Аудит затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют, таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по затратам.docx

— 38.43 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

В условиях развивающихся  рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное  управление производственной деятельностью  предприятия все более зависит  от уровня информационного обеспечения  его отдельных подразделений  и служб.

В настоящее время немногие российские организации имеют, таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в  оперативной экономической и  финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые  руководством решения по развитию и  организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как  правило, носят интуитивный характер.

Информация, необходимая  для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого  учета, который считают одним  из новых и перспективных направлений  бухгалтерской практики.

Управленческий учет можно  определить как самостоятельное  направление бухгалтерского учета  организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в  целом, а также ее структурных  подразделений.

Для принятия оптимальных  управленческих и финансовых решений  необходимо знать свои затраты и  в первую очередь разбираться  в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.

Эффективное управление затратами  является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности  деятельности компании и ее структурных  подразделений.

Актуальность рассматриваемой  темы курсовой работы заключается в  особом месте, которое занимают затраты  предприятия и себестоимость  продукции в управленческом учете.

Целью данной курсовой работы является изучение затрат как основного  объекта управленческого учета, рассмотрение понятий затрат на производство продукции, а также их классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты состава, классификации и учета затрат на производство продукции
    1. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета затрат на производство продукции

 

С принятием в 1993 г. Государственной  программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета разработан ряд нормативных  документов, создающих необходимые  предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы  затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого  учета в частности.

К настоящему времени сложилась  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

Иерархия нормативных  документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями:

1. Законы и иные акты  законодательства РФ, регулирующие  прямо или косвенно постановку  учета. 

К данному уровню относятся  Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Налоговый  кодекс РФ (НК РФ), Федеральный закон  «О бухгалтерском учете», Федеральный  закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» («Об ООО»), Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ и нормативные акты Правительства  РФ.

Основополагающим документом является закон «О Бухгалтерском  учете». В нем раскрываются общие  методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его  ведению, прежде всего в части  составления первичной учетной  документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

В ГК РФ закреплены важнейшие  нормы ведения учета в организациях. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости  беспрепятственного осуществления  гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

НК РФ устанавливает систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также общие  принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: виды налогов  и сборов, взимаемых в РФ; основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее  введенных налогов и сборов субъектов  РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок  обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Закон «Об ООО» определяет правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности  его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Особое место в системе  нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, который определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения  организации с внешними потребителями  бухгалтерской информации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное  ведение учета хозяйственных  операций организаций, своевременное  составление и предоставление заинтересованными  пользователями сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2. Нормативные акты и  методические указания, включая  различные рекомендации по отдельным  вопросам бухгалтерского учета  в основном Минфином РФ.

На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к  применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Предприняты  шаги к разделению финансового и  управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами  счетов. В частности, счета 30-39 оставлены  свободными и предназначены для  организации учета затрат по элементам. По существу предприятию предоставляется  возможность организации управленческого  учета в режиме автономии, т.е. в  системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

Однако особое место среди  документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете  фактам и явлениям, обязательный для  всех предприятий и организаций  независимо от форм собственности. Это  национальные российские бухгалтерские  стандарты – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К настоящему времени  утверждены и действуют 15 ПБУ. Рассмотрим некоторые из них.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», который устанавливает основы формирования и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме  кредитных организаций и бюджетных  учреждений).

ПБУ 10/99 «Расходы организации» имеет непосредственное отношение  к правилам формирования в бухгалтерском  учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и  страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - определяет состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. Применяется при установлении: типовых  форм бухгалтерской отчетности и  инструкции о порядке составления  отчетности; упрощенного порядка  формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства  и некоммерческих организаций; особенностей формирования сводной бухгалтерской  отчетности; особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях  реорганизации или ликвидации организации  и т.д.

Общепринятые правила  бухгалтерского учета, определенные документами  второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы  регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций,  разрабатываемые ими при формировании  учетной политики: указания, должностные  инструкции, положения, приказы о  формировании учетной политики, и иные подобные документы  по постановки и ведению бухгалтерского  учета, непосредственно созданные  в организации и являющиеся  внутрифирменными стандартами. 

Весь перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной  политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют  какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета.

 

    1. Понятие затрат, сущность учета затрат на производство продукции

 

Затраты живого и овеществленного  труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства.

В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической  литературе термин «затраты» отождествляется  с понятием «расходы». Однако более  внимательное изучение этих категорий  свидетельствует об их серьезном  различии.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» вступивших в силу с 1 января 2000 г., впервые определены для целей бухгалтерского учета  понятия «доходы» и «расходы».

При этом под расходами  понимается «уменьшение экономических  выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и убытков» для внешних  пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах  и расходах организации.

Предметом управленческого  учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета это  расходы по обычным видам деятельности.

В п.9 ПБУ 10/99 по сути изложен  механизм перехода от расходов организации  к себестоимости единицы продукции (работ услуг). Определено, что для  целей формирования организацией финансового  результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной  продукции (работ, услуг), которая формируется  на базе расходов по обычным видам  деятельности:

-  признанных в отчетном  году и в предыдущие отчетные  периоды;

- переходящих расходов, имеющих  отношение к получению доходов  в последующие отчетные периоды.

Термин «доходы» и «расходы»  организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным  стандартам финансовой отчетности, в  соответствии с которыми расходы  включают убытки и затраты, возникающие  в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму  оттока или уменьшения актива. Расходы  признаются в отчете о прибылях и  убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами  и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов  Таким образом, в бухгалтерской  отчетности все доходы должны соотносится  с затратами на их получение, называемыми  расходами (принцип соотнесения  доходов).

С точки зрения техники  российского учета это состоит  в том, что затраты должны накапливаться  на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем  на счетах 20 «Основное производство»  и 40 «Готовая продукция» и не списываться  на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие  признает свои доходы и связанную  с ними часть затрат — расходы. Применительно к счету 90 «Продажи»  расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг).

Информация о работе Аудит затрат на производство