Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:21, курс лекций
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия.
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете.	3
1.1 Организация бухгалтерского учета.	3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.	3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета.	4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета.	5
2.1 Документирование.	5
2.2 Оценка и стоимость имущества.	7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись	8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов.	15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета.	15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета.	19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия.	19
4.2 Характеристика процессов.	20
Тема 5: Учет денежных операций.	21
5.1 Учет кассовых операций.	21
5.2 Учет денежных средств в кассе.	22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете.	23
6.1 Порядок открытия расчетного счета.	23
6.2 Формы безналичных расчетов:	24
Тема 7: Валютный счет.	24
7.1 Порядок открытия валютного счета.	24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам.	24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты.	25
7.4 Учет операций по валютным счетам.	25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах.	25
Тема 9: Учет финансовых вложений.	26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка.	26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий.	26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги.	26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам.	26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы.	27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций.	27
Тема 10: Учет кредитов и займов.	27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами.	28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.	28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами.	29
Тема 14: Учет основных средств.	31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка.	31
Тема 15: Учет нематериальных активов.	32
15.1 Понятие нематериальных активов.	32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов.	32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения.	32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов.	33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов.	34
Тема 16: Учет производственных запасов.	34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка.	34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии.	34
16.3 Синтетический учет производственных запасов.	34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.	35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам.	35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование.	35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды.	36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета.	36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения.	36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство.	36
Домашнее задание: Составить бухгалтерские проводки и оборотную ведомость.
| Дт | Кт | ∑ | 
| 51 | 62 | 280 000 | 
| 60 | 51 | 70 000 | 
| 10/1 | 60 | 70 000 | 
| 20 | 10/1 | 21 000 | 
| 50/1 | 51 | 40 000 | 
| 71 | 50/1 | 40 000 | 
| 08 | 71 | 30 000 | 
| 01 | 08 | 30 000 | 
| 10/3 | 71 | 2 000 | 
| 10/9 | 71 | 8 000 | 
| 75/1 | 80 | 80 000 | 
| 50/1 | 75/1 | 50 000 | 
| 08 | 75/1 | 20 000 | 
| 01 | 08 | 20 000 | 
| 10/2 | 75/1 | 10 000 | 
| 20 | 10/2 | 2 500 | 
| 26 | 10/3 | 2 000 | 
| 20 | 70 | 50 000 | 
| 70 | 68/1 | 5 000 | 
| 70 | 76/5 | 2 000 | 
| 70 | 76/6 | 3 000 | 
| 70 | 50/1 | 40 000 | 
| 68/1 | 51 | 5 000 | 
| 50/1 | 62 | 50 000 | 
| 70 | |
| Дт | Кт | 
| 2 000
   5 000 3 000  | 
  50 000 | 
| Пассивный | 
Оборотная ведомость.
| № счета | С-до начальное | Обороты | С-до конечное | |||
| Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | |
| 51 | – | – | 280 000 | 115 000 | 165 000 | – | 
| 60 | – | – | 70 000 | 70 000 | – | – | 
| 10/1 | – | – | 70 000 | 21 000 | 49 000 | – | 
| 20 | – | – | 73 500 | – | 73 500 | – | 
| 50/1 | – | – | 140 000 | 80 000 | 60 000 | – | 
| 71 | – | – | 40 000 | 40 000 | – | – | 
| 08 | – | – | 50 000 | 50 000 | – | – | 
| 10/3 | – | – | 2 000 | 2 000 | – | – | 
| 10/9 | – | – | 8 000 | – | 8 000 | – | 
| 75/1 | – | – | 80 000 | 80 000 | – | – | 
| 10/2 | – | – | 10 000 | 2 500 | 7 500 | – | 
| 26 | – | – | 2 000 | – | 2 000 | – | 
| 68/1 | – | – | 5 000 | 5 000 | – | – | 
| 01 | – | – | 50 000 | – | 50 000 | – | 
| 70 | – | – | 50 000 | 50 000 | – | – | 
| 62 | – | – | – | 330 000 | – | 330 000 | 
| 80 | – | – | – | 80 000 | – | 80 000 | 
| 76/5 | – | – | – | 2 000 | – | 2 000 | 
| 76/6 | – | – | – | 3 000 | – | 3 000 | 
| Итого | – | – | 930 500 | 930 500 | 415 000 | 415 000 | 
| 50/1 | 51 | ||
| Дт | Кт | Дт | Кт | 
| 30 000 | 30 000 | ||
| Активный | Активный | 
| Дт | Кт | ∑ | 
| 50/1 | 51 | 30 000 | 
| 50/1 | 62 | 50 000 | 
Оприходовали – поступило.
| Дт | Кт | ∑ | 
| 70 | 50/1 | 20 000 | 
| 10/2 | 71 | 10 000 | 
| 10/9 | 71 | 5 000 | 
| 26 | 71 | 2 000 | 
| 50/3 | 71 | 3 000 | 
| 51 | 62 | 60 000 | 
| 60 | 51 | 9 000 | 
| 10/2 | 60 | 9 000 | 
| 76/3 | 51 | 15 000 | 
| 08 | 76/3 | 15 000 | 
| 01 | 08 | 15 000 | 
 
Через 08 счет идут основные средства (01), 
нематериальные активы (04) и ценные 
бумаги (58/2).
Алименты: 76/5.
Профсоюзные взносы: 76/6.
2.4 Инвентаризация активов и пассивов.
Это проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств. Инвентаризация проводиться согласно установленного порядка на предприятии. Например: Для кассы предусмотрена ежемесячная проверка и внезапная; инвентаризация имущественных счетов в обязательном порядке проводиться один раз в год; инвентаризация основных фондов может проводиться один раз в три года; а библиотечных фондов один раз в пять лет. Проверку проводят у лиц, которые несут материальную ответственность на предприятии. Это те лица, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Выявленные излишки или недостачи регулируются следующим образом. Излишки приходуются и зачисляются на финансовые результаты с последующим установлением причин их возникновения. Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства и обращения. При этом нормы убыли применяются только в случаях выявления фактических недостач. В случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи норм списываются на финансовый результат предприятия. В документах представленных к списанию сверх норм естественной убыли должны быть решения судебных органов подтверждающих отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба, либо заключение о факте норм ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций. Например: Инспекция по качеству.
Может быть пересортица товара. В этом случае руководитель разрешает проблемы свом приказом, на основании объяснительной записки материально-ответственного лица. Разница пересортицы относится либо на финансовый результат или на недостачу.
Результаты инвентаризации отражаются в учете того месяца, в котором проводилась инвентаризация.
Тема 3: Формы бухгалтерского учета.
Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах. Учетные регистры – это специально приспособленные листы бумаги для регистрации и группировки учетных данных. По внешнему виду учетные регистры представляют собой книги (Например: Кассовая и главная книга), карточки (Например: Инвентаризационная карточка для учета основных средств и учета материалов), журналы, ордера, сводные листы и т.д.
По виду записей регистры бывают:
В регистрах учета совершается весь учетный процесс, хранится вся учетная информация. Данные учетных регистров используются для оперативного использования и управления. По данным учетных регистров составляется отчетность предприятия.
Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно и в течении отчетного периода не должна изменяться. В настоящее время на предприятиях используется следующие формы учета:
Перечень типовых регистров:
Ж.О. № 1 по К-ту сч. 50/1
Вед. № 1 по Д-ту сч. 50/1
Ж.О. № 2 по К-ту сч. 51
Вед. № 2 по Д-ту сч. 51
Ж.О. № 3 развернутый по Д-ту сч. 55, 57, 58, 59
Ж.О. № 4 развернутый сч. 66, 67
Ж.О. № 6 развернутый сч. 60
Ж.О. № 7 развернутый сч. 71
Ж.О. № 8 по К-ту сч. 62, 68, 73, 75, 76
Книга учета с разными дебиторами и предприятиями
Книга учета депонируемой зарплаты
Книга учета расчета с учредителями
Книга учета расчета с покупателями и заказчиками
Ж.О. № 7 развернутый сч. 79
Ж.О. № 10 по К-ту сч. 02, 05, 10, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40 – 46, 69, 70, 94, 96, 97, 98
Вед. № 10 для учета материалов по Д-ту сч. 10
Вед. № 13 для учета затрат в производстве по Д-ту сч. 20
Вед. № 14 учет общепроизводственных расходов по Д-ту сч. 25
Вед. № 15 для учета общехозяйственных расходов по Д-ту сч. 27
Книга учета материалов
Ж.О. № 11 по К-ту сч. 90
Ж.О. № 12 по К-ту сч. 80, 81, 82, 83, 86
Ж.О. № 13 по К-ту сч. 01, 03, 04
Вед. № 17 учет нематериальных активов и износа
Ж.О. № 14 по К-ту сч. 14
Ж.О. № 15 по К-ту сч. 84, 91, 99