Аудит в условиях компьютерной обработки данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание

Одной из целей данной курсовой работы является установление целесообразности широкого использования информационных технологий и компьютеров в аудиторской деятельности.
В соответствии с намеченной целью поставлены задачи:
- определить объективную необходимость автоматизации аудиторской деятельности;
- рассмотреть нормативное регулирование применения компьютеров в аудите;

Работа состоит из  1 файл

Аудит моя курсовая.docx

— 94.16 Кб (Скачать документ)

Если отчетность формируется  автоматически, аудитору необходимо проверить  методику формирования документов, ее соответствие нормативным требованиям  и убедиться в том, что отчетность соответствует ее предпосылкам, содержащимся в регистрах учета, выполнить  тестирование работы используемого  программного средства. Даже при автоматическом формировании документов искажения  могут возникнуть в результате ручной корректировки.

Если составление форм отчетности и налоговых деклараций представляет собой человеко-машинную процедуру, т.е. человек участвует  в расчетах и дополнительном вводе  информации, аудитор может просто проверить выполненные расчеты  и заполнение отчетных форм, используя  регистры учета, мнение о достоверности  которых у него уже сложилось.

Стандартом «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» (одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г.) аудиторским организациям рекомендуется иметь библиотеку наиболее распространенных программных продуктов, используемых для автоматизации бухгалтерского учета. При таком условии несложно обеспечить возможность работы со всем массивом данных клиента, получив от него резервную копию данных учета.

Методика непосредственной работы с информационными массивами  аудируемого лица позволяет оперативно тестировать алгоритмы учета  хозяйственных операций. Возможна частичная  реализация советующей функции, поскольку отдельные бухгалтерские программы имеют встроенные блоки финансово-экономического анализа.

В целом подобный подход к аудиту в среде компьютерной обработки данных (КОД) весьма эффективен, тем не менее применение его связано с определенными сложностями, особенно для небольших аудиторских фирм.

Выше упоминалось, что, несмотря на наличие безусловных лидеров  на рынке специализированного программного обеспечения, количество применяемых  программных продуктов все же весьма велико. Даже если удастся собрать  весьма объемную библиотеку программных  продуктов, существует риск столкновения с «нестандартной» программой. Кроме  того, многие организации автоматизируют учет на базе собственных разработок, недоступных для коммерческого  использования другими участниками  рынка.

Несмотря на одинаковые идеи построения большинства программных  продуктов, техника работы с ними различна. Аудиторам фирмы придется потратить значительное время на освоение приемов работы с этими  программами. Если штат аудиторской  фирмы велик, возможна определенная специализация работников по тем  или иным программным продуктам. Если фирма не имеет таких специалистов, работники будут вынуждены становиться  «универсалами».

Поскольку приобретение контрафактной  продукции, даже из лучших побуждений, вряд ли соответствует принципам  профессиональной этики аудитора, правилом (стандартом) предполагается приобретение лицензированной продукции. Даже по программам, рассчитанным на малый  и средний бизнес, капитальные  затраты подобного рода допустимы  только для крупных аудиторских  организаций. Что же касается программных  комплексов, рассчитанных на крупный  бизнес, то их приобретение вряд ли экономически оправдано для аудиторской фирмы  любого масштаба.

Таким образом, рекомендацию правила (стандарта) можно признать оптимальной в отношении таких  широко распространенных программ, как 1C, «Парус», «БЭСТ» и ряд других. Крайне желательной представляется разработка универсальных методик, позволяющих проводить аудиторские процедуры независимо от конкретного типа применяемого программного обеспечения.

 

1.4 Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту

Помимо проведения аудиторских  проверок, аудиторская деятельность включает выполнение услуг, сопутствующих  аудиту, состав которых представлен  в российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Это услуги в области ведения  и восстановления бухгалтерского учета, консультационные услуги по вопросам налогообложения, гражданского права, управления коммерческой деятельностью; услуги в области образования; услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров; консультационные услуги по информационному обеспечению  и обработке данных и многие другие.

Наиболее распространены в практике аудиторской деятельности: ведение и восстановление бухгалтерского учета, анализ финансового состояния  экономического субъекта, анализ деятельности администрации с точки зрения оптимальности принимаемых решений, консультационные услуги в области  законодательства, организация бухгалтерского и налогового учета, автоматизация  системы управления и т.д.

При выполнении такого рода услуг аудитор может и должен использовать средства вычислительной техники и информационные технологии.

Восстановление и ведение  бухгалтерского учета аудитор выполняет  на основании передаваемой ему экономическим  субъектом первичной документации и (или) частично сформированных регистров  бухгалтерского учета. Он формирует  все оговоренные договором регистры бухгалтерского учета и формы  отчетности. При необходимости оформляются  и недостающие первичные документы.

Выполняя подобного рода услуги, аудитор может использовать различные программы для ведения  бухгалтерского учета: «1С:Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус»  и др.

Анализ финансового состояния  экономического субъекта весьма важен  как для акционеров и администрации  предприятия, так и для его  партнеров:  поставщиков, кредиторов и т.д. Вопросам финансового анализа экономическая наука всегда уделяла должное внимание и поэтому проведение анализа финансового состояния экономического субъекта, динамики и перспектив его развития имеет достаточное методическое и математическое обеспечение и подробно отражено в экономической литературе. В настоящее время многие фирмы разрабатывают программы, ориентированные на расчет различных комплексов экономических показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния определенных групп предприятий: промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банков, различных фондов и т.д.

Практически каждая программа  финансового анализа позволяет  рассчитывать общепризнанные экономические  показатели, характеризующие структуру  имущества, источники собственных  средств, платежеспособность, ликвидность  активов, вероятность банкротства, кредитоспособность и т.д. Рассчитываемые показатели могут быть представлены в форме: таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, расчет сопровождается резюме о состоянии и перспективах развития экономического субъекта.

Исходной информацией  при работе предлагаемых программных  средств является бухгалтерская  отчетность. Данные бухгалтерской отчетности могут вводиться вручную или  загружаться из базы данных экономического субъекта, если пакет прикладных программ позволяет использовать базу данных используемой автоматизированными системами бухгалтерского учета.

Анализ деятельности администрации  также является услугой, сопутствующей  аудиту. Аудитор дает оценку экономической  обоснованности решений, принимаемых  администрацией в сложившихся экономических  условиях, и предлагает пути улучшения  работы предприятия на перспективу. Выводы и предложения аудитора в данных вопросах носят исключительно рекомендательный характер.

Применение персональных компьютеров для автоматизации  анализа деятельности администрации  — достаточно новое направление  в проектировании систем автоматической обработки информации, где еще  не решенным остается ряд проблем. Вопросы  автоматизации таких расчетов освещены в учебнике А.Н. Романова и Б.Е. Одинцова, где рассматриваются различные  аспекты и подходы к анализу  деятельности администрации с точки  зрения оптимальности принимаемых  ею решений, описаны математические модели для определения оптимальных  значений отдельных экономических  показателей, а именно:

•   величины заемных  средств, обеспечивающей допустимые значения коэффициента автономии и увеличивающей эффект финансового рычага;

•   нормы распределения  прибыли на фонд выплаты дивидендов и фонд накопления, обеспечивающей допустимый коэффициент автономии;

•   величин производственных запасов и краткосрочных кредитов, увеличивающих общую платежеспособность и сохраняющих в заданных пределах такие показатели, как коэффициент абсолютной ликвидности и общий коэффициент покрытия.

Математическая постановка перечисленных задач позволяет  автоматизировать расчет оптимальных  значений и формировать рекомендации по выбору стратегий при принятии отдельных управленческих решений.

Исходной информацией  для решения подобных задач служат, как правило, данные бухгалтерской  отчетности. Программы автоматизации  анализа деятельности администрации  разрабатываются отдельными аудиторскими фирмами и не представлены в настоящее  время на рынке прикладных программ.

Консультационные услуги в составе услуг, оказываемых  аудиторами, играют заметную роль на рынке  аудиторских услуг. К ним относятся: подготовка письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, «круглых столов», информационное обслуживание, издание методических рекомендаций и т.д.

Выполнение такого рода услуг  связано, во-первых, с изучением большого объема информации, а во-вторых, с  созданием значительного количества документов.

Первую проблему аудитор  может решить на основе использования  информационно-справочных систем интернета, а также проблемно ориентированных систем, таких как «Консультант Плюс», «ГАРАНТ» и др. Вторую — используя различные редакторы, из которых наиболее распространены:

-  «Microsoft Word» - многофункциональный текстовый редактор;

-   «Microsoft Exсel» - программа для создания и обработки электронных таблиц;

- «Microsoft Access» - программа для создания и редактирования базы данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 «Аудиторская проверка расчетов по налогам на прибыль и добавленную стоимость»

2.1 Порядок проведения аудита в части налога на прибыль

Большинство предприятий  уплачивают налоги в соответствии с  законодательными актами федеральных, региональных и местных органов  власти.

Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. При этом из общей суммы  налоговых платежей, поступающих  в федеральный бюджет страны, на долю только двух налогов – налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость приходится большая часть (около 70 %).

Поэтому можно с уверенностью констатировать, что в современных  условиях налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость  является стержнем налоговой системы  государства.

Налог на прибыль в системе  российского налогообложения относится к категории прямых налогов, сумма которого полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Аудит налога на прибыль  проводится с целью выражения  мнения аудитора в части правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.

Цель аудита расчетов с  бюджетом по налогу на прибыль достигается  путем решения в ходе аудита следующих  задач по проверке:

- соблюдения действующего  законодательства в части расчетов  с бюджетом по налогу на  прибыль;

- правильности оформления  первичных документов, на основании которых начисляется налог на прибыль, определение необлагаемых налогами сумм, налоговых вычетов и льгот по налогу;

- ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;

- правильности формирования налоговой базы;

- правильности расчета  сумм, подлежащих уплате в бюджет;

- правильности отражения  задолженности перед бюджетом  по налогу на прибыль в учете  и отчетности.

При проведении аудита налога на прибыль необходимо:

- проанализировать порядок  ведения синтетического и аналитического  учета расчетов по налогу;

- провести оценку правильности  формирования налоговой базы  согласно нормам действующего  законодательства, например, определить  доходы и расходы, не учитываемые  при определении налоговой базы;

- провести оценку отражения  текущих налоговых обязательств  перед бюджетом в бухгалтерской  и налоговой отчетности;

- провести оценку отражения  сумм отложенных налогов в  бухгалтерской отчетности;

- проанализировать порядок  классификации и раскрытия в  финансовой отчетности с должной  степенью детализации информации  о расходах, текущих налоговых  обязательствах, отложенных налоговых  активах и обязательствах;

- провести оценку полноты  и своевременности уплаты в  бюджет налогов.

Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на прибыль  включает в себя анализ следующих  документов:

- бухгалтерского баланса  (форма № 1);

- отчета о прибылях  и убытках (форма № 2);

- главной книги или  оборотно-сальдовой ведомости; 

-положения об учетной политике организации для целей налогообложения;

- регистров бухгалтерского  учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»;

- налоговые деклараций;

- первичных документов, подтверждающих  доходы и расходы для целей  налогообложения. 

Информация о работе Аудит в условиях компьютерной обработки данных