Финансовая политика предприятия (на примере ООО СХП "ЗАРЯ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что расходы будущих периодов имеют свою специфику учета, в отличие от учета расходов, имеющих место быть в настоящий момент, эти расходы осуществляются в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам. Чтобы не совершать ошибок при учете финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо знать эту специфику.
Цель данной курсовой работы - провести анализ учета расходов будущих периодов предприятия, на основании данных анализа предложить мероприятия по более эффективному учету.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты учёта расходов будущих периодов
2. Организационно-экономическая характеристика ООО СХП "ЗАРЯ"
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Экономическая характеристика предприятия
3. Бухгалтерский учёт расходов будущих периодов
3.1 Нормативно-правовая база и задачи учета
3.2 Сущность и классификация затрат
3.3 Документальное оформление расходов будущих периодов
3.4 Синтетический и аналитический учет расходов будущих периодов
3.5 Порядок распределения расходов будущих периодов
3.6 Автоматизированная обработка учетной информации
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бух учету учет расходов буд.периодов Office Word (3).docx

— 205.54 Кб (Скачать документ)
 

 

 

  •  

     

     

     

    На что надо обратить внимание, учитывая расходы  будущих периодов

    Сложности в учете  расходов будущих периодов начались еще в 2011 году. Именно тогда начала действовать новая редакция пункта 65 Положения по ведения бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного  приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Теперь появилась обязанность  оценивать категорию, под которую  подпадают те или иные затраты. Подробнее  об этом расскажет Марина Сердюк, доцент и практикующий аудитор. Конспект ее лекции подготовили наши коллеги  из журнала «Семинар для бухгалтера».

    Какие изменения произойдут в бухгалтерском и налоговом  учете в 2013 году? Читайте в специальной статье на сайте.

    Затраты и расходы  – разные понятия

    Обратите внимание, что  само понятие «затраты» – это  только то, что мы тратим . Приведу пример. Пришел счет на оплату и директор на нем пишет «бух., оплатить». То есть провести операцию по оплате. С кредитом счета ясно: либо 51 (расчетный счет), либо 50 (касса). А как быть с дебетом? Мы деньги взяли и заплатили. Возникает вопрос: за что? То есть это расход или актив?

    Ответ на этот принципиальный вопрос – это бухгалтерское суждение, которое закрепляется в учетной  политике. Мой подход такой: если то, что вы приобрели, можно продать (обменять, заложить и т. д.), речь идет об активе. А вот когда продать  затраты нельзя и невозможно превратить в деньги – это расход.

    Сейчас квалифицировать  затраты нужно на основании действующих  стандартов по бухгалтерскому учету. То есть тех или иных ПБУ. Допустим, вы получили от продавца первичный  документ, в котором перечислены  покупки: сырье, материалы, товар и  т. д. Их отнесите к активам. Основанием для этого являются нормы ПБУ 5/01, посвященного учету материально-производственных запасов. Потому что даже при очень  плохом качестве вы все это можете продать или обменять.

    Затраты, относящиеся к  расходам будущих периодов, еще с  советского времени бухгалтеры списывали  постепенно. Это была обычная практика. Сейчас ситуация складывается иначе. Когда  речь идет не об активах, а об остальных  расходах, потраченную сумму чаще всего нужно списывать единовременно.

    Вполне вероятно, что в  результате у компании получится  убыток. Рекомендую иметь это в  виду, составляя учетную политику на следующий (2013-й) год. Например, пропишите  такую фразу: текущие расходы  признаются единовременно в момент их возникновения.

    Что относить к  выданным авансам

    Есть несколько категорий  затрат, которые раньше традиционно  учитывали на счете 97 «Расходы будущих  периодов». Но на самом деле зачастую это выданные авансы. Приведу два  наиболее характерных примера.

    Компания заплатила за подписку на журнал или газету (полугодовую  или годовую, не принципиально). В  момент, когда вы перечислили деньги, услуга вашей организации еще  не оказана. Соответственно, расхода  пока нет. Налицо аванс. Его вы будете списывать постепенно по мере того, как станете получать экземпляры издания.

    Или другой пример. Арендодатель, заключая договор аренды, требует  заплатить за несколько месяцев  вперед. Обычно за полгода. Хотя бывает, что требуют сразу внести арендную плату и за целый год. Вы затраты  понесли, но для вас это не расход, а аванс. Ведь услуга не оказана.

    Расходы, относящиеся  к будущим периодам

    Что такое расходы будущих  периодов сейчас? Это очень спорный  вопрос. Попробуем разобраться.

    В Плане счетов остался  счет 97. Его можно применять, если это прямо предусмотрено каким-либо ПБУ. Данный счет подразумевает некоторое растянутое признание расходов. Им могут пользоваться, например, компании строительной отрасли. То есть подрядные организации, а также те, кто занимается проектированием и архитектурой и пр. (п. 2 ПБУ 2/2008). Но только если речь идет о затратах, понесенных в связи с предстоящими работами. Это прямо предусмотрено пунктом 16 ПБУ 2/2008.

    Еще один пример. Вы участвуете в тендере на приобретение земли. И затраты на межевание, оценку, консультации и прочее можно отражать на счете 97.

    Я не буду говорить, чтобы  вы не использовали совсем счет 97. Каждая компания самостоятельно закрепляет в  учетной политике порядок действий. Тем более все зависит от конкретной ситуации.

    Инвентаризация  счета 97

    Если вы используете счет 97, то к концу года нужно провести его инвентаризацию. Составляя акт, можете воспользоваться типовой формой № ИНВ-11 (утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. – Примеч. ред.). Но жесткой привязки здесь нет, вы можете разработать собственную форму.

    Инвентаризация нужна, чтобы  решить, правильно ли вы отразили те или иные затраты на счете 97. Еще  раз все проанализировав, вы решили, что эти расходы нужно списать? Тогда составьте бухгалтерскую справку (образец ниже. – Примеч. ред.). В ней переквалифицируйте то, что сейчас есть в составе расходов будущих периодов.

    На мой взгляд, обязательно  нужно провести инвентаризацию счета 97 к концу года. Ведь к отчетности за 2012 год вы будете составлять пояснительную  записку. И если расход существенен, о нем нужно сказать отдельно. Другое дело, если сальдо по счету 97 совсем небольшое. Тогда им можно пренебречь.

    В настоящий момент инвентаризацию счета 97 придется проводить по каждому  виду расходов. Исходя из ее результатов, вы соответствующим образом составите  учетную политику на 2013 год. Варианта два. Либо вы сохраните счет 97 и пропишете  конкретный срок, в течение которого будете списывать расход.Либо вообще не будете использовать счет 97. И так по каждому виду затрат, которые отнесены на этот счет.

    Но бывает, бухгалтеры проявляют  смекалку и на счете 97 отражают убытки прошлых лет. Чтобы регулировать финансовый результат за год. В данном случае использовать счет 97 категорически  запрещено.

    Есть несколько видов  расходов, которые вроде бы можно  учитывать на счете 97. О них скажу  отдельно.

    Регулярное техническое  обслуживание основных средств

    Итак, регулярное техническое  обслуживание или техосмотр основных средств. В случае с легковыми  машинами это, как правило, небольшие  суммы. А вот на производстве плановые осмотры обходятся довольно дорого. Да и времени такое обслуживание занимает много.

    Получается, что формально  выполняются все условия, чтобы  признать основное средство. Но по нормам ПБУ 6/01 такие расходы не признают обособленным объектом. Включать эти  затраты в первоначальную стоимость  имущества также нельзя.

    Выходит, нужно использовать счет 97. Но как это отразить в балансе? В форме баланса нет специальной  строки, где отражать сальдо счета 97. Методологически правильно доработать типовую форму и ввести строку «Периодические технические осмотры». Ее нужно включить в группу статей 1150 «Основные средства».

    Вообще плату за периодические  технические осмотры списывать  сразу нельзя. Но если, например, в  ноябре вы и осмотр провели, и заплатили  за него, это расходы данного месяца.

    Такой подход актуален для  небольших затрат. К примеру, плановое техническое обслуживание автомобилей. Оно обычно сводится к замене масла  и фильтров.

    Но, заплатив за полтора года вперед большую сумму, нужно использовать счет 97. А раз сумма существенная, ее надо выделить отдельной строкой  в балансе.

    Лицензии, сертификаты  и взносы в СРО

    На мой взгляд, не важно, сколько стоит лицензия или сертификат. Все равно списывайте затраты  на текущие расходы.

    Со взносами в саморегулируемые организации ситуация аналогичная. Например, их должны уплачивать аудиторские организации и компании строительной отрасли.

    По моему мнению, все  это текущие расходы. Пусть даже они составляют миллионы рублей. Ведь лицензию либо сертификат нельзя превратить в деньги. Аналогичная логика работает и с членством в СРО.

    Исключение одно – плату  за лицензию можно учитывать как  расходы будущих периодов при  реорганизации компании. Это прямо  предусмотрено Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина  России от 20 мая 2003 г. № 44н.

    Компьютерные  программы

    В случае с компьютерными  программами важно, какой заключен договор. Обычно передаются неисключительные права на софт. То есть заключается  лицензионный или сублицензионный договор в соответствии с требованиями части 4 Гражданского кодекса РФ.

    Обратите внимание на ПБУ 14/2007. Если выполняются условия, перечисленные  в пункте 3 ПБУ 14/2007, то объект считается  нематериальным активом.

