Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:51, реферат

Описание

Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами. Термин «факторинг» — от английского factor (агент, посредник, маклер).

Работа состоит из  1 файл

Факторинг 4.docx

— 38.44 Кб (Скачать документ)

    Факторинг.

    Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами. Термин «факторинг» — от английского factor (агент, посредник, маклер). 

    Факторинг – это уступка поставщиком долговых  требований факторинговой компании или банку (осуществляющему эти операции) за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и соответственно право получения платежа по ним.

    Основная  цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей

    Факторинг дает поставщику следующие  преимущества:

  1. Заблаговременную реализацию долговременных требований.
  2. Упрощение структуры баланса.
  3. Экономию на бухгалтерских, административных и других расходах.
  4. Ликвидность и уменьшение финансовых рисков.

    Факторинговые отделы российских коммерческих банков могут предоставлять своим клиентам следующие из основных  видов  услуг: покупку срочной задолженности  по отгруженным товарам и оказанным  услугам, покупку просроченной дебиторской  задолженности, а также приобретение векселей у своих  клиентов (с немедленной их оплатой).

    Таким образом, в результате факторинга банк выкупает денежные требования, расширяет круг оказываемых услуг, получает дополнительные доходы, а предприятие получает денежные средства для осуществления своей деятельности не в полном объеме, а примерно 75-80% долга. 

    Виды  факторинговых операций. 

Признак. Виды.
По  форме сделки. 1.Внутренний – если поставщик, покупатель и факторинговая фирма находится в одной стране.

2.Международный – если какая-то из 3-х сторон находится в другом государстве.

По  степени риска. 1.С  правом регресса – обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму. Факторинг с правом регресса предполагает, что факторинговый отдел или компания имеют право вернуть клиенту купленные у него долговые обязательства при отказе плательщика от их оплаты, независимо от причины. Таким образом, данная форма факторинга передает риск неплатежа и тем самым погашения кредита клиенту. В соответствии с правом регресса клиент обязан возместить факторинговому подразделению сумму, уплаченную при продаже долговых обязательств, однако комиссионное вознаграждение клиенту не возвращается. Такая форма отношений выгодна клиенту только при достаточно высокой платежеспособности его партнеров.

2.Без права регресса – это условие связано с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств (кредитный риск). При факторинге без права регресса факторинговое подразделение полностью принимает на себя риск неплатежа со стороны плательщиков, если их обязательства были рассмотрены в ходе предварительной аналитической работы и включены в договор. В данной форме факторинга затраты факторингового подразделения не ограничиваются суммой ранее оплаченных долговых обязательств: они возрастают на величину издержек по защите интересов подразделения, а также на сумму неполученной прибыли в результате задержек на погашение кредитов

По  степени информированности участников. 1.Открытый – должник уведомлен об участии в сделке факторинговой фирмы, делается соответствующая запись в счете-фактуре, подтверждающая, что правопреемником по возникающему долгу является факторинговая фирма и платежи должны осуществляться в его пользу.

2.Закрытый – должник не знает об участии в сделке факторинговой фирмы. При закрытом факторинге все денежные средства от плательщиков по-прежнему поступают на счет клиента, который переводит их на счет факторингового отдела банка или компании с добавлением комиссионного вознаграждения. В результате такой процедуры процесс погашения задолженности по кредиту затягивается, факторинговому подразделению требуются дополнительные ресурсы для текущих операций и, кроме того, растет риск неплатежа, так как к счету клиента могут предъявляться претензии со стороны других лиц (налоговые органы, кредиторы). Все это удорожает закрытый факторинг.

По  форме кредитования. 1.С условием о кредитовании поставщика в форме предварительный оплаты (преимущество размер оплаты представляет фиксированный % от суммы долговых обязательств).

2.Оплаты требований к определенной дате, суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляются поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

По  составу оказываемых услуг. 1.Конвенционный факторинг – это универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т. д. Фирма может отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те же функции,  которые принимает на себя фактор – банк. Факторинговое обслуживание такого рода сочетается с «дисконтированием фактур» - банк покупает у своего клиента право на получение денег от покупателей. При этом немедленно зачисляется ему на счет около 80% стоимости счетов-фактур, а остальную сумму – в обусловленный срок. Независимо от поступления денег от дебитора.

2.Конфиденциальный факторинг – ограничивается только учетом фактур, в состав которых могут входить приобретение у предприятия-поставщика права на получение платежа по товарным операциям от определенного покупателя или группы покупателей, покупка у поставщиков дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, но не оплаченным в срок, приобретение векселей у своих клиентов. Особенность в том, что никто из контрагентов клиента не осведомлен о кредитовании его продаж факторинговой фирмой.

 

    В факторинговых операциях действуют три стороны:

  • факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • предприятие (фирма) — потребитель товара.

    Правовой  основой взаимоотношения фактора  с клиентом является договор между  финансовым институтом и предприятием, продающими товары и услуги. В роли клиента могут выступать любые  лица, имеющие право заниматься предпринимательской  деятельностью (коммерческие организации, индивидуальные предприниматели).

    Согласно  ГК РФ (статья 842), договор под уступку  денежного требования (договор факторинга) является договором, по которому одна из сторон (финансовый агент) передает или  обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

    Клиент  может уступить денежное требование финансовому агенту как в обмен  на передаваемые денежные средства, так и в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед финансовым агентом. Денежное требование переходит к финансовому агенту только при условии выполнения клиентом своего основного обязательства по договору на предоставление товаров, оказание услуг, выполнение работ.

    Денежным  требованием, уступаемым по договору факторинга, может быть как существующее требование, то есть такое, срок платежа по которому уже наступил, так и будущее  требование, то есть право на получение  денежных средств, которое возникнет  в будущем. Уступаемое требование должно быть только денежным, то есть требование о передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

    Денежное  требование признается действительным, если выполняются следующие  условия:

  • Клиент обладает правом на его передачу.
  • В момент уступки требования ему не известны какие-либо обстоятельства, вследствие которых должник вправе не использовать уступаемое требование.

    Перед заключением договора  факторинга поставщик должен предоставить банку  следующую информацию:

  • наименование и адрес каждого плательщика и условия поставки продукции (или оказания услуг); сумму всех переуступаемых требований;
  • сумму долга каждого плательщика;
  • условия платежа для каждого плательщика;
  • прочую информацию, в том числе переписку с поставщиком, информацию о ранние предпринятых законных действиях по взысканию причитающихся сумм и д.

    Договор факторинга содержит:

  • Реквизиты переуступаемых платежных требований.
  • Условия совершения операций.
  • Предельные суммы (лимиты) по операциям факторинга и порядок оплаты требований банком.
  • Размер и порядок определения комиссионного вознаграждения.
  • Условия расторжения факторингового договора.
  • Ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • вид факторинга (открытый или конфиденциальный);
  • наличие или отсутствие права регресса;
  • сведения о покупателях, требования к которым переуступаются;
  • размер платы за проведение операций;
  • виды услуг, дополнительно оказываемых поставщику;
  • предельные сроки платежей;
  • меры, которые будут приниматься для взыскания платежа с неаккуратного плательщика;
  • срок действия договора.

    После заключения договора банк высылает всем плательщикам сам или просит выслать  поставщика (если договор не предусматривает полного обслуживания) специальное письмо о заключении факторингового договора.

    Предельная  сумма по операциям  факторинга, которая  в определенной мере страхует кредитный  риск банка, устанавливается 3 методами или их комбинацией:

  1. Определение возобновляемых лимитов кредитования. Каждому клиенту устанавливается периодически возобновляемый лимит кредитования, причем в договоре предусматривается, что банк несет ответственность лишь в его пределах.
  2. Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавливается сумма, на которую  в течение месяца может быть произведена отгрузка одному плательщику. Банк может отказаться от оплаты требований при превышении поставщиком установленных лимитов.
  3. Определение лимита по определенным сделкам. Данный метод используется, если специфика производственной деятельности поставщика предполагает ряд отдельных сделок с различными поставщиками на сравнительно крупные суммы, а не серию ритмичных поставок одним и тем же покупателем.

