Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:21, курс лекций
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия.
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете.	3
1.1 Организация бухгалтерского учета.	3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.	3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета.	4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета.	5
2.1 Документирование.	5
2.2 Оценка и стоимость имущества.	7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись	8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов.	15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета.	15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета.	19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия.	19
4.2 Характеристика процессов.	20
Тема 5: Учет денежных операций.	21
5.1 Учет кассовых операций.	21
5.2 Учет денежных средств в кассе.	22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете.	23
6.1 Порядок открытия расчетного счета.	23
6.2 Формы безналичных расчетов:	24
Тема 7: Валютный счет.	24
7.1 Порядок открытия валютного счета.	24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам.	24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты.	25
7.4 Учет операций по валютным счетам.	25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах.	25
Тема 9: Учет финансовых вложений.	26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка.	26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий.	26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги.	26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам.	26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы.	27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций.	27
Тема 10: Учет кредитов и займов.	27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами.	28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.	28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами.	29
Тема 14: Учет основных средств.	31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка.	31
Тема 15: Учет нематериальных активов.	32
15.1 Понятие нематериальных активов.	32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов.	32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения.	32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов.	33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов.	34
Тема 16: Учет производственных запасов.	34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка.	34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии.	34
16.3 Синтетический учет производственных запасов.	34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.	35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам.	35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование.	35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды.	36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета.	36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения.	36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство.	36
СОДЕРАЖНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете.
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).
1.1 Организация бухгалтерского учета.
Предприятие – это хозяйствующий объект, т.е. имеет хозяина. В соответствии с гражданским законодательством предприятие является объектом гражданских прав. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и др. исключительные права.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица в РФ. В соответствии с гражданским законодательством юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права; нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли. К ним относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и артели и т.д.
Некоммерческие 
организации также могут 
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учетный процесс можно отразить в виде следующих процедур:
Главной 
целью бухгалтерского учета является 
обеспечение учетной информации 
собственных и сторонних 
К собственным пользователям информации относятся: руководители, менеджеры, специалисты, совет директоров и т.д. К сторонним пользователям относятся: инвесторы, банки, поставщики, кредиторы, налоговые органы, финансовые органы, органы государственной статистики и т.д. Информация выражается в форме письма или отчета, учитывая вид деятельности. Объектами для информации бухгалтерского учета является:
Основные задачи бухгалтерского учета:
Функции бухгалтерского учета – это правдивая информация, которая служит для правильного планирования предприятия и анализа хозяйственной деятельности, путем сопоставления плановых и учетных показателей и выявления отклонений.
Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющих:
Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей. Правила финансового учета регламентированы законодательствами и нормативными актами. Формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.
Управленческий учет – это учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации требуемой при принятии управленческих решений.
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет регулируется четырьмя законодательными уровнями:
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с законом о бухгалтерском учете в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы является следующее:
2.1 Документирование.
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов, регламентируется положением о документах и документообороте. Первичные документы должны отражать достоверные данные и оформляться своевременно в момент совершения операции. Все первичные документы можно разделить на группы:
К распорядительным документам относятся: приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.д. Эти документы разрешают проведение операций. Бухгалтер не имеет права проводить документ без подписи руководителя.
К оправдательным документам относятся: накладные, требования, приходные и расходные ордера, акты и т.п. документы. Эти документы отражают факт совершения операции.
Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером. Это различные расчеты и справки.
Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках типовых форм или в специально разработанных формах, если они отсутствуют в альбомах типовых документов. Документы должны иметь юридическую силу, содержать ряд обязательных реквизитов:
Документы должны заполняться ручками паста, которых обеспечит сохранность записи (пишущая машинка, шариковая ручка, принтер, химический карандаш). В документах не должно быть подчисток и исправлений. Ошибки исправляются зачеркиванием тонкой линией, под ней пишется правильная запись и оговаривается исправление (исправленному верить, подпись директора, главного бухгалтера и печать). В денежных документах никаких исправлений не допускается. Все первичные документы учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке. На совместных предприятиях они могут составляться и на языке инвестора, но с построчным переводом. Поступающие документы в бухгалтерии должны обязательно проверяться:
После приемки первичных документов вся информация переносится в учетные регистры (карточки, книги, журналы, ордера). Все первичные документы по приему и выдаче денег подлежат обязательному гашению штампом «получено» «оплачено» с указанием даты. Все документы подлежат обязательному хранению. Срок хранения в архиве предприятия определяется правилами, установленными главным архивным управлением. Например: Главные книги и отчеты, вспомогательные регистры, первичные документы хранятся 5 лет. Лицевые счета по заработной плате 75 лет. Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются и переплетаются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой.
Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных документов у предприятия производится органами дознания, предварительного следствия, прокуратурой, судами, налоговыми инспекциями на основании постановлений этих органов, в соответствии с действующим законом. Изыматься могут все документы за исключением документов содержащих сведения о государственной тайне. Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц предприятия с обязательной описью документов и составлением протокола, копия которого вручается под расписку должностному лицу предприятия. С разрешения органов производящих изъятие можно сделать копию документов, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и печатью и проставить дату изъятия. В случае пропажи или гибели документов приказом руководителя назначается комиссия по рассмотрению причин пропажи, в которую приглашают представителей из следственных органов, органов пожарного надзора и т.п. органов. Результаты работы комиссии оформляются актами, которые утверждает руководитель предприятия. На оформление первичного документа должно быть разрешение руководителя в виде. Например: Чтобы произвести отгрузку товара требуется разрешение в виде накладной акта доверенности договора и т.д. Чтобы произвести выдачу денег из кассы требуется оформление расходного ордера. Для расчета отпускных требуется приказ об отпуске и т.д.
Формы унифицированных, т.е. типовых первичных документов: