Финансовый контроль и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, лекция

Описание

9. Теория контроля
9.1. Основные понятия финансового контроля, цель, функции и задачи

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций аудит и ревизия ОСНОВНОЙ.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

    РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

    9. Теория контроля

    9.1. Основные понятия финансового контроля, цель, функции и задачи

    Контроль  – это функция, которая присуща всякому управлению.

    «Контроль» - это не самоцель, а неотъемлимая часть системы управления, цель, которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и  нарушений принципов законности, эффективности и экономии, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

    Такое определение контроля дано в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой 1Х Конгрессом организации высших контрольных органов (ИТОСАИ) в 1977 г., которое не утратило своего значения и в настоящее время.

    Контроль – (         ) с французского означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо.

    Контроль  – это проверка исполнения тех  или иных хозяйственных решений  с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной  и финансовой деятельности организаций, всех звеньев экономики.

    Являясь составной частью функции управления, финансовый контроль выполняет насколько  функций: информационную, профилактическую, мобилизирующую и воспитательную.

    Перед контролем стоят следующие основные задачи:

    - укрепление  законности и правопорядка, государственной  и финансовой дисциплины;

    - обеспечение  сохранности принадлежащих организации  имущества, денежных средств и т.д.;

    - достижение  целевого, экономного и рационального  использования всех средств, находящихся  в распоряжении организации;

    - выявление  и использование резервов роста  и повышения эффективности производства;

    - выявление  путей совершенствования работы организаций.

    9.2. Виды финансового контроля

    Финансовый  контроль в Республике Беларусь осуществляется в настоящее время в нескольких формах и видах. Критерием для  выделения различных видов контроля является его статус в управленческой структуре, который выражается в объеме властных полномочий его субъектов. Исходя из этого критерия различают три вида контроля: государственный, общественный, аудиторский.

    Субъектами  государственного контроля выступают органы государственной власти и управления: Комитет государственного контроля РБ, Министерство  финансов РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, Министерство культуры РБ, органы, осуществляющие ведомственный контроль и пр.

    Субъектами  общественного контроля являются в настоящее время только профессиональные союзы.

    Субъектами  аудиторского контроля являются организации и специалисты, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности в РБ.

    Высшим  органом финансово-экономического контроля в РБ является Комитет государственного контроля РБ. Контрольные полномочия КГК распространяются на все государственные органы и учреждения РБ, а также другие  и организации, использующие бюджетные средства.

    Особое  место среди органов государственного контроля занимает Министерство финансов РБ, так как его органы являются важнейшим звеном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя непосредственное руководство финансовой системой РБ, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюдения финансовой дисциплины, учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете, средств  за состоянием бухгалтерского учета и отчетности, за выполнением организациями финансовых планов.

    В зависимости  от охватываемой контролем сферы  выделяются следующие виды контроля: административный, технический и финансово-хозяйственный.

    Финансово-хозяйственный  контроль представляет собой систему надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми организациями с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности. Субъектами этого вида контроля  выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный и аудиторский контроль.

    Финансово-хозяйственный  контроль в зависимости от его  субъектов подразделяется на: внутрихозяйственный, ведомственный, вневедомственный.

    Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и др. службы организации в пределах своей компетенции.

    Ведомственный контроль осуществляется министерствами (ведомствами) за деятельностью прямо подчиненных им организаций. В министерствах и ведомствах имеются контрольно-ревизионные управления, работа которых регламентируется отраслевыми инструкциями.

    Вневедомственный  контроль осуществляется органами общей и специальной компетенции за деятельностью организаций, прямо им не подчиненных, независимо от формы собственности и видов деятельности. Высшим специализированным органом вневедомственного контроля является Комитет государственного контроля РБ. Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено также Министерство финансов РБ. К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам РБ. Вневедомственный контроль осуществляют в ряде случаев и банки. 

    9.3. Государственное регулирование финансового контроля

    С 19.12.2008г. радикально изменилась ситуация в области организации и проведения контрольно-ревизионной работы в РБ: с этого числа вступил в силу Указ Президента РБ 3689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь». Данным Указом предписано было приостановить проведение контроля и надзора за деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу Указа Президента РБ, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в РБ.

    16.10.2009 г. Президентом РБ подписан  Указ №510 «О совершенствовании  контрольной (надзорной )  деятельности  в РБ, который  и установил  единый порядок осуществления  контрольной и надзорной деятельности  в Беларуси на основе принципиально  новых подходов:

    впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также  сфер их контроля (надзора). Органы, не  включенные в перечень, проводить  проверки не вправе;

    закреплен принцип проведения плановых проверок в течение одного календарного года несколькими контролирующими (надзорными) органами;

    установлен  новый порядок назначения плановых проверок на основе отнесения субъектов  хозяйствования к группам риска;

    все субъекты хозяйствования распределены по группам  риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности;

    установлена периодичность назначения плановых проверок в соответствии с группами риска;

    установлены сроки проведения проверок;

    для всех контролирующих (надзорных) органов  закреплена процедура проведения проверки и оформления ее результатов;

    установлен  исчерпывающий перечень оснований  и должностных лиц, имеющих право  назначать внеплановые проверки;

    предусмотрен  порядок  признания проверки незаконной;

    введено новое понятие «чек-лист» - это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и которые подлежат проверке соответствующим контролирующим органом;

    Координация всех плановых проверок возложена на Комитет государственного контроля РБ и его органы, которые должны формировать координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на каждое полугодие (не позднее 15  декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки).

    В соответствии с Указом №510:

    постановлением  Совета Министров РБ утверждены формы  книги учета проверок и журнала  производства работ и  Правила  их ведения (№383 от 18.03.2010 г.);

    приказом  Комитета государственного контроля РБ утверждена Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами  КГК РБ (№1 от 04.01.2010 г.);

    постановлением  Министерства финансов РБ установлены  основные методы осуществления проверок органами МФ РБ; (№156 от 31.12.2009 г.).

    10. Порядок организации  и проведения проверок

    10.1. Порядок организации  контрольной (надзорной)  деятельности, проведения  плановых проверок

    Плановая  проверка – это проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

    Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в РБ формируются органами государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления сводных планов проверок, в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля. Координационный план размещается на официальном сайте КГК РБ не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

    При планировании проверок может использоваться контрольный  список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска.

    О назначении плановой проверки проверяемый субъект  должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа.

    Срок  проведения проверки не может превышать  при проведении проверок:

    -  индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней;

    - иных  субъектов -30 рабочих дней.

    По заявлению  проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня  получения уведомления, с указанием  причин, препятствующих проведению плановой проверки, может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки.

    Проверяемые субъекты, относящиеся к средней  или низкой группе риска вправе до начала проведения плановой проверки направлять контролирующему органу копию аудиторского заключения, содержащего  безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита, могут не проверяться.

    Проведение  проверок осуществляется с применением  методов и способов, установленных  законодательством.

    10.2. Оформление результатов  проверки

    Все полученные в ходе проверки материалы являются основанием для оформления результатов  проверки. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения  актов законодательства, составляется акт проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) оформляются в двух экземплярах и подписывается проверяющими в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

    Проверяющие несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, указанных в акте проверки.  За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных документах, справках, объяснениях, расчетах ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта. 

    Акт (справка) проверки подписываются также руководителем  и главным бухгалтером проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем.

Информация о работе Финансовый контроль и аудит