Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1. Инвестиционный договор 13

2.2. Концессионный договор 17

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

Правовые гарантии 22

Правовые льготы 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс (инвестиции).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                                      



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ          3

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВОВОГО 

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        5

 

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     13

 

2.1. Инвестиционный  договор       13

 

2.2. Концессионный договор       17

 

  1. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    22

 

    1. Правовые гарантии       22

 

    1. Правовые льготы        24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономике  Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь  занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

 

Безусловно  заботясь о привлечении иностранного капитала, нельзя забывать и о защите интересов собственных производителей. Иностранные инвестиции, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности.  Используя их, белорусские предприятия смогут модернизировать свое производство, получив для этого необходимые финансовые средства и новые технологии.

 

В основе повышения активности инвестиционной деятельности лежат следующие принципы:

    • обновление и развитие законодательной и нормативной базы в этой области и приведение её в соответствии с международными стандартами;
    • развития самофинансирования предприятий;
    • рациональное и эффективное размещение государственных инвестиционных ресурсов на основе конкурса инвестиционных проектов;
    • сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, инфраструктуры, экологических программ;
    • проведение институциональных преобразований посредством развития вторичного рынка ценных бумаг

Инвестиционная  деятельность – это не только чисто  хозяйственный вопрос, но и вопрос во многом политический, поскольку  от его решения зависят как  состояние  народного хозяйства, благосостояние народа, так и экономическая, социальная безопасность государства.

 Инвестиционная  деятельность обладает рядом  особенностей что нашло свое  отражение в действующем законодательстве. Поскольку осуществление инвестиций  связано с определенным риском  для инвестора, в целях его  минимизации всегда стоит вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным инвесторам, устанавливаемых как внутренним законодательством, так и международными договорами

Наша страна исходит из принципа равных прав на осуществление инвестиционной деятельности как иностранных, так и отечественных субъектов хозяйствования . Международные оглашения о поощрении и защите инвестиций имеют целью обеспечить в Беларуси относительную стабильность экономических процессов, свободу движения капиталов. В них содержаться юридические гарантии от так называемых  некоммерческих рисков.

Поэтому весьма актуальными  на сегодняшний день являются вопросы  правового регулирования   инвестиционной деятельности.  В первую очередь  это связано с тем, что бизнес просто не может существовать без  привлечения  национальных и иностранных инвестиций в национальную экономику. Во вторую очередь надо отметить, что привлечение инвестиций относится к числу наиболее успешных направлений национальной экономики.

Цели и задачи исследования

С учётом вышеизложенного, основной целью настоящей работы является характеристика инвестиционной деятельности в национальной  экономике Республики Беларусь, форм её осуществления, раскрытие сущности и особенностей  договоров,  используемых в рамках осуществления инвестиционной деятельности, а также анализ мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. определяется понятие инвестиционной деятельности;
  2. анализируются  формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
  3. рассматриваются объекты и субъекты инвестиционной деятельности;
  4. характеризуется инвестиционный договор, как основной инструмент привлечения инвестиций в экономику республики;
  5. раскрываются особенности концессионных договоров
  6. исследуются гарантии и льготы инвесторов;

Предмет исследования –  основа инвестиционной деятельности, порядок и формы её осуществления.

Теоретическая и методологическая база настоящего исследования сформировалась в результате изучения основного правового документа Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, представляющего собой комплексный нормативный правовой акт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового, налогового, таможенного, валютного и иного законодательства. Он определяет такие базовые элементы механизма инвестирования, как субъекты, объекты, формы инвестиционной деятельности, правовой режим инвестиций, государственные гарантии, включая гарантии от принудительных изъятий, а также от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, порядок возмещения убытков инвесторам в случаях национализации или реквизиции инвестиций и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

Механизм инвестирования - основное условие непрерывности  производства, являющегося фундаментом экономики, поэтому потребность в инвестиционных ресурсах имеется постоянно. С другой стороны, посредством регулирования инвестиционных потоков осуществляется формирование структуры экономики как на микро-, так и на макроуровне. Прирост ВВП любого государства зависит от объема поступающих в него инвестиций, как внутренних, так и иностранных.

В сфере инвестиционной деятельности государство выступает как инвестор и как носитель властных полномочий, что обусловливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Целями государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:

  • стимулирование деятельности инвесторов;
  • привлечение в республику иностранных инвестиций;
  • защита прав инвесторов на территории Республики Беларусь

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:

1) прямого участия государства в инвестиционной  деятельности;

Данная форма  реализуется посредством:

  • принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
  • предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

Они предоставляются  ежегодно в соответствии Государственной инвестиционной программой в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;

  • предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов.

Под гарантией  Правительства Республики Беларусь понимается обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, нести ответственность перед кредитором за исполнение обязательств заемщика (инвестора). Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения:

а) иностранных  кредитов,

б) кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;

  • проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

Цель ее проведения - подготовка заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях:

а) реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь;

б) использование  средств централизованных инвестиционных ресурсов;

в) участие  государства в создании предприятий  с иностранными инвестициями;

г) предоставление индивидуальных  льгот по налоговым  и таможенным платежам.

  • предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;

2) создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

  • оказания инвесторам государственной поддержки;

Инвесторы имеют право  получать государственную поддержку  в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов.

    • защиты интересов инвесторов;
    • создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
    • определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
    • принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
    • определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
    • содействие развитию рынка ценных бумаг;
    • проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики и т.д.

Под инвестициями понимают любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,  принадлежащие инвестору на праве  собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. 

В юридической литературе называют  следующие признаки инвестиций:

  1. вложения осуществляются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, т. е. не используются для личного  потребления;
  2. целью вложений является получение прибыли и (или) достижение иного значимого результата;
  3. субъект, который осуществляет вложение указанных благ,  должен быть собственником или обладателем иного вещного  права;
  4. деятельность субъекта характеризуется самостоятельностью и инициативностью;
  5. вкладываемые блага получают статус инвестиций посредством подписания инвестиционного договора. [1, с385]

Классификация инвестиций, а следовательно и инвестиционной деятельности, может быть произведена  по различным основаниям.

В зависимости от формы  собственности инвестиции подразделяются на:

  • частные:
  • государственные.

С точки зрения национальной принадлежности субъекта, осуществляющего инвестиции они делятся на:

  • внутренние;
  • иностранные.

Со стороны объекта, в который осуществляются инвестиции, выделяют:

  • инвестиции в недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • инвестиции в ценные бумаги;
  • инвестиции в интеллектуальную собственность.

В зависимости от приобретенных  в результате вложения инвестиций прав, различаются:

  • инвестиции, направленные на приобретение вещных прав;
  • инвестиции, направленные на приобретение обязательственных прав.

В зависимости от наличия  или отсутствия контроля за использованием вложенного капитала, инвестиции подразделяются на:

  • прямые;
  • портфельные.

Прямые инвестиции - приобретение резидентом доли, пая (в том числе  в форме приобретения акций при  их первичном размещении) в уставном фонде нерезидента, а портфельные инвестиции - приобретение резидентами у нерезидентом ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их первичном размещении.

Информация о работе Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус