Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение текстовой  части пояснительной записки.
     А также необходимо выполнить следующие задачи:
     - выявить роль пояснительной записки  в бухгалтерской отчетности;
     - изучить состав пояснительной  записки;
     - рассмотреть требования к составлению  пояснительной записки;
     - охарактеризовать формирование  показателей пояснительной записки;
Введение           3
1 Роль и требование  к составлению пояснительной  записки  5
 1.1. Роль пояснительной записки в бухгалтерской отчетности  5
 1.2 Требования  к составлению пояснительной  записки   10
2 Методика составления  пояснительной записки    14
 2.1 Структура  пояснительной записки      14
 2.2 Разделы  и содержание пояснительной записки    15
  2.2.1Сведения  об организации       15
  2.2.2 Информация об учетной политике     16
  2.2.3 Сведения об отдельных активах  и обязательствах   20
  2.2.4 Информация о доходах и расходах  организации   21
  2.2.5 Прочая информация        22
  2.2.6 Информация о связанных сторонах     25
  2.2.7 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации 28
 2.3 Заключительные  процедуры       29
3 Раскрытие обязательной  и дополнительной информации 
   в пояснительной  записке        32
Заключение          34
Список использованной литературы      35
Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т. п. (п. 1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). Можно разделить пояснительную записку на несколько разделов, например, вначале представить сведения об организации, затем дать расшифровку важнейших статей форм отчетности, и далее привести аналитические показатели, характеризующие деятельность организации.
Некоторые организации в силу своей специфики (например, страховые организации, негосудартсвенные пенсионные фонды, организации, эмитирующие ценные бумаги и т. п.) должны представлять бухгалтерскую отчетность по определенным правилам. Тогда в пояснительную записку включаются разделы, отражающие специфические показатели деятельности организации.
Как правило, пояснительная записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов либо по инициативе организации (ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").
Если организация обязана проходить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, но не составила пояснительную записку, в аудиторском заключении будет написано, что бухгалтерская отчетность составлена не в полном объеме. В этом случае на организацию и главного бухгалтера налагаются штрафные санкции.
Если у организации имеются дочерние и зависимые общества, то она должна составить сводную отчетность и пояснительную записку к ней.
     Подписывается 
пояснительная записка руководителем 
и главным бухгалтером организации. В 
организациях, где бухгалтерский учет 
ведется на договорных началах специализированной 
организацией или бухгалтером-специалистом, 
бухгалтерская отчетность подписывается 
руководителем организации, руководителем 
специализированной организации либо 
специалистом, ведущим бухгалтерский 
учет. 
1.2 Требования к составлению пояснительной записки
Согласно пункту 31 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать следующие сведения Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43 н:
- юридический адрес организации;
- основные виды деятельности;
- среднегодовую 
численность работников за 
- состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
Пояснительная записка стала унифицированной формой отчетной документации. Ей присвоен номер 0503160 по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД). Отдельные таблицы и приложения к пояснительной записке также строго унифицированы и имеют самостоятельные номера по ОКУД.
В бумажном варианте пояснительная записка брошюруется вместе с другими формами бюджетной отчетности, ее страницы нумеруются в сквозном порядке. Кроме того, п. 2 Инструкции № 5н предусматривает представление пояснительной записки на электронных носителях информации. В последнем случае удобно заполнять таблицы пояснительной записки в файле формата Excel, полученного путем экспорта шаблона пояснительной записки из какой-либо справочно-правовой системы.
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе как годовой бюджетной отчетности (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), так и квартальной (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября). При этом главный распорядитель бюджетных средств представляет пояснительную записку органу, организующему исполнение бюджета соответствующего уровня, распорядитель бюджетных средств - главному распорядителю, получатель бюджетных средств - распорядителю либо главному распорядителю (в случае отсутствия в цепочке доведения бюджетных средств распорядителя). Сроки представления пояснительной записки определяются сроками представления всего бухгалтерского отчета.
В связи с повышением уровня информативности пояснительной записки среди ее внешних пользователей окажутся не только вышестоящие организации, но и различные контрольные органы (территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, региональные контрольно-счетные палаты, местные контрольно-ревизионные органы и т.п.). Поэтому формировать пояснительную записку следует в полном объеме, требуемом Инструкцией № 5н, и достоверно, учитывая, что числовые показатели и отдельные факты, приведенные в записке, легко проверяются при последующем финансовом контроле.
