Этапы аудиторских проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Содержание

1. Этапы аудиторских проверок 3
2. Задача 16
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Аудит (вар.19).docx

— 49.01 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

1. Этапы аудиторских проверок

3

2. Задача

16

Список литературы

21


 

 

1. Этапы аудиторских проверок

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд  этапов.

1. Оценка потребностей  клиента, формирование групп по  проведению аудита и определение  ее задач.

Важно получить более четкое представление о потребностях и  запросах клиента и оптимальных  способах удовлетворения этих потребностей. Руководящие сотрудники, задействованные в осуществлении проекта (включая партнера и старшего менеджера или менеджера), должны обеспечить максимально эффективное выполнение этой задачи путем проведения собеседований с соответствующими сотрудниками клиента (при личных встречах с ними или при помощи использования автоматизированного средства оценки потребностей клиента).

Кроме того, необходимо привлечь к выполнению первого этапа аудиторской проверки соответствующих сотрудников (из отделов налогообложения, аудита и управленческого консультирования) с учетом их предыдущего опыта работы с клиентами и специальных навыков, чтобы обеспечить обслуживание клиента исходя из его потребностей и запросов. Для получения более четкого представления о клиенте и его деятельности каждый член группы после выполнения проекта должен представить соответствующую информацию.

2. Совещание по  планированию проекта аудиторской  проверки.

Необходимо разработать  общую стратегию аудита, которая  соответствовала бы потребностям и запросам клиента и учитывала его хозяйственный риск. Одновременно такая стратегия должна учитывать аудиторский риск и экономические аспекты проекта.

На совещании, посвященном  разработке стратегии аудита, должны присутствовать соответствующие сотрудники клиента и члены группы по выполнению проекта, которые по окончании совещания должны прийти к единому пониманию графика, конечных сроков и результатов аудита, своих обязанностей, затронутых проблем и сделанных выводов, а также других вопросов, которые они сочтут необходимым рассмотреть. Во всех случаях такое совещание должно проводиться с участием партнера и старшего менеджера/ менеджера до начала осуществляемых этапов и до конца отчетного года клиента, а его итоги необходимо документировать в рабочей аудиторской документации, которая включает в себя повестку дня совещания, список присутствовавших на нем лиц, протокол или краткое изложение состоявшегося обсуждения.

3. Получение представления  о конъюнктуре рынка, деловой  среде и т.д.

Необходимо получить представление  о конъюнктуре рынка, деловой  среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.

4. Оценка существенных  процедур внутреннего контроля.

Необходимо получить представление  об используемых клиентом существенных процедурах внутреннего контроля (включая процесс закрытия финансовой отчетности и системы контроля в области информационных технологий), а также определить процедуры контроля, оказывающие влияние на существенные счета (статьи) финансовой отчетности. Необходимо с минимальными затратами подготовить (или обновить по сравнению с предыдущими годами) документацию, включая описание или блок-схемы систем, формы анализа систем контроля или равнозначные им формы, а также подготовить сквозной анализ для всех существенных процедур.

5. Оценка риска.

Необходимо провести оценку эффективности (по принципу «эффективны  — неэффективны») средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также  выборочную проверку таких средств  контроля, которые, как считается, носят  всеобъемлющий характер, с тем  чтобы определить, в какой степени на них можно полагаться (по принципу «можно полагаться — нельзя полагаться») для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.

6. Существенные  и общие аудиторские процедуры.

Необходимо осуществить  остальные аудиторские процедуры  для дальнейшего уменьшения аудиторского риска до приемлемого уровня, исходя из результатов оценок и выборочных проверок средств внутреннего контроля, а также стратегии аудита. Процедуры могут включать в себя выборочную проверку детальных данных или аналитические процедуры в тех случаях, когда первичные учетные данные были оценены как надежные.

7. Создание сводного  отчета по аудиту (проведение  анализа достоинств и недостатков  экономического субъекта, возможностей  и рисков).

Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:

  • обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе-аудита;
  • урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля; описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;
  • проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности; подготовку общего аудиторского заключения.

8. Проведение  заключительного совещания.

Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих  сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:

  • проекты финансовой отчетности;
  • письмо руководству;
  • вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;
  • вопросы налогообложения;
  • нерешенные проблемы (если таковые имеются).

Ко времени окончания  совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию  этих вопросов. Кроме того, на совещании  необходимо представить клиенту  окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.

9. Оценка результатов  работы и разработка плана  усовершенствований.

Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта  с точки зрения эффективности  управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.

 

 

Аудиторская проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

        1. Предплановая (преддоговорная) деятельность - назначение руководителя проверки;
        2. Планирование аудита - утверждение состава рабочей группы;
        3. Проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;
        4. Завершение и оформление результатов аудита:

- формирование отчета по результатам  аудиторской проверки и его  согласование с аудируемым лицом;

- подготовка и утверждение аудиторского  заключения;

- внутрифирменный контроль аудиторского  заключения и отчета по результатам аудиторской проверки;

- архивирование документов аудиторской  проверки.

Предплановая (преддоговорная) деятельность - это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Принимая заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

- имеется ли необходимое количество  квалифицированных сотрудников  для выполнения заказа в заранее  установленные с заказчиком сроки;

- может ли фирма в случае  необходимости привлечь к проведению  проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного  ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор  составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением  данного заказа:

  • отрасль хозяйственной деятельности заказчика;
  • текучесть сотрудников за последний год;
  • финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;
  • уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;
  • темпы роста производства и их перспективы.

Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной проверки следует выяснить:

  • правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;
  • в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:

  1. произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;
  2. аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения;
  3. имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию;
  4. имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;
  5. обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;
  6. участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

Письмом-обязательством, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол №6, аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.

Информация о работе Этапы аудиторских проверок