Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что на современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и экономические субъекты, эффективное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Аудит бухгалтерской отчетности……………………..4
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности……………..…4
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности………..….9
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов……………………………………………………………..12
1.4. Ответственность в отношении бухгалтерской отчетности………15
Глава 2. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности….17
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………17
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки………22
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности…………………………26
2.3.1. Ознакомительный этап…………………………………………..26
2.3.2. Основной этап……………………………………………….……33
2.3.3. Заключительный этап……………………………………………35
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности………………………….36
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса…………………………………37
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках………………...…………41
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности…………………43
Автоматизация аудита……………………………………………….47
2.5.1. Audit XP «Комплекс аудит» ……………………………………..48
2.5.2. AuditXP «Трансформация в МСФО»……………………………51
AuditXP «Рабочее место аудитора»……………………………..51
2.5.4. AuditXP «Рабочие документы аудитора»………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая (2).docx

— 80.55 Кб (Скачать документ)

Согласно ПБУ 1/98 организация  должна раскрывать принятые способы  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его  характера, конкретных обстоятельств  возникновения.

Представление в бухгалтерском  балансе активов и обязательств. В бухгалтерском балансе активы и обязательства представляются с подразделением на краткосрочные  и долгосрочные в зависимости  от срока обращения (погашения). Активы и обязательства признаются краткосрочными, если срок обращения (погашения) по ним  не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев. Все  остальные активы и обязательства  представляются как долгосрочные.

Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России и Президентским советом  Института профессиональных бухгалтеров  России 29.12.1997, объект, подлежащий бухгалтерскому учету согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете", классифицируется для целей бухгалтерского учета  в соответствии с установленными определениями видов активов  и критериями их признания. По общему правилу указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете исходя из соответствия его на момент признания установленным определениям видов активов и критериям их признания.

 

 

2.2. Источники информации  и методы аудиторской проверки.

Аудитор использует данные годовой бухгалтерской отчетности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности.

Источники получения аудиторских доказательств являются первичные документы экономического субъекта и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;  результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;  устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; сопоставление одних документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;  бухгалтерская отчетность; устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным пер­соналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На разных стадиях аудиторской  проверки используются различные источники  информации, они зависят от проводимых аудиторских процедур.

Содержание процедуры

Источники информации

1.

Проверка ведения учета  кассовых операций, наличие материально-ответственного лица, сверка остатка денежных средств  по кассе с данными учета, соблюдения лимита денежных средств в кассе.

Кассовая книга, договора о материальной ответственности, первичные  бухгалтерские документы.

2.

Проверка своевременности  оприходования денежных средств в кассу и сдачи их в банк, наличия оправдательных документов на выдачу денежных средств, правильности оформления расходных документов.

Приходные и расходные  кассовые ордера, выписки банка.

3.

Проверка периодичности  и качества  проведения ревизии  кассы. Проверка соответствия помещения  кассы требованиям по обеспечению  сохранности денежных средств по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Организация перевозок денежных средств, обеспечение условий для их сохранности

Акты ревизии кассы. Устная информация, полученная от ответственных  сотрудников.

4.

Правильность подсчета итогов в платежных ведомостях. Правильность оформления документов при депонировании  заработной платы. Провести сверку первичных  документов по зарплате с данными  отчета по кассе

Ведомости зарплаты, кассовая книга.

5.

Соблюдение лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Кассовая книга,

первичные документы.

6.

Правильность составления  корреспонденции счетов. Соответствие записей в кассовой книге записям  в главной книге и формах бухгалтерской  отчетности по счету 50 "Касса"

Кассовая книга, главная  книга, лицевые счета.

7.

Проверка наличия договоров  на открытие счетов в банке, наличия  выписок банка о движении денежных средств, наличия оснований для  списания со счета денежных средств.

Выписки банка, договора

8.

Сверка остатков денежных средств по счету в банке с  данными бухгалтерского учета на отчетную дату. Соответствие сумм, указанных  в выписках банка, суммам, указанным  в приложенных к ним платежных  документах

Выписки банка, кассовые документы.

9.

Полнота и достоверность  банковских выписок. Обоснованность перечисления денежных средств с расчетного и других счетов, в т.ч. по акцептованным платежным поручениям

Выписки банка, первичные  документы

10.

Правильность составления  корреспонденции счетов. Соответствие записей в выписках банка записям  в синтетическом и аналитическом  учете по счетам 51, 52, 56, 57 и формах бухгалтерской отчетности

Главная книга, выписки банка, лицевые счета.


 

 

2.3. Этапы аудита бухгалтерской  отчетности

 

Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

 

2.3.1. Ознакомительный этап

Первый этап аудиторской  проверки бухгалтерской финансовой отчетности включает:

  1. Предварительное планирование

Порядок планирования аудита определяется как Международным  стандартом аудита МСА 300, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №

Планирование аудита (планирование аудиторской проверки) — это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего достигнуть проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки  зрения выбранного критерия, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и  последовательности проведения аудиторских  процедур.

Аудиторская проверка, как  правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за этих ограничений на крупном  и даже среднем по мощности предприятии  провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, которая предусматривает:

  • рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;
  • предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;
  • определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, т. е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, составляемого  аудитором в письменной форме, цель которого:

    • предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
    • оценить издержки по их проведению;
    • достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
    • иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Планированию предшествуют предплановая подготовка, которая включает в себя:

    • получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, структуре и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);
    • оценка существенности;
    • оценка аудиторского риска;
    • изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.

Многие аудиторские фирмы  разрабатывают свои внутренние стандарты  плана проверки, приспособленные  к отраслевой специфике клиентов.

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Аудиторская организация  должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные  вопросы, связанные с проведением  аудита.

Планирование аудитором  своей работы способствует тому, чтобы  важным областям аудита было уделено  необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и  работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами  группы специалистов, участвующих в  аудиторской проверке, а также  координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать  отдельные разделы общего плана  аудита и определенные аудиторские  процедуры с работниками, а также  с членами совета директоров и  членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта и иметь  информацию о:

    • внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
    • внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

    • организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
    • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
    • структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
    • технологическими особенностями производства продукции;
    • уровнем рентабельности;
    • основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
    • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
    • существованием дочерних и зависимых организаций;
    • организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
    • принципами формирования оплаты труда персонала.

Новому аудитору целесообразно  связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных  вопросах по поводу применения принципов  учета, аудиторских процедур или  оплаты. Но предварительно аудитор  должен согласовать возможность  такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные  вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может  быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить  ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего  аудитора или предыдущий аудитор  отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может  воспользоваться информацией, предоставляемой  юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения  сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества.

При оценке причин приглашения  аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей  финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или  предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор  должен собрать больший объем  материала с подтверждением достоверности  отчетности.

Общая информация о предприятии  необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о  достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности