Формирование капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы — охарактеризовать основные принципы формирования капитала фирмы. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить такой важный фактор производства, как капитал. Рассмотреть его экономическую сущность и классификацию.
Более подробно рассмотреть основные принципы формирования капитала - его стоимость и структуру.
Выявить принципы оценки стоимости капитала и методы поиска оптимальной структуры капитала.
Предметом изучения данной курсовой работы является капитал фирмы в целом. Объектами – основные принципы его формирования, в частности стоимость и структура.

Работа состоит из  1 файл

Формировани_ капитала фирмы.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

                                ЦВ= СТ+ (П*Д/360)*(СТ/100),                         (2.2.1)

       где ЦВ – цена векселя, СТ  - стоимость товаров, проданных в кредит, П – процентная годовая ставка, Д- срок действия векселя в днях.

       Вексель может быть передан другому лицу или продан банку за наличные деньги. На практике в большинстве случаев  цена коммерческого кредита выше чем банковского. Поэтому в каждой отдельной ситуации следует устанавливать целесообразность использования коммерческого кредита.

  «Лизинг –особый метод кредитования фирмы посредством предоставления ему за определенную плату в аренду основных фондов». [13, с. 29]

       Стоимость лизинга оборудования может быть выше затрат на его приобретение в  кредит, поэтому в каждом отдельном  случае надо производить сравнение того или другого варианта инвестиций.

       Для принятия правильного решения о  форме привлечения заемных средств в виде лизинга необходимо рассчитать размер оплаты за лизинговые услуги, определить фактическую годовую процентную ставку и сравнить ее со ставками банковского кредита или других заемных средств.

       Следующей формой привлечения денежных средств на короткий период времени является факторинг. Факторинг во многих случаях рассматривается как форма посредничества в осуществлении расчетов.

       В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между  банком и поставщиком, поставщик (клиент) уступает банку (фактору) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного покупателя, а банк обязуется оплатить суммы денежного обязательства покупателя с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и  суммой, выплачиваемой фактором поставщику. При этом дисконт может исчисляться в виде процентов, начисленных на сумму  денежного обязательства. Главной целью использования факторинга для фирмы- поставщика является обеспечение непрерывности денежных потоков.

       Для определения эффективности использования  факторинга необходимо вычислить величину его годовой процентной ставки и сравнить с процентной ставкой банковского краткосрочного кредита. Это можно сделать с помощью следующей формулы:

                                           ФП= В*360/ОС,                                                          (2.2.2)

где  ФП = годовая процентная ставка за факторинговые услуги, В – величина процента за пользование факторингом в течении определенного времени, ОС – продолжительность оплаты счетов за отгруженную продукцию.

       Практика  использования факторинга для ускорения  расчетов, оборота денежных ресурсов положительно оценивает данный метод  привлечения заемных средств  на короткий промежуток времени.

  «Франчайзинг - это форма предоставления платных услуг  крупными фирмами другим фирмам в виде новых технологий, фирменных знаков, прогрессивных методов организации производства, сбыта продукции». [10, с. 97]

         Тем самым во временное пользование  новых и действующих хозяйствующих субъектов передается определенный капитал, который способствует увеличению реализации товаров, снижению затрат и т.п. Плата за франчайзинговые услуги, как правило,  взимается в установленных договором  процентах  к объему реализации  или прибыли франчайзингополучателя.

       Этот  вид сотрудничества  дает  возможность  даже при незначительных  собственных ресурсах, недостаточном опыте хозяйствования расширить свою деятельность.

2.2.2. Оптимальная структура капитала фирмы

       Как уже говорилось ранее, структура капитала компании отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. Являясь результатом принятых решений о финансировании, такое соотношение может иметь случайный характер или быть результатом целенаправленного выбора. Но даже сознательно установленная пропорция заемного и собственного капиталов порой далека от оптимальной. Оптимальная структура - это соотношение заемного и собственного капиталов, при котором достигается минимум совокупных затрат на капитал, которым компания финансирует долгосрочное развитие, или средневзвешенных затрат на капитал. Структура капитала - это важный стратегический параметр компании. С одной стороны, чрезмерно низкая доля заемного капитала фактически означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура означает, что у компании складываются более высокие затраты на капитал, и создает для нее завышенные требования к доходности будущих инвестиций. С другой стороны, структура капитала, перегруженная заемными средствами, также предъявляет слишком высокие требования к доходности капитала, поскольку повышается вероятность неплатежа и растут риски для инвестора.

       Стратегическая  важность решений по структуре капитала связана с тем, что высокие затраты на капитал, возникающие как при недоиспользовании, так и при чрезмерном вливании кредитных ресурсов, создают препятствия для развития компании.

         Во-первых, ей предстоит двигаться  по ее кривой жизненного цикла с более высокими требованиями к доходности вложенного капитала, быть гораздо более жесткой и избирательной в отборе инвестиций, поскольку не всякие привлекательные бизнес - идеи будут удовлетворять слишком высоким требованиям к доходности капитала.

         Во-вторых, поскольку у компании возникнут дополнительные ограничения на инвестиционные возможности, она не сможет быть достаточно гибкой и маневренной в конкуренции. Высокие затраты на капитал будут превращаться в тормоз для быстрого и, главное, эффективного реагирования на изменяющиеся тенденции развития рынков сбыта.

         В-третьих, если пропорция заемного  и собственного капиталов не  является оптимальной, усугубляется  конфликт интересов профессионального  менеджмента и собственников,  или агентский конфликт. Он может проявляться в трансформации мотивации менеджмента, формировании эгоистичного стиля принятия инвестиционных решений, ведущего к реализации неэффективных проектов, а также особо рисковых проектов. Наконец, слишком высокая доля заемного капитала не может оставаться незамеченной приверженными ей контрагентами по бизнесу - клиентами и поставщиками, входящими в категорию так называемых заинтересованных лиц компании. Рациональное поведение таких контрагентов будет вести их к поиску других вариантов, а это, в свою очередь, послужит толчком к ухудшению взаимоотношений, условий договоров, сворачиванию объемов, падению выручки, сокращению потоков денежных средств.

       Средневзвешенные  затраты на капитал - один из ключевых факторов стоимости бизнеса, выполняющий  роль барьерной планки доходности капитала. Соответственно, достижение минимального уровня такой барьерной ставки расширяет возможности компании по осуществлению эффективных инвестиций, делает ее инвестиционную политику более гибкой, снижает оттоки денежных средств и ведет к увеличению выгод для собственников.

       Развитие  российского финансового рынка  открывает для компаний новые  возможности по привлечению капитала. Тщательное выстраивание политики финансирования способно послужить для них одним  из факторов создания стоимости. Отсутствие собственного исторического опыта в этой сфере заставляет обращаться к западному экономическому знанию. Методологическая трудность порой заключается в огрехах чисто «механического» переноса рекомендаций, выведенных в теории, на реалии российской экономики. В России как в стране с развивающейся экономикой возникают новые «подотрасли» и рынки, появляются компании, характеризующиеся высокими темпами роста и большими денежными потоками. Такие фирмы зачастую в состоянии самостоятельно осуществлять необходимые для своего развития капиталовложения, не прибегая к внешним источникам финансирования. Однако, вопреки распространенному мнению, правильный выбор источников финансирования для них не менее важен, чем для компаний, работающих в более стабильных отраслях.

       2.2.3. Количественные методы  поиска оптимальной структуры капитала фирмы

 

       Формирование  структуры капитала - далеко не однозначная  проблема корпоративной политики. Сложности, возникающие при поиске решения, можно разделить на несколько категорий. Во-первых, они могут возникнуть уже на этапе первичного анализа этой пропорции, если такой анализ осуществляется исключительно на основе данных финансовой отчетности компании и не учитывает необходимые условия современной финансовой аналитической модели. Во-вторых, определение оптимальной структуры капитала требует применения количественных оценок, нацеленных на выявление оптимума соотношения двух типов капиталов, для реализации которых необходимы модели, допущения и входные компоненты, удовлетворяющие условиям моделей. В-третьих, количественные оценки придется дополнить качественным экспертным анализом определенного набора макро- и микрофакторов, влияющих на выбор политики финансирования. Окончательный ответ о соответствии структуры капитала задаче роста стоимости капитала владельцев компании может быть получен лишь при сведении результатов количественных оценок с качественными оценками в единый макет структуры капитала.

       Известные из теории корпоративных финансов подходы  к поиску оптимальной структуры капитала можно систематизировать в следующем виде. Существует множество факторов микро- и макроуровня, которые так или иначе влияют на решения менеджмента компании относительно выбора источников финансирования. Для ряда этих факторов взаимосвязь между структурой капитала и стоимостью фирмы можно с большой долей достоверности описать математически. Отсюда возникают количественные методы поиска оптимальной структуры капитала: они позволяют взглянуть на проблему в первом приближении и быстро получить ответ, пусть и не всегда точный. Другая часть факторов представляет определенную сложность: их не всегда можно количественно измерить так, чтобы обеспечить сопоставимость с данными по другим компаниям; сложно выявить четкую математическую зависимость между ними и структурой капитала. Чтобы максимально полно учесть все специфические особенности анализируемой компании и повысить точность рекомендаций, необходимо провести качественный анализ, заключающийся в исследовании всех тех аспектов, которые не были охвачены при использовании количественных методов, но являются значимыми при планировании выбора источников финансирования.

       Существуют  три группы методов количественной оценки оптимальной структуры капитала. Одни из них связаны с анализом бухгалтерских показателей, сфокусированы на прибыли и дают приближенную картину. Другие строятся на базе финансовой модели анализа компании и предполагают использование показателей, увязанных с инвестиционным риском компании. Наконец, третьи также построены на принципах финансовой модели анализа, но, в отличие от второй группы, предполагают моделирование и включают более сложные сценарии.

  1. Один из методов первой группы - это метод операционной прибыли, направленный на определение допустимого уровня долга в структуре капитала. Данный метод нацелен на выявление вероятности банкротства компании на основе анализа изменчивости  ее прибыли. Для каждого конкретного уровня финансового рычага анализируется вероятность банкротства и сравнивается с неким изначально заданным пороговым значением, которое формулируется как экспертное суждение, например, менеджерами компании. Если при данном размере долга вероятность банкротства ниже введенного ограничения, то долговое финансирование необходимо увеличить, и, наоборот, если вероятность банкротства выше порогового значения - финансовый рычаг следует снизить. Таким образом, целевым размером долга выступает тот, при котором вероятность банкротства равна заданной пороговой величине.
  2. Примером методов второй группы для количественной оценки структуры капитала и создания макета его оптимальной структуры является метод затрат на капитал. Основная идея метода заключается в минимизации совокупных затрат на капитал  или барьерной планки доходности капитала. Совокупные затраты на капитал рассчитываются как средневзвешенная величина.

       Затраты на собственный капитал зависят от финансового рычага, и эту зависимость удобнее всего уловить с помощью поправки к коэффициенту, который рассматривается как показатель систематического риска, являющегося мерилом инвестиционного риска компании. Анализ коэффициента  для акций любой компании - это неотъемлемый этап оценки затрат на собственный капитал на базе модели ценообразования на долгосрочные активы компании.

       Одна  из главных проблем при использовании  данного метода для российской компании состоит в необходимости определения затрат на заемный капитал в зависимости от уровня финансового рычага. На сегодня только треть российских эмитентов корпоративных облигаций имеет кредитные рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств. Отсутствие достаточной статистики и небольшой фактический диапазон рейтингов затрудняют определение наиболее вероятного кредитного рейтинга по международной шкале, а следовательно, и процентной ставки при различном уровне долга.

       Возможный выход из этой ситуации - использование  рейтингов, присваиваемых российскими инвестиционными компаниями. Во-первых, такие рейтинги могут охватывать гораздо более широкий спектр эмитентов, а во-вторых, они, как правило, имеют и более широкий разброс значений.

Информация о работе Формирование капитала фирмы