Формы и методы финансово-экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:58, контрольная работа

Описание

Cистема управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.
Исследования систем управления всегда шло рядом с исследованиями проблем контроля. Фундаментальные элементы экономических знаний по проблемам управления и контроля очень редко рассматривались как отдельные понятия экономических субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формы финансово-экономического контроля……………………………….5
2. Приёмы и способы документального финансово-экономического
контроля………………………………………………………………………….10
3. Приёмы и способы фактического финансово-экономического контроля...16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Контр.раб.ТАМ вар. 2.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Проверке подвергаются как отдельные документы, так  и взаимосвязанные. Проверка отдельных документов предполагает формальную проверку, арифметическую, логическую, нормативную и специальную, а также процедуру прослеживания.

В зависимости от внутренней последовательности контрольных действий и их логической взаимосвязи методические приемы документального  контроля подразделяют на следующие:

- формальную и арифметическую проверку документов;

- нормативная проверка;

- логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

- сплошной и несплошной (в том числе выборочный) контроль;

- встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;

- способ обратного счета;

- оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

- балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей;

- сравнение;

- различные методические (технические) приемы экономического анализа.

Рассмотрим некоторые  из них подробнее.

Формальная  проверка – это оценка внешнего вида документа. Документы изучаются в целях выявления дефектов в их оформлении, установления правильности заполнения реквизитов и наличия не оговорённых исправлений, правильности присвоения нумерации, подчисток, дописок и пр.

Арифметическая  проверка – это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Этот метод применяется для определения в документах правильности подсчётов и выявления ошибок или злоупотреблений, завуалированных путём арифметических действий. Несоответствие между частными и итоговыми суммами можно выявить по горизонтальным (например, при умножении или сложении) и  вертикальным (правильность подсчётов по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной в натуральном или стоимостном выражении). Данная проверка позволяет также установить правильность вычисления процентов, умножения количественных показателей на целостные и т.п.

Арифметически может  быть проверена правильность обобщения  данных первичных документов в регистрах  бухгалтерского учёта, а также правильность переноса данных из регистров в бухгалтерскую отчётность.

Логическая  проверка – это рассмотрение сущности операции, оценка соответствия сущности и формы документа, бухгалтерской записи, проверка полномочий должностных лиц, подписавших документы и т.д. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственной операций.

Такой контроль необходим  для сопоставления различных  документов, отражающих взаимосвязанные  хозяйственные операции:

- документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с косвенными документами;

- документов, отражающих  хозяйственную операцию, с документами, содержание которых основывается на первичных документах (например, включение в акт выполненных работ таких объёмов, на которые не оформлены наряды);

- регистров бухгалтерского  учёта с данными первичных  документов.

Нормативная проверка предусматривает изучение документа с точки зрения соответствия действующим законам, нормативам, инструкциям, ГОСТам, правильности применения расценок и т.п., а также целесообразности, правомерности отражённой в нём хозяйственной операции. Такой метод позволяет выявить правильные по оформлению, но искажённые по содержанию документы. При этом важным условием является знание технологии производства, товароведения.

Встречная проверка предусматривает сопоставление разных экземпляров одного документа. При совершении хозяйственной операции разные экземпляры одного и того же документа могут попадать либо в разные подразделения (при внутренних операциях), либо в разные организации (при внешних операциях). Применять этот метод целесообразно только в двух ситуациях:

- когда проверяемые  лица уничтожили находящийся  только у них экземпляр документа;

- когда в результате  совершения подлога появились  расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа.

Проведение встречных  проверок ревизорами регламентируется п. 88 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.07 № 75н (далее – Регламент):

Для  установления  достоверности  документов,  бухгалтерских  записей  и  отраженных  в  них  хозяйственных  операций  наиболее  действенным  приемом контроля  является  встречная  проверка.  Она  представляет  собой  проверку  документов и  записей  в  учетных  регистрах  путем  сравнения  нескольких  экземпляров  одного  и  того  же  документа,  находящихся  в  разных  подразделениях  ревизуемого  предприятия,  или  сличение  их  с  одноименными  или  взаимосвязанными  данными  у  предприятий  и  организаций,  с  которыми  проверяемое  предприятие  имеет  хозяйственные  связи.

Встречную  проверку  целесообразно  использовать  для  определения полной или частичной  бестоварности  требований  поставщиков  или  покупателей  на  оплату  продукции,  товаров,  услуг  и  др..  Проверку  бестоварности  счетов  можно  осуществить  путем  сопоставления  количества,    наименования и стоимости  ценностей,  указанных  в документах предприятия,    с  данными соответствующих  документов  поставщика,  подтверждающих  фактический  отпуск  и  отгрузку  товаров или покупателя о получении товара  (накладные  или  расходные  ордера  на  отпуск  товаров, счета-фактуры),  пропусками  на  вывоз ценностей,  доверенностями,  документами транспортных   организаций,  подтверждающих  факт  перевозки,  путевые листами автомобилей,  ведомостями подачи  и уборки  вагонов,  данными расчетов  с транспортными организациями и т.д. 

Применение  встречной  проверки  дает  эффект  при  выяснении  достоверности  получения,  например,  цехом  со  склада  сырья  и  материалов  (по  требованиям  или  лимитно-заборным  картам)  или  сдаче  из  цеха  на  склад  произведенной  готовой  продукции  (по  накладным или приходным ордерам).

Возможно  сопоставление  документов,  отражающих  непосредственное  совершение  хозяйственной  операции,  с  документами,  имеющими  к  первым  косвенное  отношение  (сопоставление  данных  о  количестве  сданных  деталей с данными рабочих нарядов на  выполненные работы,  данными о приемке деталей и изделий ОТК,  с расчетно-платежными  ведомостями по  начислению  заработной  платы,  материального отчета цеха  о расходе сырья и материалов  с данными карточек  складского  учета  и  т.д.).

Встречная проверка оформляется  актом. Проверяющими лицами может проводиться  сверка взаимных расчётов, о чём  также составляется акт, подписываемый  руководителями обеих проверяемых  организаций. Об этом также говорится в ст. 92, 93, 98-100 Регламента.

Получение подтверждений как метод документального контроля также широко используется для получения доказательств от соответствующих специалистов и должностных лиц. Для подтверждения каких-либо хозяйственных операций по расчётам с другими лицами может использоваться письменный запрос, составляющийся на бланках организации, заверенный подписью руководителя (ст. 87 Регламента). По всем фактам нарушений и выявленным существенным ошибкам соответствующие ответственные лица обязаны по письменному запросу правоохранительных или ревизионных органов давать письменные сообщения в виде справок и предоставлять их (непосредственно или по почте) контролирующему органу.

Правом направления  запроса и получения сведений обладают многие структуры: Антимонопольный комитет, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Федеральная инспекция труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Приёмы и  способы фактического финансово-экономического контроля

 

Приёмы фактического контроля подразделяют на группы:

- первой является инвентаризация как эффективный способ контроля за сохранностью имущества организации путём сопоставления фактических остатков основных средств, материальных запасов, денежных средств, состояний расчётов с соответствующими данными бухгалтерского учёта на определённую дату и выявление отклонений.

- ко второй группе относится экспертная оценка, то есть проведение квалифицированными специалистами экспертизы действительных объёмов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и качества выпускаемой продукции и т.д.

- третья группа подразумевает наблюдение. Наблюдение заключается в изучении организации труда и учёта на рабочих местах, в цехах, участках и организации в целом, а также в проверке условий хранения товарно-материальных ценностей, учёта их поступлений и отпуска, состояния пропускной системы.

Согласно ст. 82 Регламента контрольные действия по фактическому изучению проводятся путём осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.

Инвентаризация - самый распространённый способ фактического контроля. С его помощью осуществляется контроль не только за сохранностью имущества организации, но и за достоверностью данных о наличии имущества. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков и организаций, финансируемых из бюджета) силами самой организации определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика  при выездной налоговой проверке, порядке и сроках её проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации. Инвентаризация имущества организации проводится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Основные цели инвентаризации – это выявление фактического наличия имущества и неучтённых объектов, подлежащих налогообложению, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта, проверка полноты отражения в учёте обязательств. Перечень имущества, подлежащего проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции. Также налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ порядок выплаты и размер сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета.

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. Перед проверкой инвентаризационной комиссии вручаются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием «до инвентаризации на (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества организации определяется путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия  имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для  перевешивания и перемещения  грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповреждённой упаковке поставщика, количество этих ценностей  может определяться на основании  документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объёма) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчётов.

Описи подписывают все  члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии претензий.

Если инвентаризация имущества проводится в течение  нескольких дней, то помещения, где  хранятся материальные ценности, при  уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Информация о работе Формы и методы финансово-экономического контроля