Финансовый контроль и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, лекция

Описание

9. Теория контроля
9.1. Основные понятия финансового контроля, цель, функции и задачи

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций аудит и ревизия ОСНОВНОЙ.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

    При наличии  возражений по акту проверяемый субъект  делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней представляет в письменном виде возражения по акту в контролирующий орган. Обоснованность доводов изучается руководителем проверки и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение. Может быть назначена дополнительная проверка. На основании акта, составленного по результатам проверки, в течение 30 рабочих дней выносится решение и требование (предписание) об устранении нарушений.

    10.3. Особенности осуществления  отдельных форм (видов) контроля (надзора)

    Законодательством установлены и другие виды проверок: внеплановые, рейдовые, встречные, дополнительные.

    Внеплановые проверки – это проверки, не включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

    Внеплановая проверка может быть назначена только руководителем республиканского уровня либо одним из его уполномоченных заместителей в целях проверки имеющейся информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

    Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в соответствии с положениями Указа № 510 с учетом особенностей. По результатам такой проверки составляется акт (справка).

    Срок  проведения внеплановой тематической оперативной проверки не должен превышать  трех рабочих дней.

    Проведение  рейдовых проверок Указом № 510 в настоящее время ограничено. Они могут быть назначены только отдельными органами и только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам.

    Встречная проверка – это внеплановая проверка, проводимая в целяъ установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

    Для таких проверок не требуется отдельного предписания, они могут проводиться на основании предписания на основную проверку. Встречная проверка может не назначаться, если сумма отдельно взятой финансовой операции на момент ее совершения не превышает 250 базовых величин.

    Встречная проверка назначается, если осуществленная финансово-хозяйственная операция связана с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных  целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер  государственной поддержки.

    Указом  №510 в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях  проверяемых субъектов, предусмотрена  возможность назначения дополнительной проверки в отношении проверяемого субъекта. Решение о назначении дополнительной проверки принимается руководителем проверки не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. Письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

    10.4. Порядок осуществления  ведомственного контроля

    Указом  Президента РБ №325 от 22.06.2010 г. установлен порядок осуществления ведомственного контроля в РБ. Указом №325 утвержден перечень государственных органов, осуществляющих ведомственный контроль. Данные государственные органы осуществляют в пределах своих полномочий контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав организациями. Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих организациях могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы). Ведомственный контроль может осуществляться структурными подразделениями контролирующего органа. Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.

    Основными задачами контролирующих органов являются:

    - обеспечение  контроля за соответствием требованиям  законодательства деятельности,  подведомственными организациями;

    - своевременное  предупреждение, выявление и пресечение  нарушений законодательства;

    - принятие  мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

    - выявление  неиспользуемых резервов повышения  эффективности деятельности подведомственных  организаций.

      Основными функциями контролирующих органов являются:

    - организация  и проведение различных проверок  в подведомственных организациях: плановых, внеплановых, камеральных,  а также мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных  связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты  деятельности подведомственных организаций (мониторинг);

    - оказание  методологической помощи подведомственным  организациям;

    - обеспечение  контроля за устранением подведомственными  организациями выявленных в ходе  проведения проверок нарушений.

    В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации может проводиться  не чаще одного раза в два года.

    11. АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ

    11.1.Понятие  аудита

    Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Профессия независимого бухгалтера – аудитора возникла в Х1Х веке. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности компаний с тем, чтобы были получены достоверные данные, отражающие действительное финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности за определенный период.

    В настоящее  время во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый  контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Таким образом, объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность организаций всех форм собственности.

    В Законе РБ «Об аудиторской деятельности» дано следующее определение аудита: аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

    11.2.Государственное регулирование аудиторской деятельности

    Во всем мире аудиторская деятельность регулируется законодательно. Аудиторская деятельность в РБ в настоящее время осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого Верховным Советом РБ 08.11.1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов РБ в форме правил аудиторской деятельности.

    Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита МФ РБ. Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства РБ при  осуществлении ими аудиторской деятельности.

    Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.

    Аудиторская организация – это юридическое лицо, созданное для занятия аудиторской деятельностью и получившее лицензию на право занятия этой деятельностью.

    Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по специальности, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    11.3. Виды аудита

        В экономической литературе выделяют  два основных вида аудита: внешний и внутренний.

    Внешний аудит независим по отношению к контролируемой организации и несет ответственность перед внешними пользователями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и т.д.). Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

    Внутренний  аудит – необходимый элемент управленческого контроля в средних и крупных организациях. Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная деятельность и производственная деятельность организации. Органами внутреннего контроля являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы организаций. Внутренний аудит осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штате контрольно-ревизионной службы организации. Осуществление деятельности внутренними аудиторами регламентируется должностными инструкциями.

    Аудит может быть добровольным и обязательным.

    Добровольный  аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

    Обязательный  аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязанность проведения которого установлена законодательно. Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита.

    11.4.Порядок  проведения аудиторской  проверки

    Подготовка  к проведению аудита включает в себя: определение объема аудиторской проверки, стоимость ее проведения, заключение договора на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство аудитора-индивидуального предпринимателя или аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Правоотношения, возникающие между сторонами при проведении аудита, регулируются соответствующим договором оказания аудиторских услуг. Его содержание определено Законом РБ «Об аудиторской деятельности». Договор заключается в простой письменной форме и должен включать существенные условия, предусмотренные Законом.

    Планирование  аудита в РБ регулируется соответствующим стандартом аудиторской деятельности, утвержденным Министерством финансов  РБ. Планирование аудиторской проверки позволяет качественно и своевременно провести аудит бухгалтерской отчетности, законности и достоверности финансово-хозяйственных операций и правильности отражения их на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки.

    Аудитор самостоятельно определяет процедуры  получения аудиторских доказательств. Основной работой аудитора является подготовка аудиторских доказательств по всем объектам аудита. Субъект хозяйствования несет ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, предоставленной аудитору на проверку. На основе анализа и обобщения доказательств аудитор делает соответствующие выводы. Аудитор должен документально оформлять все сведения и факты, полученные в результате аудиторской проверки. Документация – это рабочие документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в ходе аудиторской проверки, которые должны храниться у аудитора, а после завершения аудита передаваться в архив аудиторской организации на хранение.

    Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение – это юридический документ, основное назначение которого состоит в том, чтобы довести до пользователей информацию о достоверности финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

    По результатам  аудита аудитор должен дать одно из следующих видов заключения: положительное, условно-положительное (или с замечаниями), отрицательное, либо отказаться от аудиторского заключения.

Информация о работе Финансовый контроль и аудит