Экономический анализ как эффективная форма проведения контроля на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть способы использования экономического анализа в контроле над деятельностью предприятия.

Объект исследования – финансово-экономическое состояние предприятия.

В соответствии с указанной выше целью, в работе необходимо:

- провести анализ теоретического материала, освещающий вопросы связанные с экономическим анализом и контролем деятельности предприятия.

- рассмотрение показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия;

- разработка мероприятий по улучшению деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономический анализ и контроль на предприятии
1.1. Сущность экономического анализа 5
1.2. Проведение внутреннего контроля на предприятии 11
1.3. Аудит как одна из форм контроля 15
Глава 2. Анализ контрольных показателей ОАО «Кыргызтелеком» за период с 2006 по 2008 год
2.1. Анализ финансовых результатов предприятия 18
2.2. Анализ деловой активности 21
2.3. Оценка управления финансовой деятельностью предприятия 28
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «Кыргызтелеком»
3.1 Методы повышения эффективности деятельности предприятия 30
3.2 Рекомендации по улучшению состояния предприятия 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 40

Работа состоит из  1 файл

Контроль и эк анализ.doc

— 854.50 Кб (Скачать документ)

     ♦ максимальная открытость результатов  анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. 3

     В свою очередь можно выделить анализ хозяйственной деятельности — это исследование хозяйственных процессов, протекающих на предприятии, с целью выявления различных факторов, влияющих на его работу, а также оценки и прогнозирования деятельности предприятия.

     Объектом  изучения данного вида анализа являются хозяйственная деятельность предприятия  и результаты этой деятельности, отраженные в определенных показателях.

     Предмет анализа хозяйственной деятельности — причинно-следственные связи хозяйственных  процессов и явлений. 4

 

1.2. Проведение внутреннего контроля на предприятии

     Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.5

     Внутренний  контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

     Целями  организации системы внутреннего  контроля на предприятии являются:

     1) осуществление упорядоченной и  эффективной деятельности предприятия;

     2) обеспечение соблюдения политики  руководства каждым работником предприятия;

     3) обеспечение сохранности имущества  предприятия.

     Для достижения вышеперечисленных целей  необходимым условием является согласованность  системы бухгалтерского учета и  системы внутреннего контроля, так  как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

     Для достижения целей организации системы  внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

  • в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
  • компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
  • средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
  • внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

     Из  перечисленных выше задач руководства  предприятия по организации внутреннего  контроля видна неразрывная связь  системы внутреннего контроля с  двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

     Первые  три задачи обеспечиваются связью системы  внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

     Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

     Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной  структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

     Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства, реализации и финансово-инвестиционный цикл.

     С точки зрения значимости выделяют 5 уровней субъектов внутреннего  контроля:

  • Участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно с помощью независимых экспертов.
  • Субъекты, в обязанности которых непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они осуществляют контроль.
  • Субъекты, выполняющие контролирующие функции для реализации своих служебных обязанностей
  • Субъекты, в обязанности которых входят контролирующие и другие функции, но контрольная функция является основной.
  • Субъекты контроля, которые выполняют только функцию контроля

     Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей, законности и целесообразности совершения работниками действий.

     Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

  • бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
  • бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
  • ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание, анализ основных показателей).

 

1.3. Аудит как одна  из форм контроля

     Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     Потребность в услугах аудитора возникла в  связи с обособлением интересов  тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

     Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

     Проведение  аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

     В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

     Собственники  и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

     Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

     Аудиторские проверки необходимы и государственным  органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности  интересующей их финансовой отчетности.

     Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

     Достижению  главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской  деятельности: независимость и объективность  при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и  добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность; ответственность за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок.

     Конфиденциальность  — важнейшее требование при осуществлении  аудиторской деятельности.

     Внутренний  аудит представляет собой независимую  деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах  руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме.6

     Применение  методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.

     Применение  новых информационных технологий заключается  преимущественно в использовании  вычислительной техники для организации  аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.

     По  результатам аудита может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут принять правильные решения в организации работы и ведении бухгалтерского учета. Таким образом проведение аудита является важным элементом контроля на предприятии.

 

Глава 2. Анализ контрольных показателей ОАО «Кыргызтелеком» за период с 2006 по 2008 год

2.1. Анализ финансовых  результатов предприятия

     Анализ  динамики показателей прибыли7

Показатели 2008 2007 2006 Тр, %
2008/2006 2007/2006
1. Выручка (нетто) от реализации 2 178 320 2 064 925 2 134 493 102,1 96,74077
2. Себестоимость (производства) реализации 1 322 692 1 221 556 1 196 100 110,6 102,1283
3. Валовый доход 855 628 843 369 938 393 91,2 89,87375
4. Расходы периода (коммерческие  и управленческие) 589 073 568 958 594 562 99,1 95,69364
5. Прибыль (убыток) от реализации 266 555 274 411 343 831 77,5 79,80985
6. Сальдо операционный результат 51 820 39 643 - - -
7. Прибыль (убыток) от финансово  хозяйственной деятельности 318 375 314 054 343 831 92,6 91,33964
8. Сальдо внереализационный результат -31 947 -1 358 -7 744 412,5 17,53616
9. Прибыль (убыток) отчетного периода 286 428 312 696 336 087 85,2 93,04019
10. Прибыль,  остающаяся в распоряжении  предприятия 265 558 276 115 263 921 100,6 104,6203
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода 162 094 196 939 186 659 86,8 105,5074

Информация о работе Экономический анализ как эффективная форма проведения контроля на предприятии