    Комиссионное  вознаграждение банка  включает:

  1. Плату за обслуживание, которая рассчитывается как % от суммы счета-фактуры. Ее размеры зависят от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика и платежеспособности его покупателей. А также от объема проводимой банками работы и степени риска. В мировой практике она составляет 0,5- 3% стоимости переуступленных счетов. При наличии права регресса делается скидка на 0,2-0,5%.
  2. Плату за предоставленный кредит, которая определяется за период между датой получения поставщиком платежа от банка и датой поступления платежа банку от плательщика на основе ежедневного дебетового сальдо на счете поставщика в банке. Процент за кредит обычно на 2-3 пункта превышает %, взимаемый банками при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью.

    Факторинговые операции оформляются банком-посредником  мемориальными ордерами в 2 экземплярах. 1й экземпляр после совершения бухгалтерских операций по счетам помещается в документы дня, 2й – в установленном порядке направляется поставщику.

    Договор факторинга может быть прекращен  по следующим причинам:

  • По взаимному согласию сторон.
  • По желанию поставщика  (с уведомлением компании за определенный в соглашении срок).
  • По желанию компании  (с уведомлением компании за определенный в соглашении срок).
  • Из-за фактической или ожидаемой неплатежеспособности поставщика.

    Типы  факторинговых соглашений.

    В зависимости от различных  требований поставщика и факторинговой компании существует ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений:

    1. Соглашение о полном  обслуживании без  права регресса. Оно заключается при постоянных и достаточно длительных контрактах межу поставщиком и факторинговой фирмой. Полное обслуживание включает полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств, управление кредитом, учет реализации, кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика), или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

    2. Соглашение о полном  обслуживании с  правом регресса. Оно отличается тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск. Который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговое требование на любую сумму, не оплаченную клиентами в течение определенного периода (обычно в течение 90 дней с установленной датой платежа).

    3.Разновидностью  факторингового соглашения о  полном обслуживании являются  агентские соглашения, или соглашения об оптовом (открытом факторинге). Предприятие может наладить собственную систему учета и управления кредитом. Тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. Факторинговая компания в данном случае может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать недоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве ее агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании. Но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено. Что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно,  плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением. Аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате.

    4.Если  поставщик заинтересован только  в кредитовании со стороны  факторинговой компании, то может  быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Такие соглашения достаточно рискованны для факторинговых компаний, выдвигающей достаточно жесткие требования к поставщику. (Финансовое положение последней должно быть достаточно прочно). Дисконтирование счетов - фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляемой выборочно и не включающей в себя всего платежеспособного оборота поставщика.

    В ходе факторинговой  операции с конкретным клиентом необходимо выделить следующие этапы:

    1.Предварительная  оценка финансового  состояния клиента  и его партнеров. Важным этапом операции факторинга является подготовка к заключению договора с клиентом. Специалисты факторингового отдела изучают информацию о клиенте, анализируют его кредитоспособность и финансовое состояние. Прежде всего, банк должен установить пользуется  ли производимая поставщиком продукция (услуги) спросом. Банк планирует объем факторинговых операций на основе объема и темпов роста реализации продукции или оказания услуг поставщиком. Раздробленность и непостоянство состава покупателей продукции клиента затрудняет оценку перспектив проведения факторинговых операций и повышает степень риска операции, поэтому факторинг не целесообразно использовать в данном случае.

    Анализу подлежат кредитоспособность самого клиента (на основе его бухгалтерских балансов и отчетности); качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ, услуг; уровень рентабельности и динамика прибыли; размер и источники формирования оборотных средств клиента, в том числе и собственных. Рассматриваются следующие вопросы:

  • Обеспеченности собственными оборотными средствами.
  • Производит ли поставщик продукцию пользующуюся спросом, предоставляет ли он услуги высокого качества, выполняет ли работу на высоком уровне.
  • Каковы темпы роста производства и устойчивы ли их перспективы.
  • Насколько квалифицирован управленческий персонал.
  • Налажен ли внутренний контроль.
  • Насколько четко определены условия торговли с контрагентами.
  • Платежеспособность потенциальных должников.

    Банк анализирует информацию о взаимоотношениях между будущим клиентом банка и покупателем его продукции с точки зрения своевременности оплаты счетов. Величины дебиторской задолженности. Сроков оплаты требований.

Информация о работе Факторинг