    Активы, полученные в пользование, необходимо учесть за балансом (п. 39 ПБУ 14/2007). Специально отведенного для  этого счета не предусмотрено. Поэтому  компании нужно открыть его самостоятельно и закрепить в учетной политике. Например, это может быть счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование».

    Соответственно, такая компьютерная программа не попадет в баланс в состав внеоборотных активов. Вы просто расскажете о ней в пояснительной записке.

    А чтобы актив равномерно списывать, можно использовать счет 97. Просто чтобы каждый месяц не делать операцию вручную. Учетная программа  будет сама автоматически списывать  плату за неисключительные права  на купленный софт.

    Предположим, вы просто купили диск с компьютерной программой, на упаковке которого были написаны условия  использования. Срок списания расходов вы можете определить самостоятельно, ориентируясь на пять лет. Напомню, что лицензионный договор, в котором не прописан срок, считается заключенным на пять лет (ст. 1235 Гражданского кодекса РФ). Поэтому этот срок и логично брать за основу.

    В данном случае компания заключает  смешанный договор, который содержит элементы как договора купли-продажи, так и лицензионного договора. Просто в момент активации программы при ее установке на компьютер вы ставите галочку, что согласны с условиями лицензии. Именно в этот момент лицензионный договор и считается заключенным.

    Хотя никто не запрещает  сразу списать на текущие расходы  стоимость программы, если ее сумма  незначительна, руководствуясь принципом  рациональности учета. Действовать  подобным образом позволяет пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

    Или, например, ваша компания оплатила программу через интернет, не получая коробку с диском. Здесь  подход такой же, как при покупке  коробочной версии программы.

    Порядок учета расходов на приобретение, поддержку и обновление компьютерных программ зависит от графика  внесения данных платежей. Так, если это  периодические платежи (роялти), их следует включать в расходы отчетного  периода и относить на дебет счетов учета затрат. То есть на счета 20, 25, 44 и другие.

    А вот оплата установки, адаптации  или разовой модификации программы  уже будет являться фиксированным  платежом. Такие платежи организация-пользователь должна отражать как расходы будущих  периодов с использованием счета 97 и производить их списание в течение  срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).

    Страхование

    – Как учитывать  расходы на страхование имущества  и ответственности?

    – Затраты по договору страхования, заключенному на срок свыше месяца, многие привыкли учитывать как расходы  будущих периодов. Но ведь сумма, перечисленная  страховой компании, есть не что  иное, как аванс. Поэтому суммы  страховых премий, перечисленные  страховой компании, стоит убрать со счета 97 и перекинуть на отдельный  субсчет счета 76.

    Долгосрочный  ремонт

    – Компания планирует  долгосрочный ремонт здания. Как списывать  понесенные затраты и отражать в  бухгалтерском балансе?

    – Такие затраты имеют  прямое отношение к будущим отчетным периодам. Но ни в одном ПБУ прямо  не сказано о том, как учитывать  средства, истраченные на такой ремонт. Поэтому я рекомендую признавать их в составе расходов будущих периодов. 
    Обратите внимание еще вот на что. В случае с долгосрочным ремонтом соблюдаются формальные критерии для признания выполненных работ основным средством (п. 4 ПБУ 6/01). Однако идентифицировать капремонт подобным образом нельзя из-за косвенных признаков. В частности, не появляется отдельный инвентарный объект. Да и менять первоначальную стоимость основного средства в результате ремонта пункт 14 ПБУ 6/01 не позволяет.

    А вот отражать расходы  на ремонт нужно в разделе I баланса, посвященного внеоборотным активам. Если данный показатель существенен для компании, то отразите его отдельной строкой. Например «Долгосрочный ремонт основных средств» по группе статей 1150 «Основные средства», либо 1160 (если ремонт объекта, сдаваемого в аренду или лизинг). Если же несущественен, то как прочие внеоборотные активы.

    Отпуск

    – Иногда отпуска  у работников начинаются в одном  месяце, а заканчиваются в другом. Например, отпуск длится с 26 ноября по 8 декабря. Как списывать затраты  в виде части отпускных, относящихся  ко второму месяцу?

    – Всю сумму начисленных  отпускных необходимо признавать в  бухучете сразу. И обратите внимание: с этого года все отпускные  вы списываете за счет резерва (оценочного обязательства) на их оплату, учитываемого на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Таково правило ПБУ 8/2010. 
    Правда, если ваша компания относится к малым (не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг), тогда вы вправе обойтись и без резервирования. И значит, всю сумму отпускных вы учтете в составе текущих расходов, скажем общехозяйственных. Это позволяет сделать пункт 3 ПБУ 8/2010.


    Информация о работе Финансовая политика предприятия (на примере ООО СХП "ЗАРЯ")