     Порядку 
составления пояснительной 
Числовые показатели пояснительной записки отражаются нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Если показатель имеет отрицательное значение, то в пояснительной записке он отражается со знаком «минус». В том случае, если данные по каким-либо показателям не имеют значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
     Поскольку, 
как уже отмечалось, пояснительная 
записка имеет жестко структурированный 
вид, рассмотрим порядок составления 
отдельных частей и таблиц последовательно. 
Заголовочная часть
Указываются:
- дата, по состоянию на которую составляется пояснительная записка;
- наименование учреждения;
     - 
наименование бюджета, из 
     Также 
указываются коды: дата (в числовом 
формате) и код учреждения по Общероссийскому 
классификатору предприятий и организаций 
ОКПО (устанавливается учреждению органами 
Федеральной службы государственной статистики). 
Текстовая часть
     Единственная 
часть пояснительной записки, в 
которой можно представить 
- наименование учреждения (полное и сокращенное);
- организационно-правовая форма;
- юридический адрес и почтовый адрес;
- сведения об учредителе (вышестоящей организации);
- конкретные источники финансирования (бюджеты разных уровней, средства от предпринимательской деятельности, разрешенной законодательно и Уставом (положением), целевые средства и безвозмездные поступления);
- краткая характеристика видов предпринимательской и целевой деятельности;
     - 
численность персонала 
Кроме того, в текстовой части следует отразить перечень и краткое содержание внутренних нормативных и методических документов учреждения и вышестоящей организации, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности. К таковым относятся учетная политика (в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения), правила и график документооборота, порядок организации и проведения инвентаризации (если имеется) и другие документы. При использовании автоматизации бухгалтерского учета необходимо указать степень автоматизации (частичная, комплексная), используемый программный продукт для ведения учета и составления отчетности. Можно кратко описать структуру бухгалтерской службы (формирование отделов и групп внутри бухгалтерии), количество бухгалтерских работников, укомплектованность, наличие вакансий.
     Также 
можно указать принятые меры по повышению 
квалификации и переподготовке финансовых 
и бухгалтерских специалистов учреждения 
(наличие соответствующего уровня профессионального 
образования работников, участие в бухгалтерских 
семинарах, проведение профессиональной 
учебы). 
 
2 Методика составления пояснительной записки
2.1 Структура пояснительной записки
В пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ установлены требования к содержанию пояснительной записки. Так, в ней должна отражаться информация:
        Кроме того, в пояснительной 
записке к бухгалтерской 
В Пояснительную записку следует включить лишь ту информацию о предприятии, которая отвечает основным критериям существенности для заинтересованных пользователей. Например, поставщиков в первую очередь интересуют платежеспособность предприятия, отсутствие просроченной кредиторской задолженности, а инвесторов - перспективные направления деятельности и возможность быстрой окупаемости вложений.
     Записка 
составляется в произвольной форме. 
2.2 Разделы и содержание 
пояснительной записки
Для того чтобы было удобнее составлять и воспринимать пояснительную записку, ее можно разбить на разделы, например:
1. Сведения об организации
2. Информация об учетной политике
3. Сведения об отдельных активах и обязательствах
     4. 
Информация о доходах и 
5. Прочая информация
     6. 
Информация о связанных 
     7. 
Анализ финансово-
     Рассмотрим 
содержание каждого из разделов. 
2.2.1Сведения об организации
Согласно пункту 31 ПБУ 4/99 в этом разделе приводят (если эти данные отсутствуют в бухгалтерской отчетности) юридический адрес организации, ее основные виды деятельности, среднегодовую численность работников за отчетный период или численность работников на отчетную дату, а также состав (ФИО и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации. Кроме того, указывают адреса и названия дочерних и зависимых фирм, которые имеются у организации, направления их деятельности.
Например, акционерные общества в этом разделе сообщают (п. 27 ПБУ 4/99):
 
2.2.2 Информация об учетной политике
Информация о работе Пояснительная записка – текстовая часть бухгалтерского отчета