г. Закона 
№ 307-ФЗ положило начало новому этапу стандартизации 
аудиторской деятельности в Российской 
Федерации. Отличительными чертами этого 
этапа являются: 
■ требование разработки отечественных 
федеральных стандартов аудиторской деятельности   
(ФСАД)   в   соответствии с МСА; 
■ изменение    механизма    разработки и принятия 
ФСАД, а именно: утверждение 
ФСАД уполномоченным федеральным органом 
регулирования аудиторской деятельности 
(в настоящее время — Министерство финансов 
Российской Федерации) после рассмотрения 
Советом по аудиторской деятельности 
при данном органе.
К этому моменту ситуация со стандартизацией аудиторской деятельности в Российской Федерации оказалась следующей.
      Во-первых, 
среди действующих стандартов оказались 
стандарты, принятые в разное время и ориентированные 
на разные версии МСА, в т.ч.: 
■ введенные в 1990-е гг. на основании Временных 
правил аудиторской деятельности и одобренные 
Комиссией по аудиторской деятельности 
при Президенте РФ такие стандарты, как 
«Особенности аудита малых экономических 
субъектов», «Налоговый аудит и другие 
сопутствующие услуги по налоговым вопросам. 
Общение с налоговыми органами», «Заключение 
аудиторской организации по специальным 
аудиторским заданиям» и др.; 
■ введенные в 2002-2007 гг. ФПСАД № 1-6 и др., 
ориентированные на МСА, действовавшие 
до 15 декабря 2004 г.; 
■ ФПСАД № 8 и № 34; ориентированные на 
действующую версию МСА.
Во-вторых, в результате разработки новых ФПСАД, на основе действующей с 15 декабря 2004 г. версии МСА, подготовлен, но не введен в действие ряд стандартов, опубликованных на сайте Минфина России. При этом аналоги наиболее тесно взаимосвязанных стандартов — МСА 315 и МСА 330 оказались на разных этапах разработки, вследствие чего аналог МСА 315 — новый ФПСАД № 8 - принят, а аналог МСА 330 - ФПСАД № 35 - подготовлен, но не принят. В результате действующие ФПСАД, введенные в разное время с ориентацией на разные версии МСА, используют разную терминологию и не имеют четкой увязки между собой.
В-третьих, с 15 декабря 2009 г. введен полный комплект обновленных МСА, что сразу обрекает вновь разработанные, но непринятые ФПСАД на устаревание, а положение ст. 7 Закона № 307-ФЗ о соответствии ФПСАД МСА — на неисполнение.
      Введенные 
с 15 декабря 2009 г. обновленные МСА разрабатывались 
в течение нескольких последних лет в 
соответствии с т.н. проектом «Ясность» 
(Clarity project; далее - Концепция ясности). Цели 
проекта, в частности, состояли в том, чтобы 
повысить четкость положений стандартов 
и обеспечить единообразное понимание 
их требований в разных юрисдикциях. В 
результате кардинально изменились структура 
и характер изложения содержания стандартов 
— требования были отделены от комментариев 
и разъяснений, вынесенных в приложения. 
В ходе работы над обновленной версией 
МСА некоторые стандарты подверглись 
лишь технической переработке — изменению 
структуры и редактированию текста (например, 
МСА 315 и МСА 330); некоторые претерпели более 
содержательные изменения (например, МСА 
560); ряд стандартов изменились достаточно 
существенно (например, МСА 540, объединенный 
с ранее действовавшим МСА 545, МСА 700); некоторые 
стандарты прекращают свое действие (МСА 
545, МСА 701); вводятся новые стандарты (МСА 
265, МСА 450, МСА 705, МСА 706 и др.). 
Информация о работе Ретроспективный анализ стандартизации аудиторской деятельности в